23 июня на очередной сессии Народного Хурала член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации – представитель от Народного Хурала Республики Бурятия Александр Варфоломеев отчитался о работе в 2015 году и первой половине 2016 года. Приводим текст доклада.
«Законодательная деятельность Совета Федерации была направлена на решение главных задач социально – экономического развития и национальной безопасности нашей страны, в условиях активизации международного терроризма, санкций, внешнего давления, ухудшения конъюнктуры мирового рынка.
Как отмечалось в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в 2014 году: «Так называемые санкции и внешние ограничения – это стимул для более эффективного, ускоренного достижения поставленных целей».
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в 2015 году: «Мы должны быть готовы к тому, что и период низких цен на сырьё, да и, возможно, внешние ограничения, могут затянуться, и затянуться надолго.
…За текущими проблемами нельзя упускать основные тенденции глобального развития. Стремительно меняются контуры мировой экономики, формируются новые торговые блоки, происходят радикальные изменения в сфере технологий.
Именно сейчас определяются позиции стран в глобальном разделении труда на десятилетия вперёд, и мы можем и обязаны занять место в числе лидеров».
Федеральному Собранию удалось в прошлом году принять сбалансированный федеральный бюджет, в условиях жестких бюджетных ограничений. В нём предусмотрено выделение средств для обеспечения обороноспособности государства, выполнения социальных обязательств, создания условий для роста реального сектора экономики. Ряд предложений членов Совета Федерации был учтен в окончательной редакции федерального бюджета, в частности по вопросу об увеличении объема бюджетных кредитов субъектам Российской Федерации.
Советом Федерации одобрен закон, устанавливающий особенности составления и утверждения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2016 год. В частности, закон увеличивает с трех до пяти лет срок, на который могут предоставляться бюджетные кредиты бюджетам субъектов Российской Федерации. Данная мера будет способствовать стабильности региональных бюджетов.
Повышенное внимание Совет Федерации уделяет социальной сфере. Продлен срок действия программы материнского капитала до 31 декабря 2018 года включительно. Расширена возможность использования средств материнского (семейного) капитала на приобретение товаров и услуг для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов.
Идет активная работа по обеспечению реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы. В частности, состоялось заседание возглавляемого Председателем Совета Федерации В.И. Матвиенко Координационного совета при Президенте Российской Федерации по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы на тему: «Цели и задачи развития «детского бюджета» и социальной инфраструктуры детства как важнейших инструментов реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы».
Важнейшие решения в 2015 году принимал Совет Федерации по международным вопросам, в деле противодействия международному терроризму.
Президент Российской Федерации В.В.Путин, выступая на 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре прошлого года, выдвинул инициативу по формированию широкого антитеррористического фронта на универсальной международно-правовой основе. Сегодня необходимо отложить в сторону разногласия и без каких-либо предварительных условий объединиться ради борьбы с терроризмом.
Именно такая логика лежит в основе операции Воздушно-космических сил (ВКС) России, которая была предпринята в соответствии с обращением сирийского руководства.
Совет Федерации дал согласие Президенту Российской Федерации на использование Вооруженных Сил Российской Федерации в Сирии (статья 102, 1(г) Конституции Российской Федерации), единогласно поддержал обращение Президента Российской Федерации (162 голоса “за”).
В ходе заседаний Совета Федерации принимал участие в рассмотрении и одобрении федеральных Конституционных законов, федеральных законов, поступавших из Государственной Думы.
В рамках заседаний Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, а с января 2016 года Комитета Совета Федерации по социальной политике, принимал участие:
– в обсуждении и рассмотрении проектов федеральных законов, рассмотренных Советом Государственной Думы направленных в Совет Федерации перед первым чтением;
– в подготовке к рассмотрению проектов федеральных законов, принятых Государственной Думой в первом чтении;
– а также в обсуждении и подготовке заключений по федеральным законам, принятым Государственной Думой, к рассмотрению на заседаниях Совета Федерации, в том числе выступал с докладами на пленарных заседаниях:
О Федеральном законе “О внесении изменения в статью 14 Федерального закона “О рекламе” (в части уточнения ограничений, связанных с распространением рекламы в средствах массовой информации);
О Федеральном законе “О внесении изменений в статьи 1 и 2 Федерального закона “Об упразднении некоторых районных судов Пензенской области” и Федеральный закон “Об образовании постоянных судебных присутствий в составе некоторых районных судов Архангельской области”;
О Федеральном законе “О внесении изменений в статью 4 Федерального закона “О создании межрайонных судов и об упразднении некоторых районных, городских судов и образовании постоянных судебных присутствий в составе некоторых межрайонных судов Республики Башкортостан” (об изменении срока вступления в силу Федерального закона);
О Федеральном законе “О применении положений Федерального закона “Об исполнительном производстве” на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя” (уточнение порядка исполнения исполнительных документов на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополь);
О Федеральном законе “О внесении изменений в Федеральный закон “Об информации, информационных технологиях и о защите информации” и статью 14 Федерального закона “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (в части введения государственного регулирования в сфере использования российских программ для электронных вычислительных машин или баз данных);
О Федеральном законе “О внесении изменений в Закон Российской Федерации “О средствах массовой информации” и Федеральный закон “О связи” (в части обеспечения населения Российской Федерации социально значимым пакетом обязательных телерадиоканалов);
О Федеральном законе “О внесении изменений в статью 222 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральный закон “О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации” (о праве, применимом к сделкам, заключенным до дня принятия в Российскую Федерацию новых субъектов Российской Федерации);
О Федеральном законе «О внесении изменений в статьи 8 и 11 Федерального закона “Об органах судейского сообщества в Российской Федерации” (о сроках полномочий председателя и заместителя председателя Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации);
О Федеральном законе «О проставлении апостиля на российских официальных документах, подлежащих вывозу за пределы территории Российской Федерации» (в целях установления правового регулирования общественных отношений, возникающих в сфере проставления апостиля на российских официальных документах, подлежащих вывозу за границу);
О Федеральном законе «О внесении изменений в статьи 26 и 28 Федерального закона «Об Общественной палате Российской Федерации» и статью 8 Федерального закона «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» (об обеспечении деятельности Общественной палаты, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей);
О Федеральном законе “О внесении изменений в статьи 1244 и 1263 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации” (в части определения права автора музыкального произведения, использованного в аудиовизуальном произведении, на вознаграждение за использование произведения путем ретрансляции аудиовизуального произведения);
О Федеральном законе “О внесении изменений в Федеральный закон “Об электронной подписи” (в части совершенствования использования электронной подписи в деятельности органов государственной власти);
Федеральный закон “О внесении изменений в Федеральный закон “Об актах гражданского состояния” (в части создания Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния).
