Автор – Агафья Тихонькая, русская из семейских
Как будут проходить выборы в горсовет 2014 года
В мире Толкиена великие маги живут в отдельных башнях. Башни строятся, завоевываются, разрушаются и создаются вновь. В Башне Мордора живет маг Саурон, в Башне Изенгард – маг Саруман. Однажды маг Саруман сказал: «Мир меняется. Кто обладает силой, позволяющей противостоять мощи Саурона и Сарумана и союзу двух башен? Вместе, владыка Саурон, мы будем править Средиземьем».
Месяц назад замглавы администрации Петр Носков был призван в Башню власти. В Кремле состоялся семинар – совещание вице -губернаторов по внутренней политике на тему грядущих выборов в муниципальных образованиях регионов, где Петр Носков даже высказал свое мнение на тему, какой должна быть пропорция между кандидатами, выдвинутыми в одномандатных округах и по партийным спискам (75 на 25). По сути впервые Петр Носков предстал в наших глазах политиком, имеющим прямой выход на Кремль. Более того, впервые вполне официально нам показали, кто в Бурятии персонально отвечает за выборы. Если до этого момента фигура вице – губернатора по внутренней политике в республиканском правительстве была малопонятной в том смысле, что никто точно не знал, чем занимался в коридорах власти, к примеру, «серый кардинал» Александр Ковалев или не менее таинственный Андрей Полосин, то теперь все встало на свои места.
Башня власти – Всевидящее око
Петр Носков как человек № 2 на площади Советов
По сложившейся в регионах традиции при губернаторе существует глава администрации, на плечах которого лежат хозяйственные вопросы, и зам по внутренней политике, курирующий кадры, СМИ и прочие рычаги влияния. Подразумевалось, что Александр Ковалев, а затем внезапно появившийся в Бурятии зампред правительства по взаимодействию с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и развитию гражданского общества Андрей Полосин как раз и должны были стать такими вице – губернаторами по внутренней политике. Однако случилось так, что и тот, и другой по причинам, которые никто нам до сих пор так и не удосужился объяснить, таинственно исчезли в неизвестном направлении и никаких следов своего великого пребывания в Бурятии не оставили. Так получилось, что с 2008 года эти две функции в правительстве сошлись на фигуре Петра Носкова, и с тех пор это имя приобрело на площади Советов магическую силу.
Еще несколько лет назад никто и не предположить не мог, что вчерашний председатель совхоза «Авангард», а до недавнего времени скромный министр природных ресурсов Петр Носков способен превратиться в одного из самых влиятельных чиновников площади Советов. Если отталкиваться от всеми принятой иерархии, где первое лицо в республике – это ее глава, второе – спикер, третье – первый вице – премьер и так далее, то в Бурятии фигурой №2, которая, впрочем, никогда не будет пытаться стать первой, теперь смело можно назвать не Гершевича, а Носкова. Как показали недавние события, он имеет доступ в Башню власти – место, где принимаются все важные решения, и потому Носков крут, реально влиятелен, ему после Ковалева – Полосина доверили отвечать за выборы, и доверие это Носков сумел оправдать.
Если в 2009 году в начале назначения Носкова главой администрации партия «Единая Россия» на выборах депутатов Улан-Удэнского горсовета набрала провальные 39% голосов, то выборные итоги этого года можно назвать вполне положительными. На выборах депутатов Народного Хурала пятого созыва партия власти получила 62,87% голосов, сумев взять вместе с одномандатниками 46 мест в парламенте (всего на один мандат меньше, чем в 2007 году) и обеспечить тем самым работоспособную партийную фракцию. В Улан-Удэ только два самовыдвиженца (Марковец и Дроздов) получили мандаты, однако характер их победы и сегодняшнее поведение на сессиях заставляет сильно сомневаться в том, что они на самом деле были самовыдвиженцами. А вот коммунисты по сравнению с итогами выборов 2007 года хотя и улучшили по одномандатным округам свои результаты практически в два раза (!), ни одного мандата в городе взять так и не смогли. Победа площади Советов и лично Носкова в этом случае выглядит безусловной, равно как и понимание, что Всевидящее око как источник власти контролирует Бурятию и намерено делать это и дальше.
Носков против Голкова: 75 на 25 или 100 на 0
Грядущие выборы в горсовет – краеугольный вопрос нынешней площади Советов, где пока еще в немом поединке наметились две противодействующие силы.
