blogtn.ru

20 лет назад вышел первый номер еженедельника «МК» в Бурятии»

На прошлой неделе редакция газеты «Московский комсомолец» в Бурятии» отметила скромную дату – двадцать лет со дня появления первого номера газеты. С того дня вышло ровно 1043 номера, в каждом из которых кто-то спешил высказать свое мнение, добиться справедливости, рассказать всему миру то, что считал необходимым и важным. Мы попросили наших читателей, они же политики, друзья, соратники, коллеги, — вспомнить, как это было.

Валентина Дамбаин, председатель госкомитета по торговле (1994-2003 гг.):

Фото Т. Никитиной

— В 90-х в Бурятии начали появляться независимые издания, конкурентная информационная среда, и я была одна из первых членов правительства, кто начал работать с этой средой. Никаких пресс-секретарей тогда не было, и я ввела в практику собирать прямо в своем кабинете №240 на первом этаже дома правительства цвет бурятской журналистики. Тогда печатное слово было очень значимо. Любая публикация разбиралась на площади Советов с карандашом в руках, анализировалась. Когда нужна была политическая воля в решении какого-то вопроса, я просила журналистов подготовить публикацию, потому что знала — статья обязательно попадет на стол президенту Бурятии Леониду Васильевичу Потапову.

Как-то на «встречу с журналистами» пришел импозантный молодой человек с хвостиком, который совершенно не был похож на редактора или бизнесмена. Так я узнала, что в Бурятии появилось региональное приложение газеты «Московский комсомолец». С Бурмакиным мы, что называется, подружились, хотя дружба, взаимоотношения, сотрудничество — это всегда улица с двусторонним движением. Я понимала, что есть вещи, которые газета со своей позицией, а «МК» был именно такой газетой, просто не могла не напечатать. Например, когда все республиканские издания получили одинаковый пресс-релиз о возбуждении в отношении меня уголовного дела, только «МК» выпустил статью с громким заголовком «Высокопоставленный чиновник распростился с креслом из-за иномарки».

Был еще один момент, который позволял нам относиться друг к другу на равных. Это было время профессионалов, и все отношения выстраивались на почве профессионализма. Прежде чем меня назначили министром торговли, я 3 года проработала инженером по технике безопасности хладокомбината, 3 года — юрисконсультом, 2,5 года — замдиректора хладокомбината, 6 лет — начальником объединения «Бурятрыба», 7 лет — начальником управления общественного питания при Совете Министров Бурятской АССР.

Имея даже такой опыт, было сложно работать, потому что бюджет был пустой, но мы работали. И наши вечные оппоненты — журналисты — это понимали. Я до сих пор покупаю газеты, но если раньше это было «ах и ох!», то сегодня зачастую ты просто открываешь газету и тут же ее закрываешь.

Ирина Бадлаева, журналист ВГТРК «Бурятия»:

— Появление «МК» стало для Бурятии глотком свежего воздуха. Газета позволяла себе говорить о том, о чем говорить тогда было не принято. «МК» разоблачал, открывал, публиковал документы, дергал кое-кого за ниточки, а в следующем номере или, может, на другой странице выходил прямо противоположный материал, за что «МК» любили и боялись. На одной странице мы читали Александра Хинштейна, на другой — Диму Родионова, проводившего расследования не хуже правоохранительных органов. Помню, даже где-то звучало, что благодаря Диминым статьям удалось какие-то расследования довести до конца. Всегда были те, кто по-настоящему восхищался «МК», и те, кто газету от души ненавидел, и в Бурятии такого тоже никогда не было. Газету расхватывали в киосках, выпуска каждого номера ждали, за публикациями следили. Сама была свидетелем, как один такой герой с площади Советов рассказывал, что с содроганием ожидал нового номера «МК» и откровенно радовался, когда Бурмакин ушел из газеты. Символично, что редакция долгие годы располагалась посреди ул. Ленина и зайти в гости к Бурмакину было обычным делом. Кабинет главного редактора «МК» стал центром притяжения для всего прогрессивного. Здесь всегда кто-то сидел, пил кофе, здесь стояла какая-то своя удивительная атмосфера. Помню его дизайнерские изыски, когда он покрасил кабинет в темно-оливковый цвет, что также стало поводом для обсуждения. Такого ремонта точно не было нигде. Все, что тогда делала редакция, было настолько неформат, что сразу становилось поводом. Как в творчестве, так и в жизни. Все эти тусовки, рок-концерты на площади, походы на Байкал. Однажды мы с Бурмакиным летели из Москвы, он показывал грамоты, подписанные Павлом Гусевым, из чего следовало, что «МК» в Бурятии» лучший среди региональных проектов, и это было по-настоящему круто — журналисты коммерческого издания отмечены на столь высоком уровне. То было «золотое» время «МК», успех, который никто из печатных СМИ в Бурятии, мне кажется, так и не повторил. Пусть сегодня пришла иная жизнь, иные запросы, но выросло поколение, свободное в своих мыслях и действиях, и в этом есть несомненная заслуга «МК» в Бурятии».