В рамках законодательной работы члена Совета Федерации стал соавтором проектов федеральных законов, таких как:
О внесении изменений в статью 15.34.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в части уточнения ответственности за необоснованный отказ от заключения публичного договора страхования либо навязывание дополнительных услуг при заключении договора обязательного страхования);
О внесении изменений в Федеральный закон “О потребительском кредите (займе)” и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях” (в части сохранения банковской тайны и персональных данных заемщика);
а также поправок к текстам проектов федеральных законов, принятых Государственной Думой в первом чтении:
“О внесении изменений в Федеральный закон “О некоммерческих организациях” в части установления статуса некоммерческой организации – исполнителя общественно полезных услуг”;
“О внесении изменения в статью 17 Жилищного кодекса Российской Федерации” (в части запрета использования жилых помещений в качестве гостиницы, иного средства временного размещения, а также предоставления в них гостиничных услуг)”;
“О внесении изменений в Федеральный закон “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”;
“О внесении изменений в Федеральный закон “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний” и Федеральный закон “Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации”;
“О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование)”;
“О внесении изменений в Федеральный закон “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (исправление даты вступления в силу части законопроекта) “;
“О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции (в целях приведения используемой в части 14 статьи 29 законопроекта терминологии в соответствие с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года .№323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации)”;
“О внесении изменений в Федеральный закон “О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедерации FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”;
“О внесении изменений в Федеральный закон “О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов” и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов”;
“О внесении изменений в Федеральный закон “О физической культуре и спорте в Российской Федерации” (в части регулирования спорта высших достижений и профессионального спорта)”.
Опираясь на опыт работы в Совете Федерации, предложил бы депутатам Народного Хурала Республики Бурятия, при осуществлении Народным Хуралом Республики Бурятия права законодательной инициативы в Федеральном Собрании Российской Федерации, обратить внимание на большие возможности консультативно – экспертного обсуждения законопроектов до внесения их в Государственную Думу.
Совет Федерации совершенствует свою деятельность в плане продвижения законодательных инициатив субъектов Федерации. Так, из 377 законопроектов, внесенных в Государственную Думу в 2015 году законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, 62 (или около 16,5%) рассматривались в предварительном порядке в Совете законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации. В соответствии с Регламентом Совета Федерации комитеты Совета Федерации при рассмотрении региональных законопроектов должны учитывать заключения соответствующих комиссий Совета законодателей.
Возможно, при поддержке членов Совета Федерации, участие аппаратов профильных Комитетов Совета Федерации в работе с подготавливаемыми в Республике Бурятия федеральными законодательными инициативами. Такая форма работы была предложена в ходе выездного заседания Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству в гор. Улан-Уде.
В течение 2015 года, в ходе работы в регионе, участвовал в сессиях Народного Хурала Республики Бурятия, заседаниях Комитетов Народного Хурала Республики Бурятия, посещал районы, регулярно встречался с руководителями Республики Бурятия, представителями органов власти, общественности, с жителями районов, прорабатывал проблемные ситуации на республиканском, и при необходимости, на федеральном уровне.
Одним из направлений в моей деятельности является рассмотрение обращений, письменных, во время личных приемов граждан, в ходе рабочих встреч с населением в районах, и всё возможное содействие в решении высказанных в многочисленных обращениях жизненных вопросов. Мною проводились личные приемы граждан и в Совете Федерации, и в Республике Бурятия. Так, 1 декабря 2015 года проводил прием граждан в Региональной общественной приемной Председателя ВПП «Единая Россия» Д.А.Медведева в Республике Бурятия. Большинство вопросов, которые поднимались на приеме, сложные, с длительной историей – жилищные проблемы, содержание приемных детей, неисполнение судебных решений.
По всем обращениям граждан направлены запросы члена Совета Федерации в органы государственной власти и местного самоуправления, получен ряд положительных ответов, все направленные запросы находятся на контроле до получения конкретного результата.
В Совете Федерации неоднократно проходили встречи с жителями Баргузинского района Республики Бурятия – представителями общественной инициативной группы, по экологическим проблемам обеспечения социально-экономического развития Байкальской природной территории.
По инициативе членов Совета Федерации от Республики Бурятия, Комитетом Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию проводилось расширенное заседание Комитета по вопросу: «Об экологических проблемах обеспечения социально-экономического развития Байкальской природной территории». По итогам обсуждения проблемы, было принято решение Комитета Совета Федерации с учётом предложений, подготовленных в Республике Бурятия. По этой теме работа продолжается, ведутся консультации с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
В своей работе уделял особое внимание следующим направлениям.
- Моногорода Бурятии.
Принимаю участие во всех основных этапах работы по поддержке предложений по развитию моногородов Бурятии.
