Глава государства дал поручение разработать стратегию государственной политики в области защиты прав потребителей до 2030 года. Стратегия должна увидеть свет уже этой осенью, причем быть адаптированной к каждому региону, то есть учитывать особенности конкретного субъекта и наиболее острые проблемы, возникающие у потребителей.
О том, какими видятся эти проблемы в Бурятии, мы поинтересовались у директора республиканской общественной организации «Союз потребителей» Александры Васильевой.
— Александра Васильевна, когда государство берется за такую масштабную вещь, как защита прав потребителей, значит, произошло что-то чрезвычайное. Как вы думаете, что именно?
— Идея разработать стратегию в области защиты прав потребителей прозвучала на заседании президиума госсовета, который состоялся месяц назад в Нижнем Новгороде с участием Владимира Путина. Ключевой темой этого статусного мероприятия стала работа микрофинансовых организаций, деятельность которых и раньше вызывала возмущение, а после озвученного с высоких трибун и вовсе стала ассоциироваться с беспределом. К примеру, приводились цифры о том, что общий годовой процент таких организаций колеблется на уровне 600%, что в десятки раз больше банковских и даже тех, что существовали в известном произведении у старухи-процентщицы. Чтобы расплатиться с такими процентами, люди берут новые займы и кредиты, залезают в еще большие долги, на фоне которых неизбежно появляются коллекторы.
Если внимательно посмотреть, то на сегодня большинство ужасных историй, фигурантами которых становятся коллекторы, это истории не банковских долгов, а долгов микрофинансовым организациям. Агентства покупают такую задолженность с правом требования 10 процентов от суммы задолженности за неделю своей работы. Если в Сбербанке невозврат кредитов достигает 3 процентов, в крупных банках допускается, что не отдать кредит может каждый третий, то в микрофинансовых организациях — невозврат достигает половины всех кредитов. Это значит, что проценты, под которые отдаются эти деньги, таковы, что даже если каждый второй эти деньги гарантированно не отдаст, ничего страшного с микрофинансовой организацией не случится. Каждый первый заплатит столько, что хватит, чтобы покрыть и расходы, и убытки от неплатежей, и все это как бы в рамках закона. Дело дошло до того, что сами банки начали создавать микрофинансовые организации. Количество жалоб на эту тему зашкалило настолько, что теме не просто был посвящен госсовет, но и последовали дальнейшие шаги по исправлению потребительского рынка в сфере финансовых услуг.
— Как вы думаете, как будет выглядеть стратегия применительно к нашему региону?
— Как можно судить из появившихся материалов, к ноябрю этого года при участии общественных организаций правительство страны совместно с региональными властями должно подготовить методические рекомендации по разработке и реализации программ по обеспечению прав потребителей. Через год в каждом субъекте должен появиться координационно-совещательный орган, который будет предметно заниматься этими вопросами.
Поскольку тема задолженности наших граждан перед финансовыми организациями Бурятии особенно близка, планируемые изменения должны существенно изменить ситуацию. Насколько можно понять, вместе с Банком России сегодня идет законодательная работа, чтобы определить тот процентный потолок по договору потребительского займа, выше которого микрофинансовая организация не вправе начислять и взимать с гражданина проценты и неустойку. Планируется также увеличить штрафы и даже ввести уголовную ответственность в отношении тех руководителей, которые предоставляют потребительские займы нелегально.
— Складывается впечатление, что стоит только принять соответствующий закон или собрать координационный совет, и все проблемы уйдут. Как юрист, много лет занимающийся правами потребителей, что вы об этом думаете?
— На заседании президиума госсовета глава государства начал разговор с того, что мы живем в обществе, в котором все более доминируют потребительские отношения. Он привел такой пример, что за последние 20 лет количество обращений наших граждан в разные инстанции по вопросам защиты прав потребителей увеличилось в 100 раз. Достаточно вспомнить 1992 год, когда в нашей стране вышел закон «О свободе торговли». 29 января Ельцин подписал этот указ, а буквально на следующий же день тысячи людей вышли на улицы торговать кто чем может, включая бабушек на Красной площади и девушек на Тверской. С тех пор каждый раз законодатель регулирует эту сферу, учитывая экономическую ситуацию, продовольственную безопасность, качество товаров и услуг.
Вспомните, было время, когда алкоголь и сигареты составляли 90 процентов ассортимента уличных киосков. Все это запретили, уродующие внешний облик города киоски убрали, несмотря на крики индивидуальных предпринимателей, лозунги о защите частного бизнеса. В этой части права и интересы потребителей победили. А вот в ситуации с технически сложными товарами победили предприниматели, пролоббировав закон о том, что плееры, телевизоры, фотоаппараты и мониторы не входят сегодня в перечень таких товаров, несмотря на их очевидную «сложность» в техническом отношении. Иными словами, если многие годы, купив некачественный телевизор, вы имели право вернуть его в тот же магазин и потребовать взамен деньги, то сегодня — только на ремонт в течение гарантийного срока.
Месяц назад вступил в силу закон о натуральном возмещении по ОСАГО автовладельцам, пострадавшим в ДТП, который также можно рассматривать как результат блестящего лоббизма страховых компаний. Если раньше пострадавшие автовладельцы имели право потребителя получить деньги и самим осуществить ремонт машины, то сегодня интересы страховых компаний оказались важнее прав потребителей. Все это говорит о том, что законы в этой сфере действительно работают, они важны, чрезвычайно подвижны и зависят от многих факторов.
Справка:
Согласно итоговому отчету председателя Верховного суда Бурятии Альбины Кирилловой в 2014 году количество дел о защите прав потребителей возросло на 10 процентов по сравнению с 2013-ом, в 2015 –ом – на 38,8 процентов (рассмотрено 6073 против 2329 дел), в 2016 –ом – на 28 % (рассмотрено 8 426 дел. По договорам с финансово-кредитными учреждениями – 6 510 дел, по договорам в сфере торговли, услуг – 1 916 дел).