blogtn.ru

ДМИТРИЙ ДЫЛЫКОВ: ГДЕ НАЧИНАЕТСЯ ГЛАВНЫЙ ТЕАТР БУРЯТИИ

Фото – пресс-служба оперного театра

Исполнилось 100 дней как Дмитрий Дылыков возглавил бурятский театр оперы и балета

На фоне всех театральных новостей последнего времени эта, пожалуй, была самой неожиданной. Мы встретились с директором, чтобы лично поздравить его с событием и выяснить все подробности из первых уст.

— Дмитрий Артамонович, вам 32 года. Примерно в то же самое время, как вы пришли в театр, директором  МХАТа им. Горького минкультуры России назначило Владимира Кехмана, известного своими блестящими менеджерскими навыками. В отличие от Кехмана, вы впервые в роли директора самого большого театра республики, поэтому вопрос такой – насколько реальность оказалась хуже ожиданий?

— Не стану лукавить, было волнительно, хотя жизнь театра знаю не понаслышке. В 2011 году сам в качестве актера пришел работать в Бурятский драматический, потом была административная работа в министерстве культуры Бурятии, других коллективах.

К примеру, в 2013 году пригласили меня менеджером в газету «Правда Бурятия», где мы проделали титаническую работу, шли по стопам «Информ полиса», налаживали распространение. Сами прорисовывали, а потом печатали схемы маршрутов в автобусы, где размещалась наша реклама. Кстати, эти схемы висят там до сих пор.

— Соглашаясь на предложение министра культуры, вы не вспоминали образы прежних директоров оперного театра? Каковы в театре должны быть взаимоотношения худрука и директора? Как только во МХАТ им. Горького назначили Владимира Кехмана, худрук Эдуард Бояков заявил об уходе. Иначе говоря, насколько вы находите общий язык с Владимиром Рыловым, как часто спорите?

— Когда я уходил работать в министерство культуры Бурятии на административную должность, это тоже был риск, были сильные сомнения. Я преодолел это в себе. Оперный театр – сложный большой коллектив, со своим укладом, сложившимися устоями. С другой стороны, возлагая на себя такую ответственность, я знал, что такое театр, чем он живет, что здесь на самом деле происходит.

Мы с художественным руководителем сегодня совместно работаем над дальнейшим развитием театра и репертуара. Главную роль здесь сыграл, конечно, Владимир Алексеевич Рылов, с которым мы с первой же минуты нашли общий язык и установили правильные взаимоотношения. Выяснилось, что по большинству позиций мы мыслим одинаково. Слышим друг друга, всегда приходим к единому правильному мнению, и, наверное, так и должно быть. Мы не пришли в разрушенные стены — мы пришли в сильный коллектив, где работают ответственные люди.

Углубляясь в историю театра, прочитал про Дамдина Шараповича Яхунаева, который возглавлял государственный театр оперы и балета с 1965 по 1986 год. Он ушел из жизни в 1989 году, когда я только родился, а за неделю до своего назначения я побывал в деревне, где родился Дамдин Шарапович. Эти совпадения произвели на меня очень сильное впечатление.

— Во многих оперных театрах худрук и главный дирижер – одно и то же лицо. Так получилось, что в бурятском театре это два человека. Кто кому подчиняется? Пусть Георгий Албегов ушел, но на его место придет другой главный дирижер. С точки зрения публики, ситуация, когда есть худрук, прославленный дирижер, и есть главный дирижер, у которого, собственно, нет подчиненных дирижеров, чтобы называться главным, это не совсем правильно. Не кажется ли вам, что этот вопрос необходимо каким-то образом решить?

— Дело в том, что во всех театрах разные ситуации, и то, что в нашем худрук благодаря стечению обстоятельств оказался дирижером с мировым именем, это, скорее, исключение, нежели правило. Да, так сложилось, что в театре есть и главный дирижер, и худрук, но считаю, что при правильной организации процесса это не должно мешать работе.

— Какие взаимоотношения складываются у директора с руководителем вашей профсоюзной организации Булытом Раднаевым? Много лет профком выступал за отмену срочных контрактов для артистов, к примеру. Что вы думаете по этому поводу?

— Когда я пришел в театр, как раз нужно было заключать коллективный трудовой договор, и первые три месяца мы с Булытом Раднаевым занимались этим делом. Считаю, нашли точки соприкосновения, в том числе по вопросу бессрочных трудовых договоров. То есть немало сотрудников в конце декабря со срочных перевели на бессрочные трудовые договоры.

