Фото: личный архив С. Лобозерова
Писатель Степан Лобозеров не нуждается в представлениях. Настоящий классик, самый успешный из бурятских драматургов, он только на первый взгляд живет отшельником на берегу Байкала. Степан Лобозеров пишет публицистику, где есть политика, экономика, культура и все, что происходит сегодня с каждым из нас.
Лобозеров – публицист, интересен своим живым словом, что по нынешним временам встретишь нечасто, взглядом человека, многое видевшим на своем веку, и каким-то интуитивным знанием истины, которое и лечит, и учит, и дает надежду. Сегодня его статья об этом.
По закону или справедливости?
«Так мы что, действительно оккупанты? Ведь если мы вторглись в чужую страну, то по всем международным законам… Значит – это справедливо, что нас ненавидит весь мир, ведь не может же весь мир ошибаться, и только одни мы…»
Даже у некоторых искренних патриотов нашей страны, (не говоря уже о «других») вопросы эти застряли где-то в подсознании и мешают до конца увериться в своей правоте, погасить даже тени каких-либо сомнений. А у тех, кто в своей правоте не уверен, не может обосновать, отстоять свою правду, появляется злоба, ненависть, толкающая человека на поступки, которых бы он раньше не совершил. А главное, чувства эти, начинают разъедать его изнутри постепенно, превращая человека в подобие зверя.
Раньше, в народе, начиная разбираться в каких-либо тяжбах, запутанных вопросах, стороны договаривались, какими нормами будут руководствоваться, и звучало это так: «По закону или по справедливости?»
Видимо, имеет смысл и при выяснении современной ситуации вокруг СВО попытаться руководствоваться этими же критериями, но для большей убедительности и беспристрастности попробуем разобраться во всех этих вопросах сначала с точки зрения законов (в данном случае международных), а затем и по справедливости.
Итак, рассматриваем эти законы, соотносим их с современной реальностью и приходим к выводу (вернее в очередной раз убеждаемся), что с некоторых пор законы эти совершенно не работают. Очевидность этого такова, что тратить время на доказательства того, что итак всем давно известно просто бессмысленно.
Кто, например, ответил, кого осудили за то, что на кровоточащие куски была разорвана Югославия, превращена в территорию беспрерывной войны, процветавшая Ливия, разрушенный и разграбленный Ирак, Сирию – перечислять можно еще, но об этом итак уже много сказано. О чем можно говорить, если и за трагедию Хиросимы никто не только не покаялся, но даже не извинился.
Вывод – если никаких международных законов нет, то и суда быть не может («на нет и суда нет.») Да, понимаем, взамен законов есть правила, согласно которым тем, кто их установил, можно абсолютно все, а остальным ничего. Но дело в том, что с некоторых пор мы во всеуслышание заявили, что подчиняться этим правилам отказываемся, а будем действовать согласно своим законам и своим интересам. Сделали это не потому, что такие супер-храбрые, а потому что стало совершенно ясно – если мы и дальше будем подчиняться этим правилам, то страны нашей просто не станет.
Кто за что сражается
Однако парадокс в том, что относительно СВО мы и правил-то этих не нарушили. Начав СВО, мы сделали то, что Запад проделывал много раз. В военной доктрине США, например, есть понятие «упреждающая оборона». Это когда США решат, что какое-либо государство угрожает или в будущем может угрожать их безопасности. Поэтому лучше заблаговременно «вбомбить его в каменный век». Что они не единожды и совершали. Мы же используем это, чтобы снова не повторился 41-й год с еще более страшными последствиями. А еще те же американцы утверждают: кто на кого напал совершенно не важно, важно, кто за что сражается. То есть они сражаются за демократию и свободу человека (как пояснил президент Байден, в первую очередь за свободу для представителей ЛГБТ). Мы же сражаемся за наше выживание – ведь не мы подошли к границам НАТО, а они к нам.
Как сказал экс- советник главы пентагона, американский полковник Макгрегор: «…это идеологическая проблема. Россия отказывается принимать абсурдные новые ценности, навязываемые Западом, она отстаивает свои интересы… конечно же, это преступление, и мы хотим уничтожить ее за это.» Так что главный аргумент украинцев: «Вы на нас напали, нарушив все международные законы», на котором построена вся их пропаганда, не имеет под собой оснований из-за отсутствия международных законов. А Запад, многократно повторяя о «не спровоцированном» вторжении, не просто умалчивает, а запрещает говорить о причинах, которые к этому привели.
Что же касается утверждения «Не могут же все СМИ свободного мира говорить неправду», надо просто вспомнить нападение Грузии на Южную Осетию и как эти СМИ преподносили кадры обстрела грузинами Цхинвала как обстрел русскими Тбилиси. Причем все в раз, по единой команде. Можно вспомнить из США интервью осетинки, принятой ими за грузинку; как только она начала говорить, что это Грузия напала на Осетию, передачу тотчас прервали.
Теперь по справедливости. Она, как известно, заключается в исправлении, устранении всяческих несправедливостей, в том числе и исторических. Украинцы считают власть большевиков преступной из-за голодомора, специально организованного ими на Украине. Хотя в действительности от страшного голода тогда пострадали и Кубань, и Поволжье, и Казахстан, и центральные области РФ, то есть это не была акция, специально направленная на украинцев. Но преступления, направленные против отдельных народов, действительно были, это их выселение из родных мест, вместе с грудными детьми и немощными стариками. И хотя потом им разрешили вернуться в родные места, шрамы от этого в исторической памяти останутся надолго.
А вот несправедливость (точнее историческое преступление) против части русского народа исправлено не было. Еще при жизни Ленина новообразованной Украине были переданы исконно русские юго-западные области Российской Федерации. При этом не был проведен не то что референдум, не было даже простого опроса, ибо ранние большевики ожидали тогда скорого наступления Мировой революции и работали на ее интересы, а не на интересы отдельных народов (все равно скоро во всем мире будет советская власть). Однако мировая революция не состоялась, а жители Донбасса и Луганщины так и остались в составе Украины, где подверглись жесткой украинизации. Без знания украинского языка, например, человек не мог занять даже самую незначительную должность в государственных структурах. То есть взрослых людей, выросших в своей культуре, стали грубо переделывать в людей другой национальности. А оправдания, что все это происходило в границах одного государства, не работают, ведь официально все союзные республики были отдельными государствами, добровольно объединившимися в единый союз, и имевшими конституционное право в любое время также добровольно из него выйти. Что и произошло.
Вспомним историю
Известно отношение украинской власти к людям этих областей – все светлое во Львове, а на Донбассе рвань, пьянь, наркоманы, «генетический мусор» и т.д. А вся вина их заключалась в том, что они не хотели забыть, что они русские. Когда же после майданного переворота и запрещения русского языка, они заявили о своем несогласии с этим, посыпались предложения: «Сбросить на них атомную бомбу», «оградить колючей проволокой» и т.д. На вопрос же, почему украинцы не хотят возвратить незаконный подарок от «преступной власти» (ведь это и будет настоящая декоммунизация), раздаются только ритуальные проклятия. Украинские власти не захотели дать этим землям даже автономию в составе Украины, предпочтя этому войну. Даже не предвзятому наблюдателю ясно, что справедливость на стороне тех, кто не по своей воле оказавшись в границах чужого государства стремятся возвратиться на Родину. А уж нам, для кого эти люди являются родными по духу, это яснее ясного. И то, что мы имеем возможность хоть как-то поучаствовать в восстановлении справедливости, должно наполнить нас спокойной уверенностью в правоте наших действий. А вот если бы мы и дальше смотрели, как убивают наших братьев и ничего не делали, оправдываться пришлось бы долго, многословно, но неубедительно.
Однако, уж если быть справедливыми до конца, то надо рассмотреть и другой вопрос: а какое отношение имеет Украина не только к Донбассу, но и ко всей Новороссии? Можно взглянуть на историческую карту, с какими землями вошел Богдан Хмельницкий в состав Русского государства. Это несколько центральных областей современной Украины, а к югу и востоку от них простиралась так называемая «дикая степь», владения Крымского хана, главной статьей дохода которого являлась продажа в рабство невольников, угнанных из славянских стран. Русское государство в 18-м веке постепенно отвоевывало у крымских ханов эту дикую степь и заселяло ее, причем не только русскими, но сербами, греками, немцами и другими народами.
Однако не найти в тех местах даже самого захудалого городишки с названием типа Сагайдачный, Мазепинск и т.д. Вся эта территория полита русской кровью, а затем освоена и заселена. Селились там позднее и украинцы, бежавшие из владений Польши, но как поселенцы, а не как отвоевавшие эти земли воины. Такова история, вернее предыстория сегодняшних событий и подтвердить ее могут как наши архивы, так и исторические документы других государств. Однако беспристрастный наблюдатель, не желая принимать чью-то сторону, обычно произносит уклончивое: у каждого своя правда.
У каждого своя правда
Попытаемся поближе рассмотреть их правду и то, как воспринимаем ее мы. Основа их правды известна: «вы на нас напали», «разбирайтесь со своими проблемами у себя, а то, что делается у нас, не ваше собачье дело». Да, проблемы надо решать, но если главную из них создали вы, к вам мы и пришли, чтобы с ней разобраться.
Как бы поступили США, если бы мексиканцы, например, сделали то же, что и вы? Сколько бы дней или даже часов просуществовало бы их правительство? Ответом украинцев будет или дикая брань, или презрительно-высокомерное: «А вы что, Америка?».