Особое внимание уделено пос. Селенгинск, где сложилось наиболее сложное социально-экономическое положение.
В июле 2015 года побывал в пос. Селенгинск и на «Селенгинском целлюлозно-картонном комбинате».
В августе 2015 года заместитель Председателя Внешэкономбанка, руководитель Рабочей группы по модернизации моногородов при Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции И.В.Макиева поддержала моё обращение в Рабочую группу и провела серию специальных совещаний по вопросам готовности инвестиционных проектов, которые будут реализованы в поселке Селенгинск Республики Бурятия. На совещаниях, в работе которых принимали участие представители Правительства Республики Бурятия, руководители поселка Селенгинск, инвесторы были приняты решения об ускорении работы по подготовке инвестиционных проектов, реализация которых будет способствовать увеличению рабочих мест и позитивно повлияет на ситуацию в пос. Селенгинск.
После моего обращения ситуация по пос. Селенгинск была взята на контроль Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации И.И.Шуваловым. Были даны соответствующие поручения, наше взаимодействие с Рабочей группой по модернизации моногородов при Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции заметно ускорилось.
В октябре 2015 года в гор. Улан-Удэ состоялось рабочее совещание по вопросам развития моногородов, которое провел Глава Республики Бурятия В.В.Наговицын. В совещании приняли участие заместитель Председателя Внешэкономбанка, руководитель Рабочей группы по модернизации моногородов при Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции И.В.Макиева, Генеральный директор некоммерческой организации «Фонд развития моногородов» И.В.Кривогов.
Обсуждалось социально – экономическое положение пос. Селенгинск и гор. Гусиноозерска, возможные инвестиционные проекты.
Недавно состоялась моя очередная рабочая встреча с заместителем Председателя Внешэкономбанка, руководителем Рабочей группы по модернизации моногородов при Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции И.В.Макиевой, по вопросам развития моногородов Бурятии и финансирования строительства инфраструктуры в рамках реализации инвестиционных проектов. В том числе, обсуждалась оценка перспектив создания территории опережающего социально-экономического развития в пос. Селенгинск (на основе постановления Правительства Российской Федерации от 22 июня 2015 года №614 «О порядке создания территорий опережающего социально-экономического развития в монопрофильных муниципальных образованиях»).
В Государственной Думе рассматривается внесенный депутатами Государственной Думы В.Н.Иконниковым, А.Г.Аксаковым, Н.М.Харитоновым, А.Г.Когогиной, О.А.Куликовым, В.Ф.Шрейдером законопроект № 1048995-6 «О внесении изменений в статьи 34 и 35 Федерального закона “О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации”
(в части расширения категории монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации, на территориях которых допускается создание территорий опережающего социально-экономического развития). В положительном заключении Правительства Российской Федерации отмечается, что: «представляется целесообразным предусмотреть возможность создания территорий опережающего социально-экономического развития для всех категорий моногородов, включенных в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации».
- Вопросы социальной политики.
2.1 Переселение семей из ветхого и аварийного жилья в районе Байкало – Амурской магистрали.
При каждой возможности (пленарное заседание Совета Федерации, круглый стол ответственного Комитета Совета Федерации) поднимал данный вопрос. Отмечал, что снижение федерального финансирования соответствующих программ и подпрограмм, даже в напряженной бюджетной ситуации, нельзя доводить до критического уровня, что требуется безусловное сохранение подпрограммы по переселению из ветхого и аварийного жилья в ФЦП «Жилище» на 2015 – 2020 гг.
В сентябре 2015 года выступил на 378-м заседании Совета Федерации. Сущность вопроса формулировал в следующем виде: сложность в том, что у проблемы, имеющий стаж более 3-х десятков лет, нет единого хозяина или ответственного. Нет единых данных ни о количестве нуждающихся в переселении, ни об объемах необходимых для этого средств. У каждого федерального министерства, которые занимаются данными вопросами, свои сведения и они разнятся значительно, у регионов – свои. В целом – неразбериха. Актуальной является задача – выверять исходные данные, привести всё к общему знаменателю и синхронизировать действия федеральных министерств, ведомств и региональных властей по переселению людей из бараков.
По данному вопросу в июле 2015 года, в соответствии с протокольным поручением Совета Федерации ответственному Комитету Совета Федерации, состоялось заседание Круглого стола на тему: “Проблемы реализации мероприятий по переселению граждан из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало – Амурской магистрали, признанных непригодными для проживания, из многоквартирных домов и индивидуальных жилых домов, признанных аварийными и не подлежащими реконструкции”.
В рекомендациях Круглого стола отмечены следующие факты:
Объем финансирования мероприятий по переселению граждан из жилых помещений, расположенных в зоне БАМа, призванных непригодными для проживания, и (или) жилых помещений с высоким уровнем износа в 2015 году за счет средств федерального бюджета составляет 668 030,0 тыс. рублей.
Объем со-финансирования в 2015 году, предусмотренный утвержденной программой, за счет средств субъектов Российской Федерации и местных бюджетов составляет 461 860 тыс. рублей.
При этом в субъектах Российской Федерации отмечается напряженная финансовая ситуация с фактическим наполнением бюджетов, а выделяемые в рамках ФЦП “Жилище” средства не могут обеспечить выполнение поставленных целей.
Согласно результатам проведенных Счетной палатой Российской Федерации контрольных мероприятий “Проверка целевого использования бюджетных средств, выделенных на реализацию мероприятий по переселению граждан из жилых помещений, расположенных в зоне БАМ, признанных непригодными для проживания, и (или) жилых помещений с высоким уровнем износа, в рамках ФЦП “Жилище” на 2011-2015 гг.” проблема расселения граждан из аварийного жилья наиболее остро стоит в Амурской и Иркутской областях, Республике Бурятия и Забайкальском крае.