Когда разрабатывали совместный коллективный договор, посетил театральные цеха, выслушал всех. По итогам было принято решение в каждом подразделении провести конкурс на лучшего сотрудника, определить которого должны коллеги совместно с профсоюзной организацией.

— Одним из первых громких театральных событий после вашего назначения стала пресс-конференция по итогам конкурса на лучшую оперу к 100-летию республики. Скажите, зачем надо было созывать пресс-конференцию по этому поводу, приглашать туда таких персон, как Бато Багдаев? С позиции сегодняшнего дня вы не считаете, что это было ошибкой?

— Нет, я так не считаю. Возникла проблема, и мы решили честно об этом рассказать, ничего не замалчивая. Были нелицеприятные вопросы, зато все, кто хотел, получили на них ответы, и все улеглось. Изначально мы приняли решение совместно с министерством культуры Республики Бурятия сделать пресс-конференцию открытой, чтоб пришли все желающие задать те или иные вопросы. Кроме Бато Багдаева, была Туяна Будаева.  Считаю, что мы справились с этой ситуацией, во всяком случае тему конкурса перестали мусолить в соцсетях.

— А чем все завершилось? Вы подписали контракт с победителем конкурса Баиром Дондоковым и на каких условиях?

— Работа ведется, все условия обговорены, мы с Баиром Бато-Дугаровичем пожали руки, осталось доработать чистые формальности. Согласно условиям договора, в сентябре должны быть сданы все материалы, а на март 2023 года запланирована премьера национальной оперы. На сегодня определена творческая команда, которая будет работать над проектом, куда вошли режиссер, художник по свету, консультант и др.

Кстати, конкурс по созданию балета к 100-летию республики также состоялся, однако жюри не выбрало победителей. Общим решением принято, что все участники стали победителями смотра эскизов.  Предложено доработать концепции и музыку.

— В свое время министр культуры Бурятии Тимур Цыбиков поставил перед театрами задачу поднять собственные доходы сразу в два раза. Какие вы сейчас видите пути зарабатывания для театра?

— Как известно, с сентября прошлого года для молодых людей от 14 лет до 21 года в стране начала действовать «Пушкинская карта» номиналом сначала в 3 тысячи, а сейчас в 5 тыс. рублей. К примеру, в наш театр за прошедшие полгода 18% всех зрителей пришли по «Пушкинской карте», обеспечив театру 23% всего полученного дохода. Насколько помню, Бурятия по количеству средств, поступивших посредством «Пушкинской карты», заняла 21-е место в стране, что можно расценивать как хороший показатель.

Начиная с сентября, мы активно ездили со спектаклями по районам, и этот доход нам в немалой степени также обеспечила «Пушкинская карта». Думаю, для всех театров это стало большим стимулом. С марта этого года мы планируем каждый месяц выезжать с гастролями в сельские районы. С одной стороны, «Пушкинская карта», с другой — мы понимаем, что те самые старшеклассники, впервые пришедшие на наши спектакли, окончат школу, приедут в город и обязательно придут к нам в театр.

Начата работа по совместному с гимназией №33 города Улан-Удэ проекту «Про балет», где в увлекательной форме школьникам будут рассказывать про спектакли,  артистов, музыкантов и о других вещах.

Кроме того, под руководством Владимира Алексеевича Рылова в этом году планируются три долгожданные премьеры: опера «Царская невеста», рок-мюзикл «Бальжин Хатан» и балет «Ромео и Джульетта».

Постановка рок-мюзикла «Бальжин Хатан» это масштабная работа по созданию бурятского репертуара театра и развитию музыкального искусства, поддержка композиторов Бурятии. В феврале состоится концерт молодых талантов, выпускников творческих вузов России «Созвездие молодых – 2022». Двое из них уже пробуют себя на сцене Бурятского театра оперы и балета: Чингис Баиров дебютировал в премьере 2021 года — опере «Евгений Онегин», а Жаргала Цырендагбаева исполнит главную партию в опере «Царская невеста».

В апреле пройдет VI Международный конкурс молодых вокалистов имени н. а. СССР К. И. Базарсадаева, среди которых, возможно, окажутся новые звезды бурятской оперы, а в мае — Фестиваль симфонической музыки. Проектов очень много.

— Удачи вам!

Читайте также:

Татьяна Никитина журналист

Я родилась и живу в Улан-Удэ – столице республики Бурятия, работаю журналистом и верю в людей, которые каждый день строят здесь наше общее будущее. Мои герои - это политики, артисты, юристы и обычные люди, достойные восхищения. Нет занятия интереснее, чем разбираться в том, что с нами происходит. Удачи всем!