По существующему ныне порядку мэр избирается из числа депутатов, а депутаты в свою очередь избираются по смешанной системе, то есть половина – от партий, половина – по одномандатным округам (50 на 50). Кремль установил новые правила игры, разрешив регионам самим определять пропорции партийцев и одномандатников. Выступая перед Всевидящим оком в Кремле по этому вопросу, смотрящий по Бурятии Петр Носков озвучил на всю страну грядущий расклад выборов в местный горсовет как 25 на 75 (25 процентов – партийные списки, 75 – одномандатники).
Однако не успел демиург Носков покинуть Башню власти, как действующий мэр Улан-Удэ Александр Голков провозгласил совсем иной расклад будущего. Он заявил о намерении города вернуться к 100 % одномандатников. При этом списочников (хотя сам Голков последний раз избирался именно по спискам, не говоря уже о таких депутатах как Бредний и Шагдарова) обозвали «котами в мешке», заверив, что депутаты, избранные по одномандатным округам, якобы более узнаваемы и лучше работают. На минувшей неделе комиссия по уставу Улан-Удэ одобрила внесение соответствующих поправок в Устав города, поправки были отданы на экспертизу, однако их судьба остается под большим вопросом. От того, примут ли эти поправки в Устав города или нет, зависит, кто реально будет контролировать город.
Зачем Голкову 100 процентов одномандатников
Причина, по которой Голков изо всех сил пытается уйти от партийных списков, заключается в том, что он лишен возможности их контролировать.
Руководителем фракции «Единой России» в горсовете по-прежнему остается Михаил Ян – когда-то планируемый Геннадием Айдаевым на роль преемника, но не сумевший при наличии в горсовете подавляющего числа депутатов провести бывшего мэра в сити – менеджеры. И хотя недавно Михаил Ян получил повышение, был назначен замом мэра – председателем комитета по самоуправлению, даже это не позволяет с уверенностью говорить, что при сохранении смешанной системы выборов кто-то возьмет Голкова в партийные списки, не говоря уже о нужных ему людях.
Совершенно очевидно, что башня власти, политсовет «Единой России» не нуждаются в Голкове, поэтому ему нужна своя игра и свои игроки в виде имеющихся депутатов вроде Супони, Шабаковой, Сухорукова. Учитывая все эти обстоятельства, ничто не мешает тому же Сухорукову отложить на время дела в Октябрьском районе и пойти на выборы вновь.
Изменение существующей системы выборов в горсовет означает, что ни одна фракция не получит там большинства, а значит, работать с избравшимися депутатами будет невероятно сложно. Не факт, что даже при пропорции 75 на 25 удастся сохранить фракции. Если даже учесть, что количество депутатов в Улан-Удэнском горсовете решено увеличить с 26 до 30 (в Мосгордуме, к примеру, с 35 до 45), то четверть списочников составит всего 7-8 мандатов, то есть почти в два раза меньше, чем есть сейчас. И если при нынешнем положении такая сильная партия как ЛДПР смогла провести в горсовет только Алексея Шуляка, то при новой системе партии Жириновского не удастся сделать и этого. По самым оптимистичным прогнозам, в горсовет смогут пройти только единороссы и коммунисты, но при этом ни те, ни другие не получат там большинства.
Не случайно, на семинаре – совещании в Кремле вице – губернаторам по внутренней политике было негласно сказано: установить 100 % одномандатников разрешается только Москве и Санкт – Петербургу. Всем остальным необходимо определиться с пропорциями, причем пропорции эти в любой момент могут быть изменены. Интересно, что даже Москва, получившая свободу в этом вопросе, для начала установила у себя пропорцию 50 на 50. В любом случае как бы ни старались князьки на местах, Всевидящее око власти, а значит Петр Носков по логике вещей должны сделать все, чтобы сохранить в городе партийные списки. Не случайно, рассуждая 9 декабря о грядущих выборах, Вячеслав Наговицын осторожно заметил, что если в районе с населением в 5 тысяч человек смешанная система выборов действительно ни к чему, то Улан-Удэ – совсем другое дело, здесь на партийные списки следовало бы согласиться…
Зачем Башне власти смешанные выборы
Совершенно очевидно, что Башня власти не может позволить себе выпустить из-под контроля город, где сегодня проходит вся жизнь республики. При очевидных минусах партийных списков главное их преимущество заключается в предсказуемости результатов. Одно дело тихо и спокойно избраться по спискам, как Бредний и Шагдарова, другое дело выдержать гонку, которая может не только не увенчаться успехом, но и закончиться безумными долгами вкупе со злейшими врагами на всю жизнь. Количество мандатов в этот раз увеличится, цена их уменьшиться в том смысле, что вместо 15 тысяч избирателей в среднем на мандат будет приходится по 10 тысяч. Снижение расходов на кампанию вызовет новый ажиотаж желающих. Массовый приход одномандатников во власть – это всегда риск получить огромную проблему, так как одномандатники непредсказуемы, разобщены и с ними трудно договориться. А если один из этих одномандатников вдруг будет избран мэром, проблем может быть еще больше.