Рекомендации Круглого стола, в частности, были следующими:
Федеральному Собранию Российской Федерации:
- Рассмотреть возможность разработки законодательного предложения о внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации в части установления особенностей порядка постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления жилых помещений гражданам, проживающим во временных строениях на территориях субъектов Российской Федерации, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали.
Правительству Российской Федерации:
- Обеспечить выполнение комплекса мер, предусмотренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 января 2014 года
№ 28-р «Об утверждении комплекса мер по обеспечению жилыми помещениями лиц, которым в связи со строительством Байкало-Амурской магистрали было предоставлено временное жилье», в том числе принятия нормативных правовых актов, регулирующих предоставление жилых помещений гражданам, проживающим во временных сооружениях в зоне Байкало-Амурской магистрали.
Это важный социальный вопрос находится на контроле в Совете Федерации.
2.2 Обеспечение жилищных прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Неоднократно поднимал вопрос обеспечения детей-сирот жильем на заседаниях Совета Федерации, а также перед заместителем Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец.
Предложил проводить более результативную работу по обеспечению жильем детей-сирот на федеральном уровне. Для этого целесообразно предусмотреть в федеральном бюджете целевые средства по той же схеме, которая применялась для обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны.
Поэтому считаю необходимым проверить силами Счетной Палатой Российской Федерации деятельность соответствующих федеральных министерств и ведомств, которые отвечают за данный вопрос, чтобы не позволять им перекладывать всю ответственность на региональные власти, проверить эффективность использования средств, выделенных на эти цели, и взять под строгий контроль качество предоставляемого детям-сиротам жилья.
Этот важный вопрос обсуждался на круглом столе Комитета Совета Федерации по социальной политике и Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам на тему: «Реализация жилищных прав детей-сирот: проблемы и пути их решения». Обсуждались существующие проблемы в реализации субъектами Российской Федерации законных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья, а также необходимость дальнейшего совершенствования правовых механизмов, обеспечивающих полное и своевременное выполнение гарантий государства.
2.3 Содействие в работе по реконструкции республиканских объектов здравоохранения.
Эта длительная работа получила продолжение в ходе визита в Республику Бурятия в июне 2016 года Министра здравоохранения Российской Федерации В.И.Скворцовой.
По данным вопросам состоялся ряд рабочих встреч в Министерстве здравоохранения Российской Федерации и Министерстве финансов Российской Федерации, касающихся хода выполнения соответствующих поручений Председателя Правительства Российской Федерации Д.А.Медведева Министру здравоохранения Российской Федерации В.И.Скворцовой и Министру финансов Российской Федерации А.Г.Силуанову (вопросы реконструкции республиканского онкологического диспансера, завершение строительства Детской республиканской клинической больницы в гор. Улан-Удэ, выделение необходимых средств из федерального бюджета).
На встрече с заместителем Министра финансов Российской Федерации А.З.Фарраховым обсуждалась острая необходимость ввода в эксплуатацию онкологического диспансера, в связи с высокой степенью готовности объекта, в полном объеме и в ближайшие сроки. Была достигнута договоренность о совместной работе с членами Совета Федерации, Правительством Республики Бурятия по определению источников финансирования и завершению работ по реконструкции и строительству важного для жителей Бурятии современного объекта здравоохранения.
На встрече с заместителем Министра здравоохранения Российской Федерации Н.А.Хоровой рассматривались вопросы:
реконструкции республиканского онкологического диспансера в гор. Улан-Удэ;
завершения строительства Детской республиканской клинической больницы в гор. Улан-Удэ,
– с выделением для этого необходимых средств из федерального бюджета.
Были достигнуты договоренности о дальнейшей совместной работе.
По рекомендации Председателя Народного Хурала Республики Бурятия, для эффективного решения социальных вопросов, важных и актуальных для жителей Республики Бурятия, перешел из Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству в Комитет Совета Федерации по социальной политике (январь 2016 года). В качестве члена Комитета Совета Федерации по социальной политике участвовал в подготовке рабочей поездки Министра здравоохранения Российской Федерации в Республику Бурятия.
- Лесной комплекс Байкальского региона и борьба с пожарами
В декабре 2015 года в гор. Улан-Удэ принимал участие в межпарламентских слушаниях на тему: «Лесной комплекс Байкальского региона: проблемы и перспективы развития».
На пленарных заседаниях Совета Федерации неоднократно поднимал вопросы о борьбе с лесными пожарами в Республике Бурятия, в частности, эта важная проблема неоднократно обсуждалась с Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий В.А. Пучковым.
В феврале 2016 года, в рамках «Правительственного часа» с участием Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий В.А.Пучкова, поднял вопрос о мерах по профилактике и ликвидации природных пожаров.
Председатель Совета Федерации В.И.Матвиенко подчеркнула необходимость усиления работы по профилактике и предупреждению возникновения пожаров, в частности, своевременного выделения регионам средств для борьбы с лесными пожарами.
В соответствии с предложением Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий В.А.Пучкова о совместной работе, принял участие в заседании Правительственной комиссии по обстановке с природными пожарами на территории Республики Бурятия, которое провел Министр, председатель Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности 13 мая 2016 года в гор. Улан-Удэ.
На встрече с Министром природных ресурсов и экологии Российской Федерации С.Е.Донским, обсуждал вопросы:
ликвидации последствий лесных пожаров 2015 года, отчистки леса и проведении восстановительных работ;
совершенствования методики распределения субвенций субъектам Российской Федерации в области лесных отношений;
обосновал необходимость и высказал просьбу поддержать предложения Республики Бурятия об увеличении средств, выделяемых Республике Бурятия для предупреждения и ликвидации лесных пожаров.
