blogtn.ru

Александр Васильев попытался разобраться в чудесах «ковидной» статистики (10.07.2021)

Фото Т. Никитиной

На минувшей сессии Народного Хурала депутаты заслушали первый в этом году доклад правительства региона о ситуации, касаемой новой коронавирусной инфекции. Звучали цифры по смертности, вакцинации и профилактике. Едва начавшееся обсуждение закончилось практически скандалом. Особо громко кричавшего парламентария Баира Цыренова глава республики обвинил в том, что тот перепутал цифры. Немного позднее в соцсетях за депутата неожиданно вступился бывший советник главы Александр Васильев, на цифрах показав, что тот ничего не перепутал и смертность от ковида в Бурятии гораздо выше, чем в России. Мы сочли необходимым встретиться с активным пользователем соцсетей и кандидатом экономических наук Александром Васильевым, чтобы докопаться до истины.

Александр Валентинович, как ясно из вашего поста, вы вступились не за депутата, а за истину, причем делаете это не первый раз. Что касается прозвучавших цифр, что там удивило лично вас?

– У нас странная ситуация с информированием по ковиду не только в Бурятии. Чтобы убедиться в этом, достаточно зайти на сайт федерального Роспотребнадзора или сайт стопкоронавирус.рф и убедиться, что там размещена статистика по количеству заболевших и погибших, но нет официальной статистики вакцинированных. В регионах она вроде и ведется, а в стране в целом  нет. Речь не о том, что кто-то где-то что-то однажды сказал, а о единой, постоянной обновляемой базе данных. Такое ощущение, что эта работа провалена в целом по стране, однако никто не хочет в этом признаваться.

Если помните, с инициативой заслушать правительство выступил депутат Баир Гармаев. Когда же прозвучал отчет, он почему-то не задал ни одного вопроса, это ли неудивительно?

– Да, предложение о заслушивании правительства республики по вопросам противодействия распространению инфекции было внесено Баиром Базаровичем, но почему именно от него не последовало вопросов, я сказать, разумеется, не могу.

Что касается конструктивного обсуждения, возможно, причина в том, что в представленной информации цифр прозвучало много, а никакого сравнительного анализа к ним дано не было.

Ничего не остается, как сделать такой анализ самим.

– Если мы заглянем на все те же официальные стопкоронавирус.рф или  страницу «карта распространения коронавируса в России и мире» на сайте Роспотребнадзора

и сравним Бурятию с ее населением в 985 тыс. человек с соседними регионами и регионами-близнецами, где примерно такое же количество населения, то увидим удивительную вещь. Возьмем ту самую статистику по умершим. Всего умерло с начала пандемии на 3 июля в Бурятия  1339, в Забайкальском крае, где живет немногим более 1 млн человек, – 765, в Калужской области – 387, в Тамбовской – 618 и т. д. Максимум умерших за сутки в июне – июле в Бурятии – 26, в Забайкальском крае – 9, в Тыве с ее 330 тыс. населения – 4, а в таких же, как и Бурятия, миллионных областях умерло: в Ивановской – 5, Калужской – 4, Тамбовской – 4, Калининградской – 12, Астраханской – 5, Томской – 5 и Республике Саха – 6 человек.

Есть другие показатели – «доля умерших от ковида на 10 тыс. населения». И вот здесь как раз то, о чем говорил депутат Баир Цыренов, – Бурятия оказалась впереди всех регионов страны и тех, о которых мы говорили выше.

У нас этот показатель равен 13,59, то есть на 43,35% выше среднероссийского. Для сравнения, в Ивановской области – 13,25, в Иркутской – 12,084, в Забайкальском крае – 7,26, в Тыве – 6,81, в Калужской области – 3,86 (на 59,18% ниже среднероссийского показателя), в Тамбовской области – 6,21.

Почему в Бурятии доля умерших от ковида на 10 тыс. населения на 43% выше среднероссийских показателей? Видимо, об этом попытался спросить на сессии Народного Хурала Баир Цыренов, но не сумел ни правильно сформулировать вопрос, ни удержаться в правилах парламентской дискуссии.

Из опубликованной на упомянутых сайтах информации несложно вывести еще один наглядный показатель – «доля умерших от числа инфицированных», где мы также в числе лидеров. Этот показатель у нас составил 2,917%, и это на 18,63% выше среднероссийского. А вот в Забайкальском крае этот показатель на 35,58 % – ниже среднероссийского показателя, в Тыве – ниже на 46,33%. Спрашивается, почему?

Я уверен, что уровень медицины у нас в республике если и не выше, то уж точно не ниже, чем в большинстве вышеназванных областей и, вероятно, получше, чем в Забкрае, Саха или Тыве. И это только подчеркивает необходимость разобраться в причинах происходящего. Ведь чтобы исправлять что-то, сначала надо ответить на вопрос «почему».

И почему?

– Первое, что приходит в голову – мы, может быть, честнее считаем, и поэтому у нас все так плохо. С другой стороны, если статистика объективная, тогда нужно понять, что не так в нашем здравоохранении? Почему такое количество умерших, если мы вот уже год находимся в ситуации пандемии, худо-бедно, но соблюдаем  меры профилактики? Причем все мы знаем, что, к примеру, в Иркутской области, в отличие от нас, ничего из этого толком не соблюдается и в масках люди в массе своей не ходили ни в локдаун, ни осенью, ни сейчас.

Еще большее удивление вызвали у меня данные по вакцинации, которые я разыскал на сайте GOGOV.RU. Странно, но это единственный на сегодня сайт, который размещает статистику по регионам России в открытом режиме и ежедневно обновляет данные. Так вот по этим данным у нас в Бурятии один из самых высоких показателей «доли вакцинированных одним компонентом в численности населения» – 19,7 (в России – 17,73%). Выше только в Ивановской области (19,82%) и Республике Саха (22,01%). Даже если брать показатель «доля полностью вакцинированных», то и здесь Бурятия в лидерах – 14,15% (в России – 12,45%). Однако все это никак не объясняет логику происходящего. Если у нас люди больше вакцинированы и более дисциплинированы, тогда почему они чаще заражаются и умирают?

На сессии, если помните, депутат Марковец попытался выяснить, а к какому сроку Минздрав Бурятии планирует выйти на плато, чтобы переломить ситуацию.

– Мне кажется, что выход на плато и перелом ситуации не есть одно и то же. Если не обеспечим надежную профилактику, то будем так же ждать выходов на плато и в четвертую, и в пятую волну, и т. д. Наверное, акцент нужно делать на вакцинации.

Здесь ситуация еще проблемнее, особенно если оценить картину вакцинации в России и сопоставить ее с данными по миру. И мы видим, что на сегодня процент вакцинации в России в разы ниже, чем, к примеру, в Великобритании, Германии, США, Монголии и еще в десятках стран. Он даже ниже, чем в Индии. Для сравнения, в России доля вакцинированных одним компонентом – 17,73%, в Великобритании – 66,69, Германии – 56, Италии – 57, Испании – 55,5, Канаде – 68,58 и т. д. Причем там никто не говорит о том, что надо достигнуть 50 или 60%, потому что они этого процента уже достигли. Они идут дальше – к полной вакцинации всех, не имеющих отводов по медпоказаниям.

Я уже не говорю о том, что в этих странах вот уже много месяцев представители власти ежедневно ведут пропаганду вакцинации, что в эту пропаганду вовлечены все селебрити, представители шоу-индустрии, спорта, политики, науки и общественности. У нас ничего этого нет.

Было очень странно в июле видеть новость о вакцинировании главы Роспотребнадзора по Бурятии. А на вопрос, почему главный «запретитель» и «призыватель» сделал это только сейчас, так никто и не ответил.

– Вопрос из той же серии, почему, например, директор аэропорта «Байкал» публикует информацию о вакцинировании своих сотрудников, но при этом нет никакой информации о проценте вакцинированных в тех же медицинских организациях? В общем по здравоохранению республики, в самом республиканском Минздраве, в целом в органах власти?

Еще очень беспокоит, что все действия власти, как на федеральном, так и   республиканском уровне, совершаются вдогонку, а не на опережение. Мы полтора года живем в условиях пандемии, а системно организованной работы в этом направлении не просматривается. Мы еще в прошлом году вносили предложение о создании неснижаемого республиканского резерва медикаментов, медицинских изделий, обеспечивающего оборудования и вспомогательных средств. Но даже если бы оно и было принято, это все равно полумера.

Нам стоило бы вспомнить советский опыт организации ГО и ЧС. Создать и принять, причем законом, госпрограмму мобилизационного развертывания и ликвидации пандемий и эпидемий. С четко определенными источниками финансирования, с расписанной инфраструктурой, с понятной системой мобилизации медицинского и обеспечивающего персонала, с внятным планом развертывания дополнительного коечного фонда и т. д.

Вот какие вопросы должны были задать правительству на сессии Народного Хурала наши депутаты.

Спасибо за интересный разговор!

Читайте также:

Татьяна Никитина журналист

Я родилась и живу в Улан-Удэ – столице республики Бурятия, работаю журналистом и верю в людей, которые каждый день строят здесь наше общее будущее. Мои герои - это политики, артисты, юристы и обычные люди, достойные восхищения. Нет занятия интереснее, чем разбираться в том, что с нами происходит. Удачи всем!