blogtn.ru

В эти дни музыканты Улан-Удэ вспоминают мастера эстрады и педагога Геннадия Зайцева

Фото из личного архива музыкантов ВИА “Баргузин”

Есть имена на музыкальном небосклоне Бурятии, свет от которых приглушить не способно даже время. В эти дни коллеги, друзья, родные вспоминают известного музыканта Геннадия Зайцева, которому 6 июля исполнилось бы 70 лет. Родившийся в Риге, воспитанный на лучших образцах западной культуры, да и будучи глубоко западным человеком, он ворвался в Улан-Удэ 80-х глотком свежего воздуха и манящей свободы.

Тогда огромная советская страна жила по законам единого организма. По городам и весям гастролировали известнейшие коллективы, музыканты престижнейших международных конкурсов могли запросто приехать в любую провинцию. Именно так в 1977 году оказался в Улан-Удэ участник ансамбля Государственной филармонии Латвии, лауреат первого джазового фестиваля Лиепая DZINTARS Геннадий Зайцев, волей судьбы оставшийся в Бурятии навсегда. Сегодня трудно делать оценки, насколько Зайцев повлиял на музыкальную культуру Бурятии в целом, но многие годы с его именем здесь связывали все, что касается городской эстрады, ударных инструментов, модного тогда понятия «фирма».

Гений джаза

Вокруг Зайцева сразу же сплотились лучшие музыканты Улан-Удэ. Вместе они создали один из самых популярных эстрадных ансамблей. Надо понимать, что по законам того времени едва ли не единственной площадкой в Улан-Удэ, где можно было послушать живую эстраду на любой вкус, были рестораны. Достаточно сказать, что сами музыканты ходили туда, чтобы услышать музыкальные новинки.

Когда Геннадий Зайцев приехал в Улан-Удэ, здесь было всего несколько ресторанов, включая знаменитый «Баргузин». Каждый из них имел свой контингент, традиции, и попасть в ресторан было не так просто. Отбор на работу в ресторане того времени был сравним с приемом в партию. Репертуар утверждался в городском отделе культуры, которым заведовал Петр Григорьевич Степанов, репертуар необходимо было защищать, и Зайцев, как руководитель, прекрасно с этим справлялся.

– Геннадий Владимирович учился в Лиепайском музыкальном училище им. Э. М. Менгайлиса по классу ударных инструментов, окончил Улан-Удэнское музыкальное училище. Работал в государственной филармонии Латвии в ансамбле под руководством Раймонда Паулса, и, конечно, этот высокий уровень мастерства чувствовался сразу. Когда он садился за установку, у него звучало все. Он не просто играл, а импровизировал, каждый раз вносил что-то новое, буквально жил музыкой. Без всякого преувеличения можно сказать, что по тем временам у него была самая крутая ударная установка в Бурятии. Дома – коллекция музыкальных ударных инструментов, самой разнообразной музыки: в пластинках, дисках, записях, которыми он от души делился, – вспоминает музыкант Игорь Красильников.

Педагог и новатор

Не всякому талантливому музыканту выпадает судьба стать концертирующим музыкантом, а тем более педагогом, но Геннадию Зайцеву повезло. В 90-х в составе известного ансамбля «Сибирский сувенир» под руководством Виктора Китова он объездил множество стран Европы и Америки. Приезжая, щедро делился увиденным с учениками. Дети тянулись к нему, к его рассказам о джазе и истории мировой эстрады, к артистизму и импровизации. Свою педагогическую деятельность он начал в Улан-Удэнском музыкальном училище имени П. И. Чайковского, преподавал на кафедре народных инструментов во ВСГИК и в Музыкально-гуманитарном лицее имени Д. Аюшеева. С оркестром бурятских народных инструментов ВСГАКИ ему довелось аккомпанировать таким известным мастерам бурятской оперной сцены, как заслуженные артисты России Вячеслав Бальжинимаев, Болот Бороев, народный артист СССР Дугаржап Дашиев и другие.

Пожалуй, отдельного рассказа заслуживает уникальный, первый в Бурятии детский ансамбль ударных инструментов «Эль Байон», созданный на базе отделения «Импроджаз» старшим преподавателем лицея Геннадием Зайцевым в 1994 году. Ансамбль, состоящий из детей разного возраста, сразу завоевал популярность среди концертных коллективов детских школ искусств. Он обучал игре не только на традиционных ударных инструментах – ксилофоне, колокольчиках, барабанах, но и на редких инструментах, которые имел в своей коллекции.

Ученики Зайцева становились лауреатами межрегионального конкурса исполнителей «Найдал», других престижных конкурсов, участвовали в концертной деятельности Бурятской филармонии. Мальчики, начавшие здесь постигать лучшие образцы отечественной и зарубежной эстрадной музыки, продолжали совершенствовать свое мастерство, будучи уже студентами ВСГИК.

– Я познакомился с Геннадием Владимировичем, когда поступил на эстрадно-духовое отделение в институт культуры. Он сразу обращал на себя внимание – одеждой, внешним видом, манерой держаться, кругозором, музыкальным вкусом. При этом с ним было легко и просто. Когда он входил в аудиторию, возникала атмосфера эстрады, джаза, чего-то легкого и прекрасного. Он объездил полмира, много видел, много читал, с ним было интересно. Он умел зажечь настоящую любовь к ударным инструментам, к музыке, – рассказал заслуженный артист театра «Байкал» Евгений Селезнев.

