blogtn.ru

Эксклюзивное интервью Соелмы Дагаевой о прошедших пяти годах, театрах республики и кино

Фото: пресс-служба министерства культуры Бурятии

5 декабря исполнилось пять лет, как на пост министра культуры Бурятии в результате открытого конкурса была назначена Соелма Дагаева. Больше таких конкурсов глава республики не проводил, но факт остается фактом: среди тех победителей Дагаева – единственная, кому удалось сохранить свои позиции в «команде Бурятии». Подводя итоги, в канун празднования 100-летия Республики Бурятия мы попросили министра культуры Бурятии ответить на ряд вопросов.

– Соелма Баяртуевна, если вернуться к тому конкурсу, можно узнать, о чем беседовал с вами глава, какие задачи ставил? 

– Если вы помните, каждый подавший заявку должен был представить свою программу. В моей программе значилось создание благоприятной и комфортной культурной среды, способствующей формированию брэнда «Бурятия – культурный центр российского Востока». Хорошо помню, что когда глава республики встречался с нами, то красной нитью в его речи звучало намерение повысить в Бурятии качество жизни. Алексей Самбуевич говорил, что главное богатство любого региона – его люди.

Вместе с тем я понимала, что без финансовой основы глобальных задач здесь не решить. 5 декабря появился указ о моем назначении, а 6 декабря я уже была в Москве, где встретилась сразу с замминистра культуры РФ и руководителем департамента по работе с регионами, и мы решили активнее присутствовать в федеральной повестке.

– Согласитесь, для сферы искусства, культуры вы оказались человеком новым. Насколько непросто было начинать работу в министерстве и что удалось изменить? 

– Сказать, что абсолютно все мне было внове, не могу, все-таки по роду прежней деятельности наш журналистский коллектив активно участвовал во многих культурных проектах республики. Если вести речь о первых впечатлениях, то это многогранность министерства, в полномочия которого входят работа с музеями, библиотеками, театрами, образовательными учреждениями, цирком, архивом, который я бы вообще назвала отдельно взятым государством.

В зоне ответственности министерства культуры Бурятии лежит огромный пласт сельской культуры, хотя райотделы культуры подчиняются главам районов. Отдельный большой вопрос по капитальному строительству и ремонту учреждений культуры, и это притом, что в нашем министерстве нет отдела капстроительства, этим занимается всего один специалист.

Первое знакомство с людьми культуры – это поэты, художники, писатели, композиторы, которые приходили ежедневно, все очень уважаемые, все очень разные, но все не получающие от государства поддержку, как это было раньше. И мы стали помогать, концертами, изданиями, просто вниманием. Мы понимаем, что средств сейчас мало, их всегда мало, но если формулировать миссию министерства, то свою первую задачу мы поставили в поддержке творческий людей.

Мы идём по пути кураторства, оперный театр, грубо говоря, курирует композиторов, Национальная библиотека – писателей и поэтов, за Национальным музеем – художники и так далее.

Творческие люди обращаются в министерство культуры, так или иначе находят поддержку. В прошлом году среди представителей творческого мира Бурятии был проведен опрос на эту тему, который в целом показал положительный образ министерства культуры.

– Если анализировать эти пять лет, что считаете самым важным достижением? Для кого-то это приход Владимира Рылова в оперный театр и уход Сергея Левицкого из русского драмтеатра, для кого-то создание централизованной бухгалтерии для театров, а для Вас? 

– Я очень благодарна, что с нами согласился поработать маэстро Владимир Рылов, который буквально вдохнул в театр новую жизнь, наполнил его творчеством, поиском. Его проект «Возвращение» созвучен с программой министерства по привлечению наших талантливых ребят к работе на родной земле. Театр в эти годы впервые принял участие в конкурсе «золотая маска», зазвучал на федеральном уровне.

Как известно в русском драматическом театре также появился новый руководитель Вячеслав Дьяченко, которого позиционировали как человека, умеющего сплачивать команду. Контракт с ним подписан на два года, поэтому хочется пожелать Вячеславу Михайловичу плодотворной работы.

Централизация бухгалтерий 15 государственных учреждений культуры, а это не только театры, но и музеи, библиотеки, концертные учреждения, были встречены коллективами с опаской, с нежеланием, но мы обещали, что ни одно учреждение в результате не пострадает, и мы свое обещание выполнили. Дело не только в экономии бюджета. Куда важнее, что в результате централизации было создано единое информационное пространство с применением облачных технологий, а в условиях перехода с января 2023 года на обязательный электронный документооборот организаций бюджетной сферы это стало просто необходимостью.

– На полке в вашем кабинете стоит статуэтка Конферансье из знаменитого кукольного спектакля «Необыкновенный концерт», показанного этим летом в Улан-Удэ в рамках «Больших гастролей» театра Образцова. Запомнилось, как на пресс-конференции вы спросили у худрука «Ульгэра», а способны наши театры поставить нечто подобное. Можно расценивать это предложение как госзаказ?

– Мы должны понимать, что такой помощи, какая была оказана учреждениям культуры Бурятии за эти пять лет, особенно в сельской местности, здесь не было очень давно. Поначалу, когда мы рассказывали про нацпроект «Культура», люди просто не верили, так село отвыкло от внимания. С 2017 по 2021 годы в республике с нуля построено 15 объектов культуры, капитально отремонтированы 104 здания, в том числе 82 дома культуры, 6 детских школ искусств, 2 музея. Завершена реконструкция Национальной библиотеки, начата масштабная реконструкция театра кукол «Ульгэр». В 2023 году будет начато строительство Театра Байкал и Районного ДК г. Кяхты (который был законсервирован в виду аварийности с 2008 года). Более 200 домов культуры оснащены новым звуковым и световым оборудованием, одеждой сцены, театральными креслами.

За все время моей работы начали выделяться средства на комплектование библиотек. Спасибо главе Республике Бурятия за поддержку.

По нормам около 32 млн. рублей в год мы должны вкладывать на эти цели, что означает, что в наши библиотеки будут приходить читатели. Не будет новых книг, не будет и читателей. Между тем, к 2030 году перед всеми учреждениями культуры страны поставлена задача увеличить посещаемость в три раза.

Пусть не кардинально, но удалось немного улучшить ситуацию в музыкальных школах, где традиционно не хватает инструментов, педагогов, помещений. Как говорит президент Ассоциации музыкальных театров России Георгий Исаакян, человек – сложный инструмент. Занятие искусством дает человеку подготовку на всю жизнь, и кем бы он в итоге ни стал, он сможет решать сложные задачи. Иными словами, государство вкладывается в искусство, потому что государству нужны люди, которые смогут решать сложные задачи, и поэтому нам необходимо держать высокую ноту в культуре.

– А кино вы считаете искусством? 

– Конечно. Это самое массовое искусство, причем в нашей стране с кино связывают развитие креативной индустрии. Инфраструктура для этого тоже создаётся. За последние годы в республике открылось 15 кинотеатров с современными условиями, где можно посмотреть фильмы в 3Д формате.

В условиях импортозамещения мы рассматриваем вопрос, как научиться зарабатывать на кино, создавать новые рабочие места. В планах у нас учреждение в республике рибейтов (механизма налоговых возвратов) по созданию льготных условий для кино- и телепроизводства. Если говорить просто, кинокомпании приезжают в регион, где живут, строят декорации, делают свою работу, а регион возвращает из бюджета часть понесенных затрат. Размер процента и общую сумму под рибейты правительство каждого субъекта устанавливает самостоятельно. По нашим подсчетам кинопроизводители, которые заходили бы в Бурятию со сьемками могли бы оставлять в бюджете региона от 300 до 500 млн. рублей в год, которые бы принесли такому туристически привлекательному, самобытному региону, как наш, дополнительный доход. А в ответ часть денег, потраченных в Бурятии, например, десять процентов от суммы, можно было бы возвращать. Тогда кинокомпании потянулись бы к нам.

Сегодня этот вопрос активно изучает гендиректор «Байкалкино» Дина Подпругина, которая назначена секретарем дальневосточной кинокомиссии.

– Совсем немного осталось до празднования 100-летия республики. Что готовите к этой знаменательной дате? 

– На самом деле эта программа защищена нами еще в 2018 году, и многие уже прошедшие, совершенно блестящие культурно – познавательные мероприятия, были приурочены именно к этой дате. Но главным событием в ряду торжественных праздничных мероприятий, посвященных 100-летию Республики Бурятия, конечно, станет масштабное музыкально-театрализованное представление на Центральном стадионе. Будет продолжена традиция проведения Дней Республики Бурятия в Москве и Санкт-Петербурге, в ряду которых концерт в Кремле. Впрочем, раскрывать все секреты время еще не пришло.

– Спасибо за откровенность! 

Читайте также:

Татьяна Никитина журналист

Я родилась и живу в Улан-Удэ – столице республики Бурятия, работаю журналистом и верю в людей, которые каждый день строят здесь наше общее будущее. Мои герои - это политики, артисты, юристы и обычные люди, достойные восхищения. Нет занятия интереснее, чем разбираться в том, что с нами происходит. Удачи всем!