Иринчей Матханов, политик, бизнесмен:

— Помню, как в начале девяностых, на волне перестройки, в Москве, где я учился в аспирантуре, люди с раннего утра занимали очереди, чтобы купить свежий номер «МК». «МК» воспринимался эталоном того, какой должна быть газета в эпоху перестройки — острой, правдивой и дерзкой. С Андреем и Алексеем Бурмакиными лично я познакомился, когда они занимались дизайном и были одни из первых, так скажем, интеллектуальных предпринимателей в нашем городе. У Андрея Бурмакина была своя внутренняя культура, с ним всегда было интересно поговорить, если так можно выразиться, мы жили на одной волне.

Когда я узнал, что Андрей взял франшизу на издание «МК», я порадовался тому, что в Бурятии произойдет информационный прорыв. «МК» всегда отличали острота, передовой новостийный портал, хорошо подобранный пул журналистов. От иных публикаций захватывало дух, там были довольно откровенные вещи, какое-то время именно «МК» определял происходящие в республике процессы.

Думаю, Бурмакину удалось перенести в Бурятию всю идеологию и красоту центрального «МК», чего не случилось, к примеру, в Иркутской области или Забайкальском крае. У газеты был свой стиль, но при этом не было чернухи, бульварщины. Постепенно из большого количества печатных СМИ образовался пул из 2-3 газет, куда вошел и «МК» в Бурятии», они сумели завоевать признание, уважение, там ведущие республиканские рекламодатели размещали рекламу. За 20 лет многое изменилось в стране, в республике, да и в самой газете, но то, что «МК» в Бурятии» до сего дня остается на плаву, в первых рядах республиканских СМИ, дорогого стоит. Время от времени «МК» выдает на гора, дух газеты силен, а потому считаю эту газету украшением республиканского медиасообщества.

Соелма Дагаева, министр культуры Бурятии:

Фото: сайт правительства Бурятии.

— Как бывший директор издательского дома «Информ Полис», хочу сказать, что газетное дело отличается тем, что это весьма скоропортящийся продукт. Новость, которая сегодня украшает передовицы газет, завтра может стать никому не нужной. С «МК» мы всегда были конкурентами, но когда речь шла об общих интересах, объединялись. К примеру, итогом одного такого объединения стала идея распространять газеты в крупных торговых сетях, где они до сего дня успешно реализуются. Идею эту подал Андрей Бурмакин. Надо понимать, что за авторами, новостями, командой журналистов стоит огромная работа по распространению, закупке бумаги, хозяйственным вопросам. Особенностью «МК» было то, что здесь всегда был звездный состав из 3-4 журналистов — Дима Родионов, Стас Белобородов, Татьяна Никитина, Александр Махачкеев, которые делали всю работу. Этот журналистский состав, удачный стиль газеты, хороший менеджмент — все это вкупе дало Бурмакину возможность балансировать между доходами и расходами. Я хотела бы пожелать газете хорошего будущего, такого, которое позволит «МК» сохранить свое лицо, найти пути развития. Сегодня мы все в поисках этого будущего.

 

Читайте также:

Татьяна Никитина журналист

Я родилась и живу в Улан-Удэ – столице республики Бурятия, работаю журналистом и верю в людей, которые каждый день строят здесь наше общее будущее. Мои герои - это политики, артисты, юристы и обычные люди, достойные восхищения. Нет занятия интереснее, чем разбираться в том, что с нами происходит. Удачи всем!