Такие ученики, как, например, Александр Долженко, Константин Ромашев, и сегодня работают музыкантами – остались верны профессии, а значит делу Геннадия Зайцева. Многих можно встретить в разных уголках страны. К примеру, победитель многочисленных конкурсов, включая межрегиональный конкурс исполнителей «Найдал 2002–2003» Дмитрий Нечаев сегодня артист Владивостокского филиала Мариинского театра. В 2019 году он в составе театральной труппы приезжал в Улан-Удэ на гастроли.

Они создавали эпоху

Своими воспоминаниями о талантливом музыканте и том времени поделился композитор Виктор Усович.

– Однажды, еще в 80-е годы прошлого столетия, я попал на престижный концерт в Московском доме композиторов, на котором авторы играли свою джазовую музыку. По какому-то удивительному стечению обстоятельств мое место в зале оказалось рядом с местом Раймонда Паулса, который, как известно, был не только знатоком и ценителем джаза, но и нередко выступал в качестве блестящего джазового пианиста. На этот раз он был недоволен уровнем концерта, о чем и сказал мне во время антракта. Мы разговорились и, узнав, что я живу и работаю в Бурятии, Раймонд оживился и стал расспрашивать о музыкальной жизни Улан-Удэ. Его прежде всего интересовали коллективы и солисты, играющие джаз и эстраду.

Я рассказал о популярнейшей в те годы группе «Баргузин», которая по вечерам выступала в ресторане с таким же названием и в которую входили легендарные музыканты: клавишник Женя Охлопков, басист Леня Воробьев, гитарист Сергей Назаров, саксофонист Валера Симонов и ударник Гена Зайцев. Они в совершенстве пели и играли все: репертуар американской группы «Чикаго», собственные композиции и самые новые опусы Паулса. Каково же было мое удивление, когда при имени Гены Зайцева Раймонд вскочил со стула и начал говорить мне о том, какой же это прекрасный ударник, что они не раз работали вместе и он высоко ценит мастерство и технику Гены, которого помнят все музыкальные группы Риги.

Я вспомнил об этом случае сегодня, когда мы отдаем дань уважения безвременно ушедшему талантливому музыканту Геннадию Владимировичу Зайцеву.

Кстати, нелепые случайности уничтожили и ВИА «Баргузин»: трагически погиб руководитель группы композитор и пианист Евгений Охлопков, жестоко обошлась судьба с Сергеем Назаровым, который не сберег свой талант и свою жизнь.

В урезанном составе группа перешла работать в ресторан «Одон», и вот тут-то произошел настоящий кризис в коллективе, который решил обойтись без ударника, подменив его компьютерной ритм-машинкой. Кто-то объяснял это экономическими причинами, кто-то говорил о вредных привычках Гены, но так или иначе Геннадий потерял любимую работу и тяжело переживал эту ситуацию. В какой-то степени она отразилась на его социальном статусе и на здоровье.

Вскоре Леонид Петрович Воробьев создал одну из первых в Улан-Удэ профессиональных студий компьютерной аранжировки и звукозаписи, в 1997 году уехал в Москву, где и поныне лидирует в области аранжировки рок и поп-музыки (группа «Леонид и друзья» Leonid & Friends или L&F). Валерий Александрович Симонов погрузился в преподавание. Он не только воспитал прекрасную плеяду инструменталистов, но и создал отличный джаз- оркестр «Академик биг-бенд», лучший не только в Сибири, но и один из лучших в стране. Симонов ныне заведует кафедрой, имеет звание «Заслуженный деятель искусств России», профессор.

Вообще, когда мы вспоминаем Гену Зайцева, мы ощущаем его время, время творческого энтузиазма, время поиска и находок, время Раймонда Паулса, Давида Тухманова, Микаэла Таривердиева, Александры Пахмутовой, Арно Бабаджаняна, Юрия Антонова. Я вспоминаю об этих людях потому, что был хорошо с ними знаком, и знаю, что благодаря им развивалась наша страна, наша культура. Они создавали эпоху, атмосферу в нашей стране, формировали духовную жизнь нации. Так или иначе Геннадий Зайцев является представителем той эпохи и тем он дорог нам.

Геннадий Зайцев обладал незаурядным педагогическим даром. Будучи одним из первых ударников, организовавших свой класс, он оставил глубокий след в культуре и качестве исполнения на ударных инструментах. И его ученики, передавая его методы уже своим ученикам, увековечивают его имя. Наверное, нынешние музыканты не имеют права забывать имя Геннадия Зайцева, потому что его вклад в культуру республики Бурятия гораздо значительнее, чем принято думать.

 

Читайте также:

Татьяна Никитина журналист

Я родилась и живу в Улан-Удэ – столице республики Бурятия, работаю журналистом и верю в людей, которые каждый день строят здесь наше общее будущее. Мои герои - это политики, артисты, юристы и обычные люди, достойные восхищения. Нет занятия интереснее, чем разбираться в том, что с нами происходит. Удачи всем!