blogtn.ru

Тайна «Уйгурского» самолета: на месте крушения ИЛ-12 в Бурятии установили памятник

На фото из личных архивов: СЕРГЕЙ БАЛАГУРОВ, АРТЕМ ШЕМЯКИН И ЕВГЕНИЙ ОТТО НА МЕСТЕ КРУШЕНИЯ САМОЛЕТА. ПАМЯТНИК ПОГИБШИМ ЛЕТЧИКАМ, 31 КИЛОМЕТР ОТ ПОСЕЛКА КАБАНСКА.

25 августа 1949 года на склоне горы Кабаньей высотой 1400 м потерпел катастрофу международный самолет, экипаж которого состоял из опытных советских летчиков-фронтовиков. Обломки самолета лежат там до сих пор. Две недели назад на этом месте в год 75-летия Великой Победы жители Кабанского района установили памятник погибшим летчикам. Со словами «помним, скорбим» на блестящем металлическом постаменте высечены пять фамилий.

Многие годы историей погибшего самолета занимались журналисты районной газеты «Байкальские огни». До места гибели экипажа и его пассажиров безуспешно пытались добраться несколько экспедиций. Только через четыре года получилось установить памятник летчикам. С авиакатастрофы прошел 71 год, но, кроме этих фамилий, мы так ничего больше и не узнали ни о фронтовиках-летчиках, ни об остальных 12 членах экипажа, представлявших высшее руководство иностранного государства.

Не случайная трагедия

Вылетевший 24 августа 1949 года из города Кульджи самолет Ил-12 вез на своем борту руководителей существовавшего тогда самостоятельного государства под названием Восточно-Туркестанская республика. Как свидетельствуют документы, делегация во главе с президентом Ахметжаном Касими, который был уйгуром по национальности, и министром обороны Исхакбеком Мониевым направлялась на важные переговоры в Пекин по маршруту «Кульджи — Алма-Ата — Красноярск — Иркутск — Чита — Пекин». Вылетев из Красноярска, самолет миновал Иркутск, но, пролетая через сопки Хамар-Дабана, в 5.15 по неизвестной причине снизил скорость и потерпел крушение, врезавшись в гору.

Высокая делегация летела на заседание Народного политического консультативного совета Китая, где должна была решиться судьба республики. Речь шла о присоединении к Китайской Народной Республике, с чем Ахметжан Касими был несогласен. До сих пор доподлинно неизвестно, кто находился в самолете, кроме Касими и Мониева. К примеру, исследователь Батожаб Раднаев утверждает, что помимо вышеназванных руководителей Восточно-Туркестанской республики в самолете были член Коммунистической партии Китая Ло Джи, советский вице-консул в Кульдже Василий Борисов, переводчик Абдурашит Иминов.

Известно, что останки погибших были доставлены на родину, где их похоронили в городском парке Кульджи. В том же году новый глава республики Сайфутдин Азизи подписал документы о вхождении республики в состав Китая. Якобы в своих воспоминаниях он описал то самое путешествие в Пекин. Пролетая над районом крушения самолета, он в бинокль рассмотрел место аварии и все, что находилось вокруг обломков самолета. Сегодня уже мало кто сомневается, что крушение «уйгурского» самолета, имеющего на борту профессиональных летчиков, прошедших фронт, не была случайной.

Под грифом «секретно»

Как рассказал журналист Сергей Боровик, в Кабанском районе до сих пор живы два свидетеля тех событий. Алексею Семеновичу Седунову тогда было всего 18, и его как призывника включили в поисковый отряд «уйгурского» самолета. Вся деревня Елань тогда была заполонена военными. Среди них был и молодой паренек Василий Ярец, который также живет сегодня в районе.

Судя по их рассказам, военные расчищали дорогу к упавшему самолету, а призывники по этой дороге везли на лошадях большие тяжелые банки. Что было в банках, им не говорили. Скорее всего, там был бензин, чтобы сжечь вещи, которые военные обнаружили на месте катастрофы. По воспоминаниям, через каждый километр на дороге стояли военные. Трупы грузили в кожаные мешки и доставляли до самолета, который увозил страшный груз в Улан-Удэ. Много десятилетий жители Бурятии ничего не слышали о той авиакатастрофе.

Несколько лет назад редакция газеты «Байкальские огни» опубликовала серию статей о разбившемся самолете. Среди этих материалов было, в том числе, и интервью краеведа села Елань Олега Гишки, который до сих пор остается одним из немногих, кому удалось побывать на месте трагедии и привезти оттуда несколько фотографий. Позднее Олегу Гишке позвонил человек, представившийся сыном погибшего туркестанского генерала, и задал несколько вопросов. Тогда же родилась идея установить на месте крушения самолета памятник, что потребовало несколько лет и усилий нескольких десятков людей.

Памятник несли на руках

Еще в 2016 году редакция газеты «Байкальские огни» объявила сбор денежных средств на установку памятника нашим летчикам-фронтовикам. Откликнулись кабанские предприниматели Николай Мельников, Сергей Горбачев, Сергей Бурлаков, Геннадий Дорожков, Василий Зазулин, социальный работник Дмитрий Баранников. Самобытный кузнец из Селенгинска Юрий Качин сделал из нержавеющей стали памятный знак. Причем памятник сделали разборный, небольшого минимального веса, с учетом того, чтобы суметь доставить все это в непроходимую тайгу. План был такой — до горы Кабанья доставить груз вертолетом, что также потребовало немалых расходов, а дальше на руках добровольцев. Но с вертолетом не получилось договориться ни с правительством республики, ни с Улан-Удэнским авиазаводом.

— Предприниматель Сергей Рогов обещал помочь, на собственном вертолете доставить памятник до горы, потому что он сам корнями из Оймура, в Селенгинске закончил школу. За три недели до его гибели мы разговаривали с ним о памятнике, строили планы на лето, но не получилось. Прошло еще два года, прежде чем удалось установить памятник, — рассказал Сергей Боровик.

Сначала в прошлом году, к 70-летию авиакатастрофы, на вертолете при поддержке главы Кабанского района Алексея Сокольникова, зампреда правительства Петра Мордовского привезли памятник к подножью горы Кабанья, по болотам и камням несли на руках, но не смогли дойти до места, вынуждены были оставить памятник и вернуться к вