На фото: Анна и Роман, 22 июня в День памяти и скорби близ деревни Кузовлево, на границе территорий Москвы, Московской и Калужской областей на закладке камня будущего Парка Героев России и Советского Союза
Десять лет назад в республике началась работа по поиску родственников солдат, погибших в 1941 году под Москвой в составе 93 Восточно – Сибирской стрелковой дивизии. Тогда мемориал воинской славы близ деревни Кузовлево впервые посетила делегация родственников, которая привезла в Улан-Удэ личные вещи солдат, смертные медальоны и удивительные рассказы о людях, годами в свободное от работы время ведущие раскопки в местах боевой славы. Позднее в республике был создан собственный поисковый отряд «Рысь», ежегодно принимающий участие в вахте памяти на мемориале воинской славы близ деревни Кузовлево. Год назад в поисковом движении двух регионов произошло удивительное событие – боец подольского поискового отряда Роман Шмаков и боец бурятского поискового отряда Анна Андреева решили быть вместе.
Все произошло как-то само собой. Каждый год они встречались в Подольске и, по их собственным словам, как будто не испытывали особых влечений друг к другу. Анна преимущественно работала в Подольском архиве, отвечала на запросы родственников погибших солдат, принимала участие и в полевых работах. Но год назад хобби превратилось в судьбу, Роман предложил остаться в Подольске, и Анна, не раздумывая, согласилась. Теперь в их подольской квартире лежат четки и буддийские благовония, варятся позы, а во дворе растет привезенный из Бурятии кедр. Этим летом они приехали в Бурятию навестить Аниных родственников и, конечно, встретиться с бурятскими поисковиками.
– Поисковой работой я начал заниматься еще школьником, у нас дача как раз в полосе боев Нарского рубежа, вашей 93 Восточно – Сибирской стрелковой дивизии, – рассказывает Роман Шмаков. – Играли в войнушку с мальчишками. Тут же находили останки, каски, лопатки, оружие. Когда история вот так проходит через твои руки, ты уже внимательно начинаешь относиться к тому, что говорят тебе на уроках истории, показывают по телевизору. Начинаешь задумываться, откуда несоответствия, есть желание покопаться в книгах, архивных документах, поговорить с очевидцами тех событий. Кто нас хвалит, кто ругает – зачем ворошить прошлое. Начинаешь объяснять, что родные ждут, ждут уже 70 лет, для кого-то это очень важно. Для нас всех это очень важно. К примеру, я помню всех своих бойцов, и уже тем более найденные медальоны. Найти медальон – шанс один на миллион, и пока он есть, надо искать.
К примеру, останки фашиста и останки нашего бойца – разительная разница. На 10 найденных фашистов как минимум 9 медальонов, по которым можно легко установить личность. Каждого фашиста хоронили отдельно, они обязательно отпевались, составлялась карта, чтобы потом, когда, они думали, победят и вернутся, погибших можно было найти. Немцы шли на войну, все увешанные, как новогодние елки. Рядом с останками находят зубные щетки, мази на все случаи жизни, крем Нивея, который сегодня в магазинах продают, миллион тюбиков, курительные принадлежности, консервы.
Редкая удача – найти солдатский медальон. Когда мы нашли три медальона на пять человек, это была сенсация. Два медальона прочитались идеально, а одному не повезло. Медальон чуть – чуть не довернули, водичка попала и содержимое медальона превратилось в кашу, имени этого бойца мы уже никогда не узнаем.
Супружеские пары среди поисковиков на самом деле не редкость. Сюда приходят и с детьми, и это удивительно, когда мальчишки и девчонки меняются на глазах. Они становятся совсем другими людьми, другими гражданами. Поисковая работа невероятно сплачивает, влияет на всю твою жизнь, и я рад, что судьба так близко познакомила меня с родиной Анны. Мне было интересно побывать в Бурятии, где живут потомки тех, кто в самые трудные первые месяцы войны отстоял Москву. Кстати, в этом году 22 июня в День памяти и скорби близ деревни Кузовлево, на границе территорий Москвы, Московской и Калужской областей состоялась закладка камня будущего Парка Героев России и Советского Союза. Много лет по поводу этого места между двумя областями шли споры, потому что эту землю едва не отдали под коттеджную застройку. Отвоевали. Это будет грандиозный парк, где высадят 12 тысяч именных деревьев, по форме образующих многонациональную карту Советского Союза. На той карте из деревьев непременно будет и Бурятия. Планируется построить под открытым небом и музей двух войн – 1812 года и Великой Отечественной 1941 – 1945 годов. Так что Подольск и Бурятия отныне связаны навсегда.