blogtn.ru

Про шоу-бизнес, Пугачеву и эпоху воплощенного анекдота

Фото: личный архив Степана Лобозерова
Бурятский публицист Степан Лобозеров рассуждает о превратностях нашего времени (часть 1)

Старшее поколение еще помнит анекдот позднесоветских времен, о том, что в будущей энциклопедии о Л.И. Брежневе будет упомянуто, как о мелком политическом деятеле эпохи Пугачевой. Да, тогда это был анекдот, однако, через малое время все повернулось так, что мы с усердием даже с жаром принялись воплощать этот анекдот в жизнь.

Эпоха воплощенного анекдота наступила. Символом ее, как и было предсказано, стала Алла Пугачева. Личность ее, конечно же, далеко не эпохальная, но здесь уж, какова эпоха – таковы и ее символы. Кроме того, необычайно длинный период именно ее беспрерывного присутствия на всех экранах страны как бы соединяет красной нитью разные фрагменты нашей новейшей истории от времен Брежнева, через Андропова, Горбачева, Ельцина до наших дней.

Официальной государственной идеологии у нас с начала 90-х годов, как известно, нет. Но «эпоха» была не официальной, поэтому обзавестись собственной идеологией могла себе позволить вполне. На первый взгляд, на поверхности было хаотичное нагромождение фраз о прогрессе, свободе, изобилии, толерантности и т.д. и т.п. Но далее становилось понятно, что все эти «вкусности» обитают только там, в цивилизованном мире. И тогда вспомнилась идея оного из персонажей Достоевского – Смердякова, о том, что было бы большим благом, если бы умная нация пришла и завоевала глупую.

По логике, и у нас должны появиться справедливость, всяческие свободы, и, главное, изобилие. Об этом же заговорили и на глобальном уровне: зачем всем народам и государствам затрачивать огромные усилия и средства на новые открытия, изобретения, на дальнейшее развитие и продвижение прогресса? Намного разумнее будет, если группа наиболее развитых стран взвалит это тяжкое бремя на себя. Остальные будут просто пользоваться плодами этого непрерывного и в своем движении неудержимого прогресса. Тогда единые стандарты будут установлены не только в экономике, а во всех сферах человеческой деятельности. За соблюдением же обязательных для всех правил, будет следить все та же группа передовых стран.

А для нас первым и главным тогда было, как можно глубже осознать их величие и нашу ничтожность. От этого осознания возник лозунг ясно указывающий путь к процветанию: «не надо изобретать велосипеда». И мы опять же с огромным усердием и даже с жаром принялись воплощать этот девиз в жизнь. За короткое время необъятные просторы нашей страны наполнились всем передовым, прогрессивным и даже цивилизованным. Города большие, малые были отданы в «мэрские» руки, во всех учреждениях откуда-то появилось множество спикеров, которые, казалось, вот-вот окончательно перейдут на какой-нибудь цивилизованный язык. Даже в самых отдаленных районах стали проводиться инаугурации сельских глав администрации.

Старательность нашу нельзя было сравнить даже с поведением обезьян. Ведь, когда те пытаются копировать поведение людей, это выглядит забавно и даже умилительно. Мы же «не изобретали велосипед» со звериной серьезностью. Где-то в Магадане, например, в результате проведения яркого, красочного мероприятия могла появиться ослепительная «Мисс Колыма», а у Байкала загадочная «Мисс Новый Заган», в южных же областях энергичная и предприимчивая «Мисс Волчья Падь». И самым горьким, самым позорным для нас является сочувственная фраза европейской женщины: «бедные русские, они так стараются быть похожими на нас». А их наиболее образованные люди с каким-то даже мистическим страхом смотрели на наше мгновенное перерождение: неужели такое возможно? Ведь они прекрасно помнили, как еще совсем недавно мы изобретали велосипед весьма успешно.

Европейский театр, например, существовал задолго до возникновения нашего государства, и казалось, придумать в этой области что-то новое уже невозможно. Но вот в начале 20-го века театры мира начинают изучать и работать по так называемой «системе Станиславского», созданной и введенной в практику театральными деятелями России. То же самое с балетом: наряду с мировым рождается как отдельное явление понятие «русский балет». А Поль Валери, например, фигура весьма значимая не только французской, но и всей европейской культуры отмечал три самых плодотворных периода, три самых высоких вершины в истории европейской культуры: Античность, эпоха Возрождения, русская литература 19-го века. Подтверждением этого являются признания большинства великих мировых писателей 20-го века о том, что они учились у русской литературы 19-го века.

Как бы кто ни относился к позднему СССР, но нельзя не признать, что в то время, когда на Западе вовсю бушевали всяческие «свободы», наша эстрада оставалась, на удивление, светлой и целомудренной. Но вот на сцену вышла Алла Пугачева, молодая, яркая, талантливая, и наша эстрада начала планировать в сторону приведения «к общему знаменателю» с западной, то есть, превращаться в шоу-бизнес, о котором, перефразируя известное выражение «ничего личного, просто бизнес», можно сказать «никаких личностей, просто бизнес». К счастью, личности на сцену все же пробивались, но как исключения, в основном же работала система. Появилась даже «фабрика звезд», потому что их требовалось много и производство их было поставлено на поток. В результате они начинают образовывать что-то наподобие нового сословия. Причем в неофициальном рейтинге они занимают положение выше чиновников и даже политиков.