Одной из главных причин того, что принимаемые противопожарные меры не дают нужного результата, является отсутствие системной работы по охране лесов, полная разбалансированность в области лесных отношений, что сопровождается бесхозяйственностью, безответственностью и бесконтрольностью. В области лесных отношений требуется срочное восстановление действенной системы по сохранению, восстановлению и использованию лесов.
В решении Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию по вопросу: «Об экологических проблемах обеспечения социально-экономического развития Байкальской природной территории», отмечалось:
«Основными причинами осложнения ситуации с лесными пожарами в Прибайкалье, помимо природно-климатических факторов, являются недофинансирование переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, а также недостаточное обеспечение лесопожарной техникой и ее высокий износ.
По информации, представленной Правительством Республики Бурятия, на обеспечение пожарной безопасности в лесах ежегодно необходимо около 1,3 млрд. рублей, из них на предупреждение и профилактику лесных пожаров – 371 млн. рублей, на организацию авиационного патрулирования – до 228 млн. рублей.
В Республике Бурятия порядка 190 участковых лесничеств, тогда как пожарно-химических станций всего 37. То есть обеспеченность техникой соответственно составляет 20 %, при этом она имеет 88 % износа. На обновление лесопожарной техники, снаряжения и оборудования ежегодно требуется 296 млн. рублей.
Также необходимо отметить, что численность лесной охраны остается очень низкой. В настоящее время численность таких специалистов составляет 241 человек и на одного лесника приходится более 100 тыс. га лесов. Такая же ситуация в Иркутской области и в Забайкальском крае.
Методика распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из федерального бюджета для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2006 года № 838) не учитывает всех условий использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в Байкальском регионе в условиях повышенной пожарной опасности».
В рамках «Правительственого часа» на 386-м заседании Совета Федерации в феврале 2016 года И.В.Валентик, заместитель Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации – руководитель Федерального агентства лесного хозяйства, сообщил, что: «в методике распределения субвенций, которая сегодня существует, есть определенные дефекты, которые связаны с недооценкой учета класса пожарной опасности и площадных характеристик регионов. Поэтому подготовлен новый проект методики распределения субвенций, которая предусматривает увеличение финансирования субъектов и Сибирского, и Дальневосточного федеральных округов.
… мы подготовили предложения, и соответствующими решениями Правительства они поддержаны, о том, что мы увеличиваем федеральный резерв “Авиалесоохраны” с 700 до 1000 человек, размещаем наши специализированные подразделения десантников в наиболее горимых регионах», для предупреждения возникновения лесных пожаров.
Председатель Совета Федерации В.И.Матвиенко в комментарии отметила: «…методика есть, а денег-то в регионах нет. Они нужны сейчас, чтобы готовиться к летнему сезону, а не потом, когда уже пожар надо тушить. … И лесников в лес вернуть бы, знаете, это было бы самое хорошее дело».
Совет Федерации в ходе весенней сессии 2016 года принял постановление: «О парламентском запросе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Министру финансов Российской Федерации А.Г.Силуанову, Министру природных ресурсов и экологии Российской Федерации С.Е.Донскому по вопросу о распределении в 2016 году субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров и погашении кредиторской задолженности субъектов Российской Федерации по затратам на тушение лесных пожаров в 2015 году». Таким образом, этот важный вопрос находится на контроле Совета Федерации.
- Экологические проблемы обеспечения социально – экономического развития Байкальской природной территории.
В октябре 2015 года принял участие в работе Гражданского форума Республики Бурятия в гор. Улан-Удэ на тему: «Социально-экономическая ситуация в Бурятии: проблемы и пути решения».
В выступлении подчеркнул актуальность совместной работы органов власти и институтов гражданского общества, отметил необходимость усиления охраны озера Байкал, и одновременного с принимаемыми мерами учета интересов людей, проживающих в прибрежной зоне.
В августе 2015 года принял участие в работе IV Международного форума «Байкальский диалог – 2015». Участники Форума – парламентарии России, Японии и Монголии отмечали важность развития межпарламентского сотрудничества в области охраны окружающей среды, сотрудничества в области энергетики и транспорта (что представляется особенно актуальным в связи с тремя проектами ГЭС в Монголии – на реке Селенга, впадающей в Байкал, и реках Эгийн-Гол и Орхон, являющихся притоками Селенги).
Вопросы охраны Байкала необходимо вывести из плоскости охраны окружающей среды и перевести в плоскость вопросов экологической безопасности. В этом вопросе большое значение имеет межпарламентское сотрудничество.
В Москве в Общественной палате Российской Федерации 1 марта 2016 года состоялось заседание Комиссии ОП РФ по экологии и охране окружающей среды по вопросу «Защита прав граждан, проживающих в водоохраной зоне озера Байкал на благоприятную социальную и экологическою среду».
Было рассмотрено коллективное обращение жителей 159-ти населенных пунктов прибрежной зоны озера Байкал (Республика Бурятия) по поводу Распоряжения Правительства Российской Федерации от 5 марта 2015 года №368-р (распоряжением установлено, что ширина водоохранной зоны озера Байкал увеличивается и в некоторых местах достигает величины 20 – 65 км).
Выступая в Общественной палате Российской Федерации, говорил о необходимости существенной доработки природоохранного законодательства, синхронизации и приведении его в стройную и эффективную систему. Это будет содействовать сбалансированному подходу и в вопросе экологической безопасности, и в отношении сохранения привычного уклада жизни населения прибрежных районов Байкала.
