Ключевой момент истории — стартовавшие в Бурятии выборы депутатов государственной Думы начались с констатации преинтереснейшего факта. Некогда идеально отлаженная партийная машина правящей партии начала разваливаться с такой силой, что поставила под угрозу сам факт проведения выборов, не говоря уже о каких-либо гарантированных результатах.
Надежно работавшие еще совсем недавно рычаги управления сельскими районами были утрачены, каналы сообщения оборваны, люди, некогда считавшиеся лидерами, оказались не в силах контролировать ситуацию даже у себя под носом. Причем провал “единороссов” в данном субъекте Российской Федерации нельзя объяснить блестящими успехами местной оппозиции, которой по сути здесь нет. Катастрофа видится в системном кризисе власти, выйти из которого, во всяком случае в ближайшее время, будет очень непросто.
Кадры решают все
Кропотливая работа по созданию эффективной связки партия — власть строилась на тщательном подборе кадров, которые были абсолютно лояльны к системе, обязаны этой системе, гарантировали стабильное управление и уж точно не предвещали никаких сюрпризов в будущем. По такому принципу в ключевую обойму политиков был отобран в свое время Геннадий Айдаев, для чего вышестоящей власти пришлось изрядно попотеть со своевольной натурой мэра Шаповалова и подальше отодвинуть иные всплывшие на горизонте кандидатуры. Тандем Потапов — Айдаев с позиции сегодняшнего дня можно характеризовать как отличавшийся идеальным взаимопониманием и завидной стабильностью.
Супераппаратчик Леонид Потапов не просто хорошо знал всех глав сельских районов, он лично двигал их на эти посты, используя весь имевшийся в наличии ресурс. Когда волею случая глава Иволгинского района и ставленник президента Леонид Бурков проиграл выборы независимому кандидату Владимиру Дашамолонову, этот факт был воспринят властью как вызов, породивший прецедент российского масштаба, — состоявшиеся в декабре 2003 года выборы в Иволге были признаны недействительными через суд. Сошедшего с политической сцены Буркова заменил Вячеслав Иванов, к победе которого партия власти опять же приложила все усилия. После того, как Иванов с поставленной задачей за свой небольшой срок вполне справился, он был вознагражден креслом председателя арбитражного суда Бурятии.
К сожалению, управлением подобными вещами нынешние власть предержащие похвастаться не могут по вполне объяснимым причинам. Благодаря провальной работе бывшего главы исполкома местных “единороссов” Михаила Кравченко систему поразил разъедающий все и вся хаос. К власти на местах сами собой стали приходить “случайные” люди, неожиданно способные, как в Баргузине и Иволге, противопоставить себя всей партийной машине, чего раньше представить было просто невозможно. Как-то при всем желании не получается разглядеть в весьма примерном бывшем милиционере Александре Цыденове ярого подпольного революционера. Такие люди, как Иван Мельников, наверняка тоже никогда в жизни не собирались с шашкой наголо лезть на чьи-то баррикады, их вынудила к тому сама ситуация.
Последняя надежда партии
Только скандальные выборы депутатов Улан-Удэнского горсовета 2009 года с рекордно низким результатом в 39%, ниже которого кажется не было во всей стране, не позволили партийной машине поставить во главе городских депутатов своего политика. Этот пост занял совершенно новый для системы человек, независимый депутат Александр Голков. А ведь Михаила Яна готовили к этой должности, настраивали под партийную машину с тем, чтобы в дальнейшем передать ему как председателю горсовета пост мэра города. Доверить такие судьбоносные для партии дела Кравченко, человеку с вечно испуганным лицом и невнятной речью, не сумевшему организовать даже свои собственные выборы на должность председателя объединенной организации профсоюзов Бурятии, было верхом безрассудства.
В данной ситуации лихорадочная замена Кравченко Баиром Бальжировым больше напоминает шаг отчаяния в попытке избежать неминуемо приближающийся судный день. Бальжиров — самый опытный член нынешнего правительства, имеющий огромный стаж административной работы, прекрасно знающий республику, ее людей и, самое главное, этими людьми узнаваемый. Он — свой, доброжелателен и располагающ, интеллектуально развит, ответственен и наверняка умеет, если надо, договариваться со всеми. Немаловажно и то, что заслуги Бальжирова в свое время были высоко оценены Потаповым. Чтобы погасить конфронтацию тогдашнего министра здравоохранения Бальжирова и его непосредственного начальника вице-премьера по социальным вопросам Евгения Ханхалаева, президент даже пошел на беспрецедентные шаги, когда просто вывел целое министерство из непосредственного подчинения вице-премьеру и тем разрешил ситуацию.
Кроме того, Бальжиров как глава исполкома “единороссов” отныне выступает и главным распорядителем партийной кассы, в которую, по некоторым данным, ввиду сложности исторического момента спущена фантастическая сумма в 800 млн. рублей. Человек, которому можно доверить такой капитал и который сумеет в кратчайшие сроки эффективно им распорядиться, будет цениться на вес золота. Если Бальжирову в самом деле удастся сотворить в Бурятии чудо, выстроить эффективную партийную машину, создать в Улан-Удэ второй Тамани-холл (центр демократической партии в США), именно он станет ключевой фигурой в политической заявке на 2012 год.