Многие ли знают в лицо тех, кто пишет законы? А вот «звезды» не сходят с экранов круглые сутки. И возникни у них желание влиться в ряды законодательной власти, они прошли бы туда « с песней». Ведь «электорат» знал о них все: кто сколько раз сходились и расходились, в каких райских местах отдыхали и т.д. и т.п., то есть, они стали для него почти как родные. В то время как остальные кандидаты неизвестны, и вообще, кто они рядом с легендарными знаменитостями. К нашему счастью (парадокс!) статус звезд был выше, прибыльней, и им незачем было идти в какие-то законодатели. А на «пипла» они влияли больше чем кто-либо.

Официальные лица могут бесконечно говорить о традиционных ценностях, зачастую сами до конца не понимая, что это значит. А в это же время над страной, усиленное тысячами динамиков победно разносится утверждение, что «лучшие друзья девушек – это бриллианты!» И девушки, в большинстве далекие и от традиций и от политики, конечно же, в первую очередь услышат и поверят тому, кого уже привыкли слушать. Отечественная «попса» активно начала «не изобретать велосипед» раньше всех и быстро поняла и определила, что является мейнстримом, то есть главным направлением западной «культуры», быстро овладела нужными навыками и применила на практике.

Интересен диалог двух тружениц отечественного шоу-бизнеса. Когда молодая, пока еще крохотная звездочка попыталась заговорить о чем-то высоком в их «искусстве», ее резко оборвала старшая товарка: что ты здесь вякаешь, ты же прекрасно знаешь, что «пиплу» наплевать, о чем ты там мычишь и блеешь, главное, насколько сексуально ты выглядишь. И стремившиеся попасть в плеяду больших звезд, вспомнив партийный лозунг Чубайса «больше наглости», старались изо всех своих сил и возможностей.

Во-первых, нужно было придумать такой сценический «прикид», при котором как бы вообще не оставалось не обнаженных участков тела, во-вторых надо всегда помнить о своей «сверх задаче» (это когда, например, актер говорит и делает одно, а зритель понимает, что добивается он совсем другого). Здесь происходит тоже самое: «певица» может раз тридцать пробубнить одну и ту же фразу, но публика видит и понимает, что вышла она на сцену за другим. И наряд ее, и интонация, и «язык тела» говорят: я ваша, я сливаюсь в жарких объятиях со всеми вами вместе и с каждым в отдельности. А подтанцовка самыми похабными позами и телодвижениями «развивает тему». И помещение наполняется густой, липкой похотью, то есть, свою «сверхзадачу» «певица» выполнила. В некоторых сектах практиковался так называемый «свальный грех», здесь, по сути, происходит тоже самое, только в виртуальном пространстве.

Но вот началась СВО и наиболее «придусмотрибельная» часть «нового сословия» вместе с наиболее креативной частью прогрессивной общественности мудро рассудили, что «этой стране» сдуру посмевшей бросить вызов всему цивилизованному миру пришел конец. И огромный, но прогнивший корабль под названием Р.Ф вот-вот пойдет ко дну. Поэтому нормальным, не зомбированным телеящиком, приличным людям нужно его покинуть, пока еще есть возможность. И шумными полчищами они устремились ко всем пограничным переходам.

Но вот прошли почти два года, а корабль не только не затонул, но еще и прибавил ходу. В то же время степень комфорта, на который они рассчитывали, отправляясь «туда», была намного ниже и они оказались в незавидном положении. Ведь если судить о них в рамках нашей традиции, то сбежавшие из страны в самое трудное для нее время являются предателями, дезертирами, перебежчиками.

Однако их единомышленники, которые будучи более осторожными никуда не сбежали, быстро ввели в отношении их звучный термин, который тут же радостно подхватили все СМИ: никакие они не дезертиры и перебежчики, они релоканты! Что это обозначает, мало кто знал, но из школьной программы всплывало нечто созвучное – «инсургенты», что предавало новому термину загадочность и даже некую романтичность. Видимо, поэтому министерство культуры объявило, что никаких ограничений для возвратившихся релокантов не будет. Была объявлена позиция и высшей власти: Родина ждет всех своих граждан! И это вполне объяснимо: просторы у нас бескрайние, планы грандиозные, а людей нее хватает, поэтому возвратившихся айтишников, бизнесменов, ученых и других специалистов всех профилей ждут неограниченные возможности для своей моральной реабилитации.

Но вот что касается творцов от современной «культуры», особенно шоу-бизнеса, здесь вопрос особый. Когда мы видим на больших экранах их шумную толпу, яркую, сверкающую всеми цветами радуги, то тем, кто успел побывать в разных странах, на разных континентах своим блеском они напомнят каких-то ярких тропических насекомых. А тем, кто не покидал «родных осин», они напомнят мух, но не простых, а жирных, разноцветных, которых еще называют зелеными или навозными. Да, мухи тоже трудятся и эти постоянно летают из наших «джунглей» в «цветущий европейский сад». Но то, что они оттуда приносят, вряд ли кто-то решится назвать медом. А научить (или переучить) мух собирать мед не удавалось еще никому.

Однако министерство культуры (напомним) заявило, что никаких ограничений для возвратившихся релокантов не будет. То есть они могут и дальше заниматься своим «творчеством». Возникает вопрос: стоит ли нам понимать это как утверждение о том, что «эпоха Пугачевой» продолжится, даже если сама она больше не появится на нашей сцене?

Но наш шоу-бизнес – это только видимая всеми вершина айсберга.

Читайте также:

Татьяна Никитина журналист

Я родилась и живу в Улан-Удэ – столице республики Бурятия, работаю журналистом и верю в людей, которые каждый день строят здесь наше общее будущее. Мои герои - это политики, артисты, юристы и обычные люди, достойные восхищения. Нет занятия интереснее, чем разбираться в том, что с нами происходит. Удачи всем!