Для того чтобы решить в 1995 году проблему под названием мэр Валерий Шаповалов, Башне власти потребовалось предпринять грандиозные усилия вплоть до привлечения специалистов из Москвы. С каждым из депутатов горсовета, которые вошли в комиссию по борьбе с Шаповаловым, пришлось договариваться едва ли не лично. Знаменательно, что бывший депутат Владимир Прокопьев после отставки Шаповалова стал министром культуры, а сразу три депутата Улан-Удэнского горсовета того созыва Бимба Дымбрылов, Софья Алексеева и Фаина Ботоева на ближайших выборах 1998 года замечательно избрались в депутаты Народного Хурала.
По той же самой причине крайней неустойчивости городу не нужна существующая ныне конструкция мэр – председатель горсовета. Как бы ни старался Голков вести себя как самостоятельный градоначальник, его положение весьма уязвимо. Согласно действующего Устава кучка депутатов может переизбрать Голкова в любую минуту и при желании делать это хоть каждую неделю. Между тем, на просторах Средиземья давно применяется конструкция, при которой наряду с депутатами, которые выбирают из своих рядов председателя горсовета, параллельно всенародным голосованием избирается мэр. Именно так в этом году был избран, к примеру, в четвертом по численности населения российском городе Екатеринбурге Евгений Ройзман. Из выборов оппозиционера от «Гражданской платформы» сделали мини-сенсацию, однако при внимательном изучении его победа оказалась чистой формальностью.
Всенародно избранный мэр как лучшая страховка от оппозиции
При создавшейся ситуации избрать мэра так, как мы когда-то выбирали Айдаева, не получится. При всенародном избрании нового мэра реальная власть в городе все равно будет сосредоточена в руках горсовета, который и сейчас и потом будет принимать все хозяйственные и политические решения, а задача Ройзмана заключается только в том, чтобы эти решения подписывать. Такая конструкция двоевластия, где есть мэр, есть председатель горсовета во главе 30 депутатов и есть еще сити – менеджер, громоздка, запутана, но весьма удобна для Всевидящего ока.
Эта конструкция, где полномочия мэра выхолощены до минимума, представляет для Башни власти хорошую страховку. Даже если к мэрству путем всенародного голосования придет оппозиционер Ройзман в Екатеринбурге или Толстоухов в Улан-Удэ, ни на что в городе это практически не повлияет. Такая конструкция позволит допустить к мэрству даже Вячеслава Мархаева, партия которого с невероятной скоростью наращивает в Улан-Удэ мускулы, показав замечательные результаты на минувших выборах и вообще по всем приметам готовится к чему-то грандиозному.
Очевидно, что пока Башня власти и смотрящий Петр Носков держат происходящие в Улан-Удэ политические процессы под контролем. К примеру, сити – менеджера город назначает не самостоятельно, а с помощью согласительной комиссии, куда входят и депутаты Народного Хурала, выдвигаемые по представлению главы республики. Однако, чтобы все и дальше шло в том же духе, демиургу бурятской политики Петру Носкову нужны смешанные выборы и такие пропорции, которые бы гарантировали предсказуемые результаты. Очевидно, что наиболее рациональной в данном случае видится старая пропорция 50 на 50, которая позволит сформировать работоспособную фракцию и держать город под контролем. Горсовет со 100 процентами одномандатников – слишком рискованный выбор для такого политика как Петр Носков. Башне власти нужны гарантии, что все в Улан-Удэ будет работать четко, слаженно и в унисон площади Советов, собственно также, как оно и было все это время.