blogtn.ru

В Улан-Удэ установлен новый механизм выкупа аварийного жилья у собственников

Продолжение статьи “Впервые проблема переселения из ветхого и аварийного жилья обрела в Бурятии реальные пути решения” (29.04.2015) – http://blogtn.ru/photo/?func=info&id=4907

В Октябрьском районном суде принято решение о выкупной стоимости первой аварийной квартиры, которую город определил под снос, и, похоже, решение это может стать для Улан-Удэ революционным. В отличие от всех подобных споров, доселе оканчивающихся для администрации города победой, в этот раз суд согласился с мнением людей и увеличил выкупную сумму почти на 600 тысяч рублей, подняв цену за двухкомнатную квартиру с 1289 тыс. до 1881 тыс. рублей.

Сегодня уже можно сказать, что те, кто попал в Улан-Удэ под кампанию переселения из ветхого и аварийного жилья и позволил переселить себя туда, куда его переселили, по сути, поменяли шило на мыло. Они получили либо разваливающуюся новостройку, либо обшитый металлосайдингом аналогичный барак только на окраине города, как произошло это с переселенцами с ул. Комсомольской. Те же, кто как жители ул. Радиостанция,1, пошли бороться в суд – имеют счастье сказать сегодня, что справедливость на свете есть. На полученные от мэрии средства они способны будут не только приобрести равноценное по местоположению и комфорту жилье, но и возместить расходы на переезд.

Как правильно выкупать жилье в Улан-Удэ

Три года назад жителям двухэтажного барака на ул. Радиостанция,1 объявили, что рядом будет строиться большой мост, их дом срочно признан аварийным, а всем жильцам в скором времени предстоит искать себе новую крышу над головой. Переселенцам с ул, Радиостанция,1 предложили переехать в новостройку в 111 квартале, либо взять деньги и решать проблему самостоятельно. Наслышанные о качестве построенного для переселенцев жилья, собственники двух одинаковых «двушек» на Радиостанция,1 Сергей Ванчиков и Сергей Баторов решили взять деньги и решить проблему самостоятельно. Однако сразу выяснилось, что согласно каким-то своим нормативам бюджет может выделить им только по 33,5 тыс. рублей за кв. метр, что в перерасчете на 38 кв.м. получалось чуть больше 1 200 тыс. рублей.

Трезво оценив, что ничего равноценного в своем районе приобрести на эти деньги они не смогут, Ванчиков и Баторов отказались от такого предложения. Данные риэлтеров двухлетней давности утверждали: чтобы приобрести в этом же районе на вторичном рынке квартиру в 38 кв., потребовалось бы не 1289 тыс. рублей, как диктовала муниципальная программа, а 2270 тыс. рублей. Не желая более уговаривать строптивых жильцов с Радиостанция,1, администрация Улан-Удэ подала на них в суд с требованием принудительного выкупа жилья.

1, 2 млн. – 1,5 млн. – 1,8 млн. рублей

Чтобы разобраться в вопросе, суд вынужден был назначить по Радиостанция, 1 целых три экспертизы, дабы установить, сколько на самом деле стоит это жилье на улан-удэнском рынке. Как известно, администрация города предложила соседу Баторова Ванчикову за его квартиру в 38 кв.м. 1 289 750 рублей из расчета 33,5 тыс. за квадратный метр. Удивительно, но с доводами мэрии не согласилась ни прокуратура, ни судья Октябрьского районного суда. Судья указала, что администрация Улан-Удэ не обосновала выкупную стоимость квартир с учетом всех обстоятельств, а именно учета рыночной цены жилого помещения, стоимости доли в общем имуществе многоквартирного жилого дома, включая земельный участок и так далее.

Первая экспертиза, проведенная по инициативе суда, установила, что выкупная стоимость квартиры Ванчикова равна 1 568 тыс. рублей. Прокуратура же настаивала на том, что согласно статданным цена на 1 кв.м на вторичном рынке жилья в Улан-Удэ в 2014 году была равна 47 677 рублей, что означает, что муниципалитет должен выкупить у Ванчикова квартиру за 1 800 тыс. рублей.

Экспертиза по соседней квартире в те же 38 кв.м., чьим собственником является Сергей Баторов, также трижды устанавливала рыночную стоимость этого имущества, пока не установила ее на уровне 1881 тыс. 518 рублей, включив в эту сумму все убытки, которые будут нанесены собственнику в связи с вынужденным переездом, временным наймом другого жилья и прочими вопросами. На этой-то сумме в 1881 тыс. рублей и остановился суд в решении непростого вопроса, за сколько мэрия должна выкупить квартиру у переселенцев.

– С самого начала было понятно, что на ту сумму, которая предлагается мэрией, мы не сможем приобрести равноценное достойное жилье в этом же районе, – прокомментировала представитель Сергея Баторова в суде Светлана Балтуева. – Наш дом хоть и постройки 1932 года, но еще вполне крепкий и в нем еще можно было бы жить. В городе масса аварийных зданий, в которых жить действительно опасно, но никто их сносить не спешит, потому что они никому не мешают. Наш дом срочно потребовалось убрать, потому что рядом у авторынка на Приречной будет строиться шестиполосный мост через Уду, который должен будет соединить Октябрьский район с Железнодорожным и «разгрузить» дорожное движение. Удивляет только то, что если в данном случае решаются интересы города, то почему город не учитывает наши интересы. Почему у нас фактически отнимают жилье, а взамен предлагают либо новостройку под названием «новые трущобы», либо сумму, на которую ничего подходящего приобрести нельзя. Почему надо год ходить по судебным инстанциям, пройти три экспертизы и только с третьего раза всем доказать, что к людям надо относиться по-человечески.

Суд как дорожная карта для строителей

Одно из самых громких поручений Владимира Путина – переселить всех россиян из аварийных домов до сентября 2017 года. Хотя до итоговой отметки еще есть время, на самом деле его нет, поскольку следуя логике вышеприведенного судебного решения правительство Бурятии должно уже сегодня выработать единый алгоритм или дорожную карту для каждого такого переселенца. Очевидно, что сумма в 33,5 тыс. рублей за кв. м, доселе определяемая как одна на всех, изначально для всех переселенцев Бурятии не подходит. Возможно, где-нибудь в пос. Татарский ключ Заиграевского района на эти деньги и можно что-нибудь построить – купить, но не в городе Улан-Удэ. Даже в черте одного города цены могут разниться на порядок, а это значит, что каждый раз администрации заново придется решать задачу выкупной стоимости жилья. Пусть это хлопотно, затратно, чуть дороже и без суда явно не получится, зато в интересах горожанина, а значит, совершенно законно. Зато представителям администрации Улан-Удэ точно не придется подавать иски в суд о принудительном выселении людей из одного аварийного и принудительном вселении в другое аварийное жилье. А строителям не придется строить откровенную халтуру, а построив, в срочном порядке подавать на банкротство.

Читайте также:

Татьяна Никитина журналист

Я родилась и живу в Улан-Удэ – столице республики Бурятия, работаю журналистом и верю в людей, которые каждый день строят здесь наше общее будущее. Мои герои - это политики, артисты, юристы и обычные люди, достойные восхищения. Нет занятия интереснее, чем разбираться в том, что с нами происходит. Удачи всем!