После того, как месяц назад глава республики Алексей Цыденов сообщил, что ищет «адекватного кандидата» на пост ректора Бурятской сельскохозяйственной академии, педагоги этой самой академии перестали спать и есть. Пребывающие вот уже шесть лет в состоянии неопределенности относительно своего будущего, погрязшие в скандалах и уголовных делах, потерявшие за это время две трети студентов, лучшие педкадры и экономическую стабильность, люди воспряли духом, однако скептики уверяют, что напрасно.
Близкие к вузовской жизни источники сообщают, что вопрос поручен министру сельского хозяйства Бурятии Дабе- Жалсан Чирипову, который уже определил кандидатов и отправил документы в минсельхоз России. 16 апреля в Москву по этому поводу вылетает исполняющий обязанности ректора БГСХА Иван Калашников. 17 апреля на аттестационную комиссию приглашены сами кандидаты на высокий пост, демонстрирующие конкурентные преимущества и заботу о коллективе. Избранники – декан технологического факультета Константин Лузбаев и недавно назначенный проректор по науке БГСХА Алексей Третьяков. Таким образом, 18 апреля должна определиться судьба многотысячного коллектива старейшего вуза республики, а с ним и судьба сельского хозяйства Бурятии.
Игра в одни ворота
Многолетние безуспешные попытки выбрать в БГСХА ректора, неизбежно сопровождаемые скандалами и судами, привели к тому, что отраслевое ведомство приняло такое же решение, что и коллеги из минобра России для БГУ – вообще отменить здесь выборы. Отныне ректора в БГСХА назначают волевым решением вышестоящего руководства, без обсуждения в коллективе и объяснения причин. Впрочем, никто не мешает выяснить эти причины самостоятельно.
Как утверждают люди, знакомые с ситуацией, основным кандидатом на пост ректора БГСХА является Алексей Третьяков, правая рука Ивана Калашникова, как говорят, его земляк и едва ли не родственник. Чтобы назначение Третьякова не выглядело как «игра в одни ворота», ему в оппоненты выдвинут декан технологического факультета Константин Лузбаев, по всем параметрам якобы подходящий под требования на высокий пост, если бы не одно но.
В 2016 году Лузбаев уже выдвигал свою кандидатуру на выборах ректора БГСХА. По итогам тайного голосования на Ученом совете в числе трех кандидатов он получил большинство голосов, притом что и.о. ректора Иван Калашников набрал тогда исторический минимум – 12 из 45 голосов и вообще не вошел в список. Аттестационная комиссия Минсельхоза РФ, явно не сумев определиться с кандидатами, забраковала всех с формулировкой «не соответствует…». По каким характеристикам не соответствовал тогда 50- летний Лузбаев, теперь уже неважно, потому что они не изменились, а значит Лузбаеву, скорее всего, откажут и на этот раз по тем же самым основаниям.
Если расчет Ивана Калашникова верен, а такой расчет выгоден в первую очередь только ему, аттестационная комиссия утвердит Алексея Третьякова ректором БГСХА с условием, что на место проректора по науке будет назначен сам Иван Калашников. Предстоящая рокировка может быть интересна и подспудно разыгрываемой национальной картой, которую минсельхоз России не может не сбрасывать со счетов (в академии, где 90 процентов списочного состава педагогов – буряты, ректором должен быть назначен русский).
Не без Бато Семенова
Бурятская сельхозакадемия давно стала оплотом для молодежи, приезжающей в столицу республики из глубинки, равно как и для целой плеяды уважаемых в Бурятии людей, так или иначе связанных с сельским хозяйством. Здесь сегодня работает бывший ректор и председатель комитета Народного Хурала Бурятии по земельным вопросам, аграрной политике и потребительскому рынку Александр Попов. Здесь регулярно появляется отказавшийся от поста вице- спикера и не пошедший на выборы Народного Хурала шестого созыва Бато Семенов, и не он один. Надо знать Бато Семенова, чтобы утверждать, что мимо предстоящего назначения ректора такой человек пройти просто не мог.
Говорят, что в числе кандидатов на высокий ректорский пост назывался профессор Иркутского аграрного университета Чингис Кушеев. Бывший выпускник, аспирант и сотрудник БГСХА, кстати, также уже участвовавший в выборах ректора БГСХА вместе с Лузбаевым, Кушееву удалось сделать карьеру в соседнем Иркутске, что многое говорит о его личных качествах. Однако почему-то именно в эти дни в стенах БГСХА и властных структурах Бурятии усиленно распространяются слухи о его слабости к некоторым напиткам и другой негатив, притом, что в самом Иркутском аграрном университете им. А. Ежевского ничего об этих слабостях не знают.
В числе других кандидатов на пост ректора до недавнего времени значился доктор биологических наук, профессор и директор БурНИИСХ Лубсан- Зонда Будажапов, тоже участвовавший в выборах ректора БГСХА. Однако и с этим перспективным кандидатом, обладающим необходимым опытом, знаниями и прочим послужным списком, произошла неприятная история. По странной случайности в то самое время, когда высокая комиссия просматривала его биографию, кандидат попал в ту же самую телеисторию, в которой ранее оказался и.о. ректора Иван Калашников. Не захотел отвечать на вопросы журналиста АТВ, а потом и под дулом камеры и вообще попытался сбежать, после чего говорить о каком-то ректорстве уже не имело смысла.
Поднять из руин
За те шесть лет, что БГСХА находится под управлением исполняющего обязанности ректора, а по длительности ситуации в ведомстве минсельхоза таких прецедентов больше не замечено, наша сельхозакадемия скатилась по всем показателям, какие только есть в системе высшего образования. После того, как самый большой и сильный экономический факультет был лишен аккредитации, количество студентов сократилось в несколько раз, а с ними и бюджет вуза. Чтобы как-то сводить концы с концами, руководство шло на махинации с федеральными землями, почти ежегодную оптимизацию структурных подразделений, частичную выплату зарплаты, всевозможные сокращения, жертвой которых оказался в том числе и бывший депутат Народного Хурала Федор Бураев.
Как свидетельствуют сотрудники, сегодня у академии нет средств даже на самое элементарное, а общее состояние ненамного лучше того, что было здесь в 90-ых. Если Алексей Цыденов своим заявлением хотел сообщить, что готов взвалить на свои плечи создание в Бурятии пусть не супервуза, но хотя бы стабильно работающего учебного заведения, то предстоящее назначение ректора знаковое. Тогда, в 90-ых, избранному на прямых выборах ректору Александру Попову удалось поднять вуз из руин, наладить экономику и обеспечить многотысячному коллективу надежный кусок хлеба на долгие годы. Понятно, почему он неоднократно выигрывал прямые выборы на пост ректора. Сегодня, когда и прямых выборов нет, а есть только назначение, удастся ли повторить этот подвиг вновь назначенному ректору БГСХА?