blogtn.ru

Любовь и ФСС

Город Гусиноозерск (100 километров от столицы республики Бурятия). Ул. Ленина, 15, небольшое уютное помещение на первом этаже типовой пятиэтажки. У двери с ярко-красной табличкой «Общество инвалидов Селенгинского района» — асфальтированная дорожка, пандус, поручни.

За дверью вас встречает председатель местной организации Бурятского отделения всероссийского общества слепых Борис Хлебников и его бессменный помощник, секретарь-чтец Валентина Георгиевна. Из-под рабочего стола председателя выглядывает Алтай — первая в Селенгинском районе собака-проводник, прибывшая сюда совсем недавно из далекого подмосковного поселка Купавна. На стене – полки с рукоделием членов общества, грамотами, спортивными наградами, венчает которые яркая надпись — «Бурятской организации общества слепых — 85 лет».

БО ВОС + ФСС = семья

Борис Хлебников родился и вырос в Селенгинском районе. Здесь закончил школу, получил образование машиниста экскаватора, отслужил в армии. 20-летним пареньком пришел к отцу на шахту «Гусиноозерская» в чем-то помочь, и в этот момент там случился взрыв. Глаза обожгло так, что предметного зрения, несмотря на многочисленные операции, вернуть не удалось. Начать новую жизнь помогли тогдашний председатель общества слепых Нина Николаевна Баранова и секретарь Зоя Андреевна. Нина Николаевна также была инвалидом по зрению. Ее слова о том, что отчаиваться не стоит, надо адаптироваться к новой жизни, убедили и внушили уверенность. Бориса Хлебникова отправили в реабилитационный центр всероссийского общества слепых в городе Бийске, где учат ориентироваться в пространстве, не бояться выходить на улицу, освоить профессии столяра и сапожника.

Так понемногу пришла вера, что все получится. Вскоре Борис познакомился с работником социальной службы, с которой решил создать семью. Из Мухоршибирского района привез избранницу в Гусиноозерск, где Ирина Алексеевна стала работать уполномоченным Регионального отделения Фонда социального страхования по республике Бурятия. Недавно в семье Хлебниковых родился третий ребенок, есть уже и внук, так что о сотрудничестве государственных структур и общественных организаций здесь знают не понаслышке.

В Гусиноозерске появилась первая собака – проводник

– Одно из первых начинаний, которое мы предприняли с супругой, она же уполномоченный Регионального отделения Фонда социального страхования по республике Бурятия, стало оповещение инвалидов по зрению о том, что в Селенгинском районе действует местная организация Бурятского отделения Всероссийского общества слепых, – рассказывает Борис Хлебников. – Наша организация объединяет сразу четыре района, так называемый «южный куст» Бурятии — Селенгинский, Кяхтинский, Закаменский и Джидинский. Когда ввели закон о персональных данных, узнать у медиков, какой человек получил инвалидность, где он проживает, чтобы сообщить ему о нашей общественной организации, стало невозможно. Тогда мы напечатали рекламные листовки с телефонами, разъяснением, чем мы занимаемся, и положили эти листовки в кабинет уполномоченного Регионального отделения Фонда социального страхования, который посещаютв том числе и инвалиды по зрению. Сегодня в нашей организации состоит 150 членов, хотя на самом деле инвалидов по зрению намного больше. Конечно, есть те, кто не хочет признавать себя инвалидом, кто всю жизнь прожил, как все, а с возрастом потерял зрение. Но если человек получил группу инвалидности, он должен знать, что имеет право на получение от государства технических средств реабилитации, прохождение санаторно – курортного лечения, другой помощи. Приехал человек из деревни в районный центр в ФСС, увидел нашу листовку и зашел к нам в соседнее здание. Здесь мы ему рассказываем, чем занимаемся, чем можем помочь.

Сегодня в программе реабилитации прописывают все, на что имеет право инвалид, а когда-то мне приходилось самому ездить в Улан-Удэ в медико – социальную экспертизу, привозить туда документы инвалидов, доказывать что-то. Благодаря такой работе многие инвалиды по зрению сегодня имеют навигационный телефон, другие технические средства, помогающие ориентироваться в пространстве. Многие ходят с тростью – универсальный инструмент для инвалида. Поскольку мой дом находится от организации в 3 км 200 м., а добираться только с помощью трости с возрастом стало сложновато, в прошлом году подал заявку в Фонд социального страхования на собаку – проводника. Когда подошла моя очередь, поехал с Подмосковье, познакомился с Алтаем, жил там с ним две недели и в итоге привез в Селенгинский район первую собаку – поводыря, с которой теперь не расстаюсь ни на минуту. Мы с Алтаем ходим по улицам Гусиноозерска, и люди понимают, что в нашем обществе есть незрячие, есть маломобильные, просто есть такие, кто нуждается в помощи.


Комментарий

Лапин Анатолий Александрович – председатель Бурятского отделения Всероссийского общества слепых.

– Борис Хлебников – один из лучших наших председателей местных организаций, который уже много лет проводит целенаправленную работу по защите прав инвалидов по зрению, организации их досуга, обеспечения доступной среды. Он один из немногих, кто добился того, чтобы офис местной организации был обеспечен безбарьерной средой, входной группой без порога, пандусом, асфальтированной дорожкой. Каждый год расширяется наше сотрудничество с ФСС, благодаря которому в республику поступают плееры, «читающие машины» и другие средства. В рамках заключенного соглашения о взаимодействии БО ВОС и ФСС я участвую в приемке всех поставляемых инвалидам по зрению ТСР, а также экспертизе поставленного товара на предмет соответствия его количества, объема и качества требованиям, установленным в контракте. За последние пять лет, к примеру, в Региональное отделение ФСС по Бурятии обратилось 1498 инвалидов по зрению. За это время было выдано 3298 единиц технических средств реабилитации (в том числе по заявкам, поданным ранее указанного периода), включая электронные стационарные видеоувеличители, электронные ручные видеоувеличители (1457 штук), медицинские термометры и тонометры с речевым выходом (1080 штук), трости тактильные (761 штука), собаки – проводники (2 штуки). Всего в республике проживает на сегодня 10 собак – проводников. Даже если в реабилитационную программу инвалида вписана такая собака, он очень редко пользуется такой возможностью, что связано с рядом обстоятельств. Собака – проводник должна каждый день ходить по маршрутам, иначе она разучится всему, чему ее научили. Многие из наших членов общества живут в частном секторе, но собаку – проводника нельзя посадить на цепь, потому что охранник с нее никакой. Играет значение и тот факт, что далеко не везде даже в городах у нас создана безбарьерная среда.

Читайте также:

Татьяна Никитина журналист

Я родилась и живу в Улан-Удэ – столице республики Бурятия, работаю журналистом и верю в людей, которые каждый день строят здесь наше общее будущее. Мои герои - это политики, артисты, юристы и обычные люди, достойные восхищения. Нет занятия интереснее, чем разбираться в том, что с нами происходит. Удачи всем!