21 июля в Турке на Байкале завершился недельный международный автопробег «Чайный путь. Китай — Монголия — Россия», по значимости и амбициозности достойный войти в анналы развития туризма в Бурятии.
Начнем с того, что впервые границу китайского города Эрлянь, откуда стартовал автопробег, пересекли машины с российскими номерами, что произвело среди местных жителей фурор. Впервые в республику въехала растянувшаяся на несколько километров разномастная автоколонна из спортивных машин, и это было само по себе яркое зрелище. Причем от Кяхты до Турки и обратно вся эта гирлянда из 55 автомашин (170 человек из трех стран, представители 10 каналов китайского и монгольского телевидения) проследовала практически без происшествий, что достойно отдельного внимания. Так получилось, что кроме профессиональных автогонщиков, среди которых можно было встретить даже участников ралли-марафона «Дакар», в автопробеге приняло участие приличное количество состоятельных туристов из Китая, накануне специально приобретших для этого автомобили. Каков получился автотуризм по Бурятии для этих посетителей, приехавших потратить здесь свои деньги, мы попросили рассказать координатора мероприятия, ответственного секретаря федерации автоспорта Бурятии Павла Матвеева.
— На самом деле такого туристического мероприятия у нас еще не было, и полученный опыт в отношении вкусов и предпочтений рвущихся к Байкалу китайцев или монголов, приехавших сюда с паломническими целями, оказался очень познавательным, — поделился впечатлениями Павел Матвеев. — Представьте себе китайцев, впервые выехавших на машинах в Россию, и обнаруживших, что, оказывается, совсем рядом с ними есть целые деревеньки вроде нашей Саратовки, где сплошь живут одни европейцы. Они готовы были глазеть на такие деревеньки и без конца их фотографировать. Представьте, что эти состоятельные китайцы, среди которых были владельцы сети аптек и угольных шахт, в день автопробега специально купили себе по 200-му полированному крузаку, где с сиденья еще не успели убрать целлофан, сапоги из крокодиловой кожи, ковбойскую шляпу и еще кучу всего дорогого и «нужного» в дороге. Они взяли с собой деньги, чтобы играть на Байкале в казино, ходить по ночным клубам и немного расстроились, когда ничего этого в строящейся «Байкальской гавани» не обнаружили. Свои деньги они потратили в Улан-Удэ, где им был устроен целый день шопинга, — покупали золото, дорогую импортную обувь и все, что приглянулось душе. Конечно, их целью был Байкал, и надо было видеть, в какой восторг они пришли на берегу озера — тут же залезли в холодную воду, загнали туда свои машины, восхищенно переговаривались, в общем всем своим видом выражали восторг.
Скажем сразу, вопреки сложившемуся мнению Кяхта стоически приняла такой одномоментный наплыв туристов, выдержав натиск не хуже, чем Брестская крепость. Вообразите сразу 170 человек туристов, 123 из которых те самые богатые китайцы, которые привыкли получать в жизни все самое лучшее. В Кяхте просто не оказалось в наличии столько хороших гостиниц и ресторанов. В зачет койко-мест нам вынуждены были считать диваны, но китайцы отказывались на них спать. Они отказывались жить в одном номере со своим шофером, не говоря уже о попутчиках из Внутренней Монголии, с которыми у них вообще сложились напряженные отношения. Скандалы разгорались, к примеру, на тему «почему соседу в тарелку положили на одну горошину больше, чем мне». Спасибо учащимся Кяхтинского колледжа строительства и промышленных технологий, которые сумели почти ночью сервировать свой зал, все вкусно приготовить, украсить не хуже, чем в ресторане и на уровне принять такую большую туристическую группу.
Вообще подготовка данного автопробега длилась не одну неделю на уровне правительства Бурятии. Были задействованы все государственные структуры, начиная с таможенной службы, МВД, ГИБДД, отряда спасателей МЧС, медицины катастроф, комбината по благоустройству города, охранные предприятия. Улан-Удэнский авиазавод подготовил один из двух российских автомобилей. Чтобы пропустить нас через пункт в Кяхте, таможенники продлили свой рабочий день до 12 ночи. Нас охраняли, ГИБДД сопровождала на всем протяжении пути и, приятно заметить, делала это безупречно. Наша пятикилометровая колонна нигде не попала в пробки, не было никаких происшествий. В Кяхте нас встречали хлебом-солью, организовали культурную программу, дегустацию чая, отдельное спасибо главе района Валерию Цыремпилову. Религиозно настроенные туристы из Внутренней Монголии по пути посетили нетленное тело хамбо-ламы Итигэлова в Иволгинском дацане, и для них это было самое яркое событие автопробега. Гонщики участвовали в автопробегах (во всех номинациях победили монголы). Словом, каждый в нашей огромной группе на колесах нашел что-то по своим интересам и остался доволен поездкой. Впервые был успешно опробован формат автоспорта — бивуака (обустроенного палаточного лагеря), который уже в стадии строительства позволяет особой экономической зоне достойно принимать туристические группы. По сути в Бурятии состоялся первый серьезный шаг на пути международного автотуризма, и можно констатировать, что этот шаг удался.