blogtn.ru

Война Бадмы Долгирова началась с битвы под Москвой и закончилась ликвидацией бандитов в Литве

Он мог бы, наверное, написать удивительную книгу о себе, о времени и о той войне. Писал Бадма Ринчинович Долгиров по-русски удивительно хорошо и отменным каллиграфическим почерком. Вчитываясь в скупые строчки его биографии, рассматривая боевые награды, с каждой из которых наверняка связана целая история, понимаешь, что рассказать про все не хватило бы и романа. Но он никогда ничего не рассказывал о войне даже самым близким людям. Остались только многочисленные медали, старые, наполненные тем временем фотографии, а еще семейная традиция считать самым главным семейным праздником День Победы, День, благодаря которому все они появились на свет – шестеро детей фронтовика, десять внуков и восемь правнуков.

Война началась, когда до окончания срочной солдатской службы Бадмы Долгирова оставалось ровно две недели. С июля 1941 года он служит в составе 244 –й стрелковой дивизии, потом 239-й стрелковой дивизии и 30-й отдельной минометной бригады. Участвовал в боевых операциях под Москвой, в освобождении блокадного Ленинграда. После первого ранения в конце 1943 года попал на Южный фронт, защищал Кавказ. После второго ранения в конце 1944 года воевал на Белорусском фронте. Орден Отечественной войны 1 степени, две медали «За отвагу», медали «За оборону Ленинграда», «За оборону Москвы», «За оборону Кавказа», «За победу над Германией», «За взятие Кенингсберга» – какой ценой достались эти награды младшему лейтенанту Долгирову, мы вряд ли уже узнаем. Сквозь скупые реплики ветерана, которые он изредка бросал в минуты застолья, родственникам удалось узнать, что одно время был Бадма Ринчинович разведчиком, ходил за немецким «языком», поскольку был Долгиров силен и феноменально для бурята высокого роста (1 м 90 см).

9 мая 1945 года младший лейтенант Долгиров встретил в немецком городе Франкфурт – на – Майне, но до возвращения домой оставалось еще долгих три года. Бадма Долгиров был включен в 240-й полк КВ НКВД СССР и после войны принимал участие в ликвидации бандформирований в Литве, после чего был демобилизован. Вернувшись в Бурятию, работал на руководящих должностях, получил даже направление в Высшую партийную школу, но как сыну ламы этот путь ему был закрыт.

– Мы считаем своих родителей уникальными, – рассказывает дочь Бадмы Долгирова Татьяна Пунцукова. – Достаточно взглянуть на фотографии, чтобы понять, какие это были честные, порядочные и удивительно светлые люди. Наша мама Дарима Аюшеевна Нимаева тоже из Читинской области, из села Хойто–Ага, но познакомились они в Улан-Удэ. У мамы был хороший голос, и во время войны она поступила в музыкальное училище им. Чайковского, а когда его окончила, была направлена в составе бурятской группы в Свердловскую консерваторию. Училась вместе с народной артисткой Бурятии Чимитой Шанюшкиной, училась хорошо, могла бы стать певицей, но встреча с папой все изменила. В 1950 году родился брат, потом сестра, а потом и еще четверо малышей, которые места консерватории не оставили, о чем она, впрочем, никогда не жалела. Вместе с отцом чабанили в колхозе, поднимали нас на ноги, были награждены трудовыми наградами, званием ветеран труда. Папа умер в 1992 году, а мама живет в с. Эрхирик, готовится отметить День Победы и свой 88-летний день рождения.

Читайте также:

Татьяна Никитина журналист

Я родилась и живу в Улан-Удэ – столице республики Бурятия, работаю журналистом и верю в людей, которые каждый день строят здесь наше общее будущее. Мои герои - это политики, артисты, юристы и обычные люди, достойные восхищения. Нет занятия интереснее, чем разбираться в том, что с нами происходит. Удачи всем!