Нет, мы не Америка, поэтому без веских причин ни на кого не нападаем. Да, нам необходимо разобраться со своими проблемами, но если главную для нас создали вы, отдав свои земли нашим исконным врагам, к вам и пришли с ней разобраться.
Их правда состоит как бы из двух уровней: первый – это «вера, держава, нация», что нам вполне понятно и даже близко. И в то же время президент Зеленский заявляет, что Украина сражается за то, чтобы Запад смог сохранить свое господство над миром в этом столетии. И, судя по всему, население поддерживает его в этом: «мы – европейцы, а вы – орда!» «Воздух свободы без грязной рашки!». «Среди цивилизованных стран вам места нет!» (И слава богу, что нет, мы уже успели чуток хлебнуть этой цивилизации!) И самое страшное в том, что украинцы с радостью и чуть ли не с песнями идут умирать за это. Но ведь вера, нация и держава не только не вписываются в новые ценности Запада, но и как раз противоположны им. Что реально и происходит. Благодаря православию и появилось государство Богдана Хмельницкого, так как православные, поданные Речи Посполитой не хотели, чтобы их превратили в католиков. Но сейчас традиционное православие в Украине преследуется, горят храмы, даже главные святыни вывозятся из Киево-Печерской лавры туда, где воцарился сатанизм.
Нация? Но почти половина граждан разбежались по разным странам и большинство из них возвращаться не желает. И процесс этот продолжается. Держава? Но вся промышленность распродана и разграблена, часть земель вместе с народом уже ушла из Украины. А на международном уровне обсуждается, какая часть территории останется Украиной и останется ли вообще что-то.
Парадокс в том, что за цели и ценности, на словах провозглашённые в Украине, сражаемся сейчас как раз мы. А украинцы фактически сражаются против ими же провозглашенных целей, и процесс идет к своему логическому завершению. Так уже было. Тогда – «За нами великая Германия», сейчас – «за нами весь цивилизованный» (до осатанелости) мир. И тогда, и сейчас против мира русского.
Они пытаются выдать всему миру «правду» о том, что наши солдаты со звериной жестокостью убивают их стариков, женщин, детей. Но, не имея никаких реальных доказательств этого, они организовали кровавую провокацию в Буче своими силами. И эта ненависть к нам клокочет не только в Украине, судороги от нее охватили всю Европу. Даже в благополучной Дании, с которой у нас никогда не было никаких конфликтов, выходят газетные статьи с заглавием: «все русские должны умереть». В то же время даже американцы вынуждены признать, что мы воюем «в белых перчатках», «одной рукой» и что если бы мы воевали, как они, по методу «вбомбить в каменный век», то операция закончилась бы через неделю.
А бывшая русская интеллигенция Украины, еще более прозападная, чем наши либералы, с удовольствием и большой готовностью променяла свое русское первородство на чечевичную похлебку «европейства».
Однако у этой, казалось бы, иррациональной ненависти есть и причина материальная: для них мы – нищеброды, никогда не видевшие не только унитазов, но и асфальта. Отношение к нам напоминает взгляд лакея богатых господ на своих бывших односельчан: «я то теперь рядом с господами живу, а вы там все щи лаптем хлебаете». И куча опять же «остроумных» эпитетов: «быдло», «ватники», «лаптеногие» и прочее.
Государство- цивилизация
И, надо признать, зерно исторической правды в этом есть. Если оглянуться назад, то Украина и в позднесоветские времена, и после распада, при котором ей досталось больше всех, жила намного лучше нас. Если в РФ был тотальный дефицит (пахнущие колбасой электрички из Москвы), то у них было изобилие во всем. И оказавшийся в РФ украинец с презрением смотрел на эту бедность: тунеядцы, алкаши, ни на что неспособные, еще и наше сало съели. В этом и разгадка превращения бывших русских в ярых бандеровцев – еще в детстве они слышали рассказы своих бабушек о том, как трудно им жилось где-нибудь в Рязанщине, Вологодчине или Сибири. И как счастливы они были, переехав в цветущую Украину. «И теперь эти нищеброды снова хотят загнать нас в бараки? Да никогда!».
И мало кто тогда знал, что все их благополучие основано на том, что из РФ высасывались последние соки во имя превращения союзных республик, граничащих с Западом, в сияющие витрины социализма. А доноров у СССР были только два – РФ и Беларусь.