По этой важной теме состоялся ряд встреч в Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации. С директором Департамента государственной политики и регулирования в области водных ресурсов и гидрометеорологии Д.М.Кирилловым состоялись консультации о выработке подходов для решения экологических и социальных проблем населения Республики Бурятия, являющихся следствием принятия Распоряжения Правительства Российской Федерации от 5 марта 2015 года №368-р. Состоялась встреча с заместителем Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации С.Р.Леви, в ходе которой подчеркивалась необходимость более оперативной и последовательной совместной работы членов Совета Федерации от Республики Бурятия, представителей Республики Бурятия и федерального Министерства по жизненным вопросам, которые волнуют жителей 159-ти населенных пунктов прибрежной зоны озера Байкал Республики Бурятия. Необходимо в диалоге найти сбалансированные решения, при которых максимально учитываются интересы людей, проживающих на побережье Байкала, и, в то же время, не снижается эффективность мер по охране нашего уникального озера.
Состоялась встреча с Министром природных ресурсов и экологии Российской Федерации С.Е.Донским. В Министерстве поддержали предложения Правительства Республики Бурятия, Народного Хурала Республики Бурятия, инициативной группы жителей прибрежных населенных пунктов об изменении границы водоохраной зоны озера Байкал. В случае принятия соответствующего Федерального закона, ширина водоохранной зоны составит 500 метров.
В марте 2016 года Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию по поручению Председателя Совета Федерации провел расширенное заседание, на котором обсуждалась тема: «О проблеме снижения уровня воды в озере Байкал».
В решении Комитета Совета Федерации рекомендуется, в частности:
- Правительству Российской Федерации
при окончательной доработке проекта постановления Правительства Российской Федерации «О максимальных и минимальных значениях уровня воды в озере Байкал» установить срок его действия на период 2016 – 2018 гг.;
поручить Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральному агентству водных ресурсов совместно с органами государственной власти Иркутской области и Республики Бурятия в срок до 1 января 2018 года разработать концепцию правил использования водных ресурсов Ангарского каскада ГЭС с учетом приоритета сохранения экосистемы озера Байкал, технических и социальных требований водопользователей и водопотребителей, включая определение понятий «экстремальной водности» и условий введения режима чрезвычайной ситуации;
поручить Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральному агентству водных ресурсов в срок до 1 июля 2018 года провести исследования влияния изменений уровня озера Байкал на состояние его экосистемы и на основе результатов выполненных исследований представить в Правительство Российской Федерации новый проект постановления Правительства Российской Федерации «О максимальных и минимальных значениях уровня воды в озере Байкал».
- Федеральному агентству водных ресурсов
в условиях нормальной (средней) водности осуществлять регулирование режима Иркутского водохранилища (озера Байкал) в пределах диапазона отметок 456,0 – 457,0 м, предусмотренных проектом постановления Правительства Российской Федерации «О максимальных и минимальных значениях уровня воды в озере Байкал», при этом минимальные и максимальные значения уровней воды в озере Байкал применять только в условиях крайне низкой (затяжной маловодный период) или экстремально высокой водности (многоводный приток к озеру Байкал в сочетании с высоким паводком на р. Иркут).
В ходе заседания Комитета Совета Федерации было предложено разработать и утвердить положение: «О введении режима чрезвычайной ситуации регулирования уровня озера Байкал при экстремально низких и высоких уровнях стока в озеро Байкал».
Ранее Председателю Правительства Российской Федерации Д.А.Медведеву было направлено обращение пяти членов Совета Федерации (А.К.Тулохонов, В.М.Мархаев, Б.Б.Жамсуев, А.Г.Варфоломеев, С.М.Жиряков), в котором отмечалось, что разрешение изменять уровень озера Байкал в интервале 2,31 м,
– «приведет к губительным последствиям для биоты, береговой линии озера Байкал и водоснабжения населенных пунктов на побережье.
В связи с этим считаем необходимым сохранить уровень озера Байкал в интервале 456,0 – 457,0 м., действующем с 2001 года. В случае возникновения экстремальных событий возможно регулирование уровня воды в озере Байкал в режиме чрезвычайной ситуации, как это было в 2015 году». Подобное письмо направили и депутаты Государственной Думы, члены межфракционной депутатской группы «Байкал».
Как отмечалось в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в 2014 году: «Главное сейчас – дать гражданам возможность раскрыть себя. Свобода для развития в экономике, социальной сфере, в гражданских инициативах – это лучший ответ как на внешние ограничения, так и на наши внутренние проблемы. И чем активнее граждане участвуют в обустройстве своей жизни, чем более они самостоятельны, как экономически, так и политически, тем выше потенциал России».
Поэтому, именно совместная работа органов власти и институтов гражданского общества, действие реальных механизмов общественного контроля и участия в принятии решений, позволит в наибольшей степени включить в государственную работу весь потенциал гражданского общества и подготовить к принятию наиболее точные, гармоничные, созвучные ожиданиям граждан решения актуальных экологических и социально – экономических проблем Байкальского региона.
- Межпарламентское сотрудничество
В рамках международного межпарламентского сотрудничества Совета Федерации созданы и активно действуют группы по сотрудничеству с законодательными органами власти зарубежных стран.
Вхожу в состав следующих групп по сотрудничеству Совета Федерации:
с Великим Государственным Хуралом Монголии;
с Сеймом Латвийской Республики;
с Национальным Советом Словацкой Республики;
с Народной Скупщиной Республики Сербия;
с Федеральным национальным советом Объединенных Арабских Эмиратов.
В рамках работы группы по сотрудничеству Совета Федерации с Великим Государственным Хуралом Монголии регулярно проводятся межпарламентские встречи и консультации.
Председатель Совета Федерации В.И.Матвиенко провела переговоры с Председателем Великого Государственного Хурала Монголии Зандахугийном Энхболдом в Москве, в которых принял участие как член группы по сотрудничеству Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с Великим Государственным Хуралом Монголии.
