Фото Т. Никитиной
Чем ближе конец года, тем очевиднее, что беспрецедентные для Улан-Удэ стройки в виде десятков детских садов и школ будут сданы в срок. Недавний рейд по строящимся объектам главы республики Алексея Цыденова и мэра столицы Игоря Шутенкова развеял последние сомнения. Выросшие словно из-под земли разноцветные теремки по всему городу стали живым свидетельством, что чудеса случаются.
Всего каких-то полгода тому назад на сессии Народного Хурала замспикера Цырен Доржиев публично оплакал друзей — былых гигантов бурятской стройиндустрии, прозрачно намекнув, не обернется ли все затеянное для Улан-Удэ NEW— Васюками и большим конфузом. Кто будет строить 24 детских сада и 11 новых школ, большинство из которых должны быть сданы в Улан-Удэ уже к концу этого года. Если полгода тому назад строить все это было некому, а сегодня все это построено, то это есть чудо. Проблема заключается в том, что народ наш в чудеса давно уже не верит и правильно делает.
Рассказы о многомиллиардных стройках, которые должны обрушиться на столицу Бурятии и оживить здесь все, подобно волшебному источнику, не покидали площадь Советов все последнее десятилетие. Не удивительно, что именно комитет по строительству администрации города стал за это время эпицентром удивительных событий. Сначала назначенный председателем Тигран Оболов, он же депутат Улан-Удэнского горсовета, попал в скандальную историю и вынужден был покинуть строительные дела. Пришедший ему на смену Сергей Соколов, тоже бывший депутат Улан-Удэнского горсовета, подался восвояси, не проработав и года. Прокуратура выяснила, что у г-на Соколова нет необходимого стажа работы и через суд добилась снятия его с муниципальной должности.
На смену Соколову пришел Виктор Хандаев, возглавлявший строительный комитет при Геннадии Айдаеве, и обладающий в отличие от Сергея Соколова строительным стажем. Однако, помимо положительного опыта, Виктор Хандаев имел в прошлом еще и уголовное дело, наделавшее в городе немало шума. Чиновник был признан виновным в превышении должностных полномочий в связи с незаконным подписанием акта строительных работ по реконструкции улицы Боевая, чем, по версии следствия, причинил бюджету ущерб в 1,6 миллиона рублей. Тогда суд назначил Хандаеву только небольшой штраф и временное отстранение от госслужбы.
Итог того самого круглого стола в Народном Хурале, состоявшегося в марте этого года, где выступающий Цырен Доржиев от волнения срывался на крик и где присутствовали все посвященные в тему, включая Виктора Хандаева, был предельно прост. Построить что-то качественное в данных скоротечных обстоятельствах в Улан-Удэ априори невозможно. Не имея ни строительного комплекта, ни кадров осваивать многомиллиардные проекты мог взяться только очень рискованный человек.
Неизвестно, на каких условиях в 2016 году Виктор Иванович согласился вновь возглавить в мэрии комитет по строительству. Тогда в Бурятии был иной глава, а в городе иные порядки. Специально под друзей — депутатов Александр Голков учредил в Улан-Удэнском горсовете еще один, пятый по счету комитет — по градостроительству, муниципальному имуществу и землепользованию. Во главе комитета встал предприниматель Михаил Степанов, взявший себе в помощники друга— депутата Геннадия Доржиева, тут же организовавшего собственную строительную фирму.
Через четыре года они оба избираются в Народный Хурал, где продолжают ходить парой, сидеть рядом и прочим образом демонстрировать единство взглядов и помыслов. Интересно, что вслед за этим комитет по градостроительству в горсовете расформировали, тут же назначив Михаила Степанова «смотрящим» за Улан-Удэ, или по -другому, председателем комиссии Народного Хурала РБ по вопросам социально-экономического развития города.
Как бы там ни было, но заявление по собственному желанию, написанное 59-летним Виктором Хандаевым, есть сигнал о том, что час появления в чудесной республике второго Рыбальченко близок, как никогда. Как известно, в бытность Геннадия Айдаева подобные документы подписывал его первый зам Виктор Гаврилов, скорее всего, только по этой причине рано ушедший из жизни. Спокойный вид нынешнего градоначальника Игоря Шутенкова можно объяснить только тем, что своего Гаврилова-Рыбальченко он уже нашел.