Кроме нищеты нас стараются как бы уязвить и уличить в расовой неполноценности: «Мордва болотная, монголо-татары, оленеводы, орда и т. п.», но мы не только не отказываемся, но и гордимся, что сумели объединить на огромной территории больше сотни народов, которые, веками проживая вместе, перенимая опыт друг друга и обогащаясь им, создали особую цивилизацию. Причем если в США действует или по крайней мере действовал принцип плавильного котла, «проварившись» в котором все становятся американцами, то у нас каждый народ хранит свою религию, свою историю, свой язык и свою культуру. А все вместе предстали перед миром как особая, уникальная цивилизация. И хотя ее еще называют «русский мир», все народы имеют в нем одинаковые права и совместно выступают за защиту этой земли.
Еще в Ливонской войне в войсках Ивана Грозного сражалась татарская конница. А в 1812 году совместно с казаками наводили на французов ужас татарские, башкирские, калмыцкие конные полки. В Первую мировую войну прославилась так называемая «дикая дивизия», состоявшая из горцев Северного Кавказа. А на востоке страны с войсками маньчжурской династии Цин сражалось русско-бурятское, так называемое унтовое войско.
Они говорят, что русский мир жаждет всех уничтожить, а история говорит, что он столетиями, словно некая гигантская «матрица», создавал вокруг себя новые народы и государства. Если бы не Россия, не было бы никакой Финляндии, была бы глухая провинция Швеции. Не было бы Латвии, Эстонии, а были бы владения Тевтонского Ордена, в котором коренные жители не имели права на ночь остаться в городе. А литовский Вильнюс по-прежнему был бы польским Вильно, да и сама Польша в очередной раз возродилась с разрешения России (подарили независимость). Закавказские государства в современном виде своим возрождением, после того как были на грани исчезновения, тоже обязаны России. То же самое с современными государствами Средней Азии. А кто освободил от турецкого владычества балканские народы? За освобождение Украины, столетиями бывшей окраиной Речи Посполитой, русское государство вынуждено было вести с Польшей, в те времена находившейся в расцвете сил, тяжелейшую, кровопролитную войну, а русское государство тогда только возрождалось после великой смуты.
Сейчас же сами украинцы, лояльные к России и выступающие против бандеровщины, говорят нам: «Вы просто не понимаете, не представляете, как вас там ненавидят».
Остаться человеком
Русский мир – это единственное государство-цивилизация, которое Запад, даже во времена наивысшего своего могущества, так и не смог покорить, хотя от Европы нас не отделяли ни моря, ни океаны, ни горные массивы. А русская равнина являлась идеальным полем битвы как для рыцарской конницы, так и для механизированных армад. Все остальные Запад превратил в колонии, полуколонии или в своих вассалов. И только Россия сумела выстоять, несмотря на то, что и в промышленном, и в военном отношении, и по количеству населения Запад был неизмеримо сильнее. И не просто выстояла, а бывали времена, когда сами европейцы жаловались, что: «ни одна пушка в Европе не может выстрелить без разрешения русского царя». Самый знаменитый военный теоретик Европы Клаузевиц говорил, что Россию победить невозможно. Прославленный маршал Наполеона Бернадот говорил своим солдатам: «Берите пример с русских, для них ничего невозможного нет». Основатель Германской империи Бисмарк завещал: «воюйте, с кем угодно, но никогда не ходите на русских».
Совсем не так давно идеологи Запада возвестили о конце истории в силу того, что Запад окончательно утвердил свое господство над миром и оно будет вечным. Возражать этому не решился никто, видя, что происходит с теми народами, которые пытались оказать хотя бы малейшее неповиновение. И только русский мир оказался верен себе – публично заявив, что не будет подчиняться новоустановленным правилам, а станет жить согласно своим законам и традициям. И вспыхнула война. Но на этот раз против нас встала не только объединённая Европа, а весь «золотой миллиард».
Но как один сорвавшийся камень может вызвать лавину, сметающую все на своем пути, так и наше сопротивление вызвало тектонические сдвиги во всем мире. Для нас же самой большой трагедией является, что фактически мы оказались вовлечены в гражданскую войну – ведь совсем недавно мы являлись гражданами одного государства, а исторически являлись одним народом. Однако современные технологии могут делать с людьми все что угодно. И сейчас территорию Украины черным туманом накрыла ненависть, ядовитые клубы которой, окутывая всех и проникая внутрь, не позволяют нормально слышать, видеть и думать.
А наши воины сейчас вынуждены входить в эту зону поражения, подвергая себя, кроме всего прочего, облучению этой ненавистью, которая разъедает в человеке все человеческое. А цель этой операции и противостояние со всем Западом в том и состоит, чтобы человек остался человеком, таким, каким его создал Бог и природа. Остаться, может быть, единственным государством-цивилизацией в постхристианском, с уже явными признаками победы в нем сатанизма мире и единственным, не отрекшимся от традиций своих предков. А не впустить в себя излучаемую на них ненависть и не заразиться ею каждому нашему бойцу поможет твердая и спокойная уверенность в том, что делают они то, «что должно», и совершить это могут только они.