Председатель Совета Федерации В.И.Матвиенко отметила: «Нам необходимо активизировать межпарламентский диалог. Это особенно важно с учетом большой роли, которую играют парламенты наших государств в принятии решений. Мы вместе должны работать над совершенствованием нормативно-правовой базы двух стран, обмениваться опытом в законотворческой сфере».
Стороны констатировали стремление обоих государств к расширению политических и экономических контактов, исполнению всех достигнутых ранее договоренностей.
Стороны отметили, что большим резервом для активизации торгово-экономического взаимодействия являются межрегиональные связи. «Совет Федерации как Палата регионов будет оказывать всяческое содействие развитию таких контактов», – подчеркнула Председатель Совета Федерации В.И.Матвиенко.
В.И.Матвиенко и Зандахугийн Энхболд обменялись мнениями о важности российско-монгольского взаимодействия в рамках межпарламентских организаций, что дает возможность совместно отстаивать общие интересы на различных международных площадках.
Председатель Великого Государственного Хурала Монголии Зандахугийн Энхболд отметил: «Развитие и укрепление отношений с Российской Федерацией – один из приоритетов нашей политики» (сентябрь 2015 года).
В Совете Федерации принял участие во встрече с делегацией парламентариев Монголии во главе с заместителем Председателя Великого Государственного Хурала Монголии Миеэгомбыном Энхболдом.
Председатель Совета Федерации В.И.Матвиенко перед началом переговоров монгольской делегации с заместителем Председателя Совета Федерации И.М.-С.Умахановым вручила Миеэгомбыну Энхболду медаль «Совет Федерации. 20 лет» за вклад в развитие российско-монгольских отношений и выразила надежду на дальнейшее плодотворное сотрудничество. Председатель Совета Федерации В.И.Матвиенко подчеркнула: «Россия уделяет огромное внимание развитию отношений в разных сферах с братской Монголией».
В ходе переговоров, которые провел заместитель Председателя Совета Федерации И.М.-С.Умаханов, стороны обсудили вопросы международной повестки, двустороннего сотрудничества России и Монголии, укрепления межпарламентских связей. И.М.-С.Умаханов подчеркнул, что Россию и Монголию связывают многолетние дружеские отношения, включая тесные межпарламентские связи. Он поблагодарил монгольскую сторону за солидарность с Россией в ее борьбе с международным терроризмом. Миеэгомбын Энхболд отметил, что Россия и Монголия являются стратегическими партнерами (январь 2016 года).
В составе делегации Федерального Собрания принимал участие в 9-й конференции Форума «Азия — Европа» по парламентскому партнерству, во встрече в Улан-Баторе с Председателем Великого Государственного Хурала Монголии Зандахугийном Энхболдом, с членами депутатской группы «Монголия – Россия» и её главой, заместителем Председателя Великого Государственного Хурала Монголии Раднасумбэрэлийном Гончигдоржем (апрель 2016 года).
Накануне поездки состоялась встреча с новым Чрезвычайным и Полномочным Послом Монголии в Российской Федерации Банзрагчийн Дэлгэрмаа. Стороны обменялись мнениями о состоянии и перспективах межпарламентского сотрудничества, развитии приграничного экономического и культурного сотрудничества.
В Улан-Удэ прошла встреча с директором Первого канала Монгольского национального общественного телевидения Л.Ариунбатом, о перспективе активизации сотрудничества монгольского телевидения и радио с Государственной телерадиокомпанией «Бурятия», другими российскими СМИ, актуальности совместных творческих проектов и новостных программ, интересных для российских и монгольских телезрителей и радиослушателей (октябрь 2015 года).
Вместе с А.К.Тулохоновым, членом Комитета Совета Федерации по международным делам, провел встречу с Председателем постоянного Комитета Великого Государственного Хурала Монголии по социальной политике, образованию, культуре, науке Арвин Дашжамц.
Основной темой беседы стала подготовка мероприятий, посвященных предстоящему празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. В России хорошо помнят о помощи, оказанной Монголией нашей стране в военные годы.
Поднималась тема строительства Шурэнской ГЭС и связанные с этим экономические и экологические вопросы. А.Дашжамц согласилась с важностью защиты экологии озера Байкал и обещала включить вопрос о возведении ГЭС в тематику работы монголо-российских межпарламентских групп сотрудничества.
Высказаны предложения о дальнейшем развитии приграничного сотрудничества. Члены Совета Федерации высказались за развитие традиции проведения российско-монгольских молодежных форумов (март 2015 года).
В целом, происходит активный российско – монгольский межпарламентский диалог, который является важной составляющей межгосударственных отношений.
В 2016 году отмечается 95 лет с момента установления дипломатических отношений между Монголией и Россией. В повестке дня – осуществление стратегических задач, таких как:
Среднесрочной программы развития стратегического партнерства между Россией и Монголией;
развитие взаимодействия в формате ЕАЭС-Монголия на основе подписанного в июне 2015 года соответствующего Меморандума;
завершение подготовки программы создания «экономического коридора» Россия – Монголия – Китай;
развития инфраструктуры сотрудничества на центральноазиатском пространстве, в том числе через сопряжение строительства ЕАЭС и китайского проекта и «Экономического пояса Шелкового пути».
В соответствии с Планом мероприятий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на 2015 год, а также во исполнение поручений Совета Федерации, были подготовлены и проведены парламентские слушания, заседания круглых столов, расширенные совещания и другие мероприятия, в ряде которых принял участие, например:
– совместное собрание Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по вопросу противодействия терроризму;
– парламентские слушания под руководством Председателя Совета Федерации Матвиенко В.И. на тему: «О прогнозе социально – экономического развития Российской Федерации до 2018 года и параметрах федерального бюджета на 2016 год»;
– круглый стол на тему: «Проблемы реализации мероприятий по переселению граждан из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанных непригодными для проживания, из многоквартирных домов и индивидуальных жилых домов, признанных аварийными и не подлежащими реконструкции»;
– круглый стол на тему: «Совершенствование правового регулирования в целях устранения препятствий в социально-экономическом развитии Байкальского региона»;
– телемост Городов – героев по вопросам подготовки празднования в субъектах РФ и в Городах-героях 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов;
– расширенное заседание Государственного антинаркотического комитета с участием Председателя Совета Федерации В.И. Матвиенко, членов Совета Федерации, высших должностных лиц субъектов Российской Федерации – председателей антинаркотических комиссий субъектов Российской Федерации.
Принимал участие в выездных мероприятиях, таких как:
– Второй Форум регионов России и Беларуси, посвященный вопросам промышленной политики (гор. Сочи, 2015 год), Третий Форум регионов России и Белоруссии (гор. Минск, 2016 год);
– заседание Круглого стола на тему: «Уроки Ялтинской конференции 1945 года» (гор. Ялта, Республика Крым, в Ливадийском дворце);
– посещение сводного отряда сотрудников МВД Бурятии, находящихся в длительной служебной командировке в Дагестане.
Принимал участие в мероприятиях в Республике Бурятия:
– в 4-м Международном форуме «Байкальский диалог – 2015» (гор. Улан-Удэ);
– в Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы утилизации боеприпасов»;
– в VI-й Международной научно-практической конференции «Ограничение прав должника: новеллы законодательства и практика применения»:
– в Гражданском форуме Республики Бурятия на тему: «Социально-экономическая ситуация в Республике Бурятия: проблемы и пути решения».
Одной из форм парламентского контроля, осуществляемого Советом Федерации, является «Правительственный час», который проводится для заслушивания и обсуждения информации по наиболее актуальным социально-экономическим вопросам, в рамках заседаний Совета Федерации по утверждаемому на сессию примерному плану. По итогам каждого «Правительственного часа» принимается решение Совета Федерации.
Недавно обращался с вопросом к Министру природных ресурсов и экологии Российской Федерации С.Е.Донскому относительно свалок и бытового мусора на побережье Байкала. Министр буквально ответил следующее:
«Что касается задачи по созданию инфраструктуры, в том числе и на Байкальской природной территории, по сбору, переработке отходов, в первую очередь как я это вижу… Бурятия должна до конца года закончить подготовку и утвердить схему, где бы четко было понимание, где, какие объекты будут расположены (и что касается переработки, и что касается полигонов, и сборов раздельных и так далее). Все это должно быть в течение ближайшего полугода подготовлено. В том числе должна быть подготовлена программа по мероприятиям по строительству, по созданию всей этой инфраструктуры.
Сразу хочу сказать, что в отличие от многих регионов у нас есть финансовый инструмент (я его так назову) – ФЦП по Байкалу, – откуда, в том числе, и на реализацию этой самой программы и выполнение этой схемы можно взять ресурс. И мы, вы знаете, работаем и с администрацией. И я, конечно, призываю, чтобы как можно быстрее мы могли бы подготовить эту терсхему и начать реализацию, потому что, во-первых, ФЦП у нас до 2020 года, строительства достаточно много. И здесь необходимо как можно быстрее подготовить все проектные документы, и мы могли бы начать реализацию и финансирование инфраструктуры».
Вхожу от Совета Федерации в состав Трехсторонней комиссии по вопросам межбюджетных отношений, в консультативные органы при Совете Федерации: Совет по межнациональным отношениям и взаимодействию с религиозными объединениями, Совет по проблемам профилактики наркомании.
Мной осуществлялось взаимодействие с представителями органов государственной власти, были проведены встречи:
с Министром природных ресурсов и экологии Российской Федерации С.Е.Донским;
с Министром образования и науки Российской Федерации Д.В.Ливановым;
с Министром здравоохранения Российской Федерации В.И.Скворцовой;
с Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий В.А.Пучковым;
с первым заместителем Министра здравоохранения Российской Федерации И.Н.Каграманяном;
с первым заместителем Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Л.О.Ставицким;
с заместителем Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации О.И.Бетиным;
с заместителем Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации С.Р.Леви;
с заместителем Министра финансов Российской Федерации А.З.Фарраховым;
с заместителем Министра здравоохранения Российской Федерации Н.А.Хоровой;
с заместителем Министра культуры Российской Федерации А.Ю.Маниловой;
с заместителем Председателя Внешэкономбанка И.В.Макиевой.
Проводилась работа по вопросу выделения федеральных средств для проведения празднования в 2016 году 350-летия основания г. Улан-Удэ (Указ Президента Российской Федерации от 13.12.2012 №1644).
В ходе моей работы в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в 2015 году, постоянно осуществлял взаимодействие с депутатами Народного Хурала Республики Бурятия, участвуя в работе сессий Народного Хурала Республики Бурятия, его Комитетов и Комиссий, в общественно – политических мероприятиях, по всем актуальным вопросам оказывал всю возможную поддержку и содействие.
В частности, в поддержку обращения депутатов Народного Хурала Республики Бурятия по вопросу стратегии развития электросетевого комплекса Российской Федерации (в части территориальных сетевых организаций) А.В.Меделянова, И.Н.Зубарева, мною и депутатами Государственной Думы (И.Э.Матханов, М.В.Слипенчук, Ю.И.Тармаев) был направлен запрос Председателю Правительства Российской Федерации Д.А.Медведеву. По информации от Министерства энергетики Российской Федерации предложения депутатов Народного Хурала Республики Бурятия будут рассмотрены при доработке проекта постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в акты Правительства Российской Федерации по вопросам отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям», подготовленного Минэнерго России.
Главной задачей является социально-экономическое развитие Республики Бурятия и повышение благосостояния жителей республики. Надеюсь, что наша совместная работа в этом направлении будет результативной».