blogtn.ru

Дети подземелья. 148 детей в селе Монды Тункинского района ходят в школу, не просто не соответствующую санитарным нормам, а опасную для здоровья

В рамках празднования 350-летия добровольного вхождения республики в состав России в Бурятии было построено 11 детских садов и 12 сельских школ. Новые школы появились в селах Арзгун Курумканского района, Кокорино Иволгинского района, Телемба Еравнинского района, Таксимо Муйского района, Санага Закаменского района, Верхняя Заимка Северобайкальского района, Жемчуг Тункинского района, Хонхолой и Тугнуй Мухоршибирского района, Зурган – Дэбэ Селенгинского района, Мостовка Прибайкальского района и в городе Кяхта. Не беремся судить, по какому принципу отбирались эти села, также как и открывать секрет полишинеля, почему везде было построено по одной школе, а в Мухоршибирском районе две. Сегодня общественность больше занимает не менее интересный вопрос. Если новые школы строились там, где в них больше всего нуждались, то почему Мондинскую среднюю школу Тункинского района, хуже которой в Бурятии наверняка нет, чаша сия странным образом обошла стороной.

В далеком 1993 году приграничное село Монды постигло печальное известие. Школьное здание, построенное еще до революции на побережье Иркута, пришло в негодность. Скорее от безысходности школу решено было временно разместить в здании лабораторно – аналитического корпуса, принадлежащего Мондо – Окинской геологоразведочной экспедиции. Это вытянутое одноэтажное здание, где использовалась туфобетонная заливка, с низкими потолками, узкими окнами и бетонными полами, небольшими комнатами – кельями, строилось исключительно для исследовательских целей. В нем должно было разместиться шесть лабораторий, снабженных приточно – вытяжной вентиляцией, искусственным освещением и железнодорожными путями.

К 1 сентября 1994 года рельсы в коридоре закрыли досками, отдельные окна расширили, а в кельи – кабинеты провели электрообогреватели. На линейке по случаю начала учебного года, где находилось 260 детей, странное новоселье объяснили как временное явление. Явление продолжается и поныне. Когда на прошлой неделе группа депутатов Народного Хурала посетила это учебное заведение, многие не поверили своим глазам. Промерзшие до инея стены, всеобщий полумрак, острый запах сырости и плесени дохнул не со страниц известной повести Короленко, а из обычной средней школы, перешагнувшей 21 век.

– В селе есть детский сад, куда ходят наши дети, где их развивают, закаляют и где они практически не болеют, – рассказывает жительница села Монды Саяна Забанова. – Кошмар начинается, как только дети переступают школьный порог. Мой сын учится в 6 классе. Болеет практически каждый месяц. В основном у всех заболевания дыхательных путей, простуда, ослабленное зрение, не так давно в школе случилась вспышка гепатита. Ни один кабинет не отвечает нормам инсаляции. 70 процентов выпускников покидают школу в очках, разве это нормально? Бетонные стены невозможно прогреть, за партами сидят в шубах. Этой зимой, когда на улице было минус сорок, в кабинетах температура не поднималась выше 13 градусов, а в коридоре выше плюс 6. В коридоре специально поставили теннисный стол, чтобы дети хоть так себя согревали. Два года назад родители вызвали специалистов Роспотребнадзора, которые пришли к выводу, что находиться в таком здании нельзя, а у нас дети сидят здесь с 9 утра до 14 часов. У кого была возможность, тот детей вывез в другие школы. У родителей 148 учеников такой возможности нет. Известно, что все исследования, заключения, пояснительные записки в надзорных инстанциях имеются уже давно, и, тем не менее, почему-то вопрос строительства новой школы в Мондах ставится только сейчас.

Почему детей столько лет держали в условиях фактически подземелья, районные власти высокой комиссии внятно объяснить почему-то не смогли.

– Поймите нас правильно, мы не могли закрыть школу, – сказал глава сельского поселения Монды Николай Золотухин. – До ближайшей школы в селе Кырен 100 километров, ближайший интернат полностью заполнен. О катастрофической ситуации мы писали всем вплоть до президента республики. Подключился к нам депутат Народного Хурала Андрей Самаринов, чье предприятие за свой счет сделало проектно – сметную документацию будущей двухэтажной школы на 198 учащихся сметной стоимостью 300 млн. рублей. Дети будут учиться в одну смену. Выбрано место строительства. Мы уверены, что республиканский бюджет изыщет эти средства. Наше село, с которым многие связывают экономические и туристические перспективы для республики, растет. Приезжают на работу молодые специалисты, приезжают контрактники на службу в разные федеральные структуры. Каждый год у нас рождается около 30-40 детей, которым совсем скоро будет пора в школу. Если планы по расширению международного автомобильного перехода завтра реализуются, детей будет еще больше. Только в этом году в Мондинскую школу пойдет 200 детей. Если еще несколько лет назад с подобной ситуацией можно было как-то мириться, то сегодня держать детей в подобных условиях, попросту гробить их здоровье, недопустимо, и в сегодняшних условиях найти этому оправдания уже нельзя. 

Читайте также:

Татьяна Никитина журналист

Я родилась и живу в Улан-Удэ – столице республики Бурятия, работаю журналистом и верю в людей, которые каждый день строят здесь наше общее будущее. Мои герои - это политики, артисты, юристы и обычные люди, достойные восхищения. Нет занятия интереснее, чем разбираться в том, что с нами происходит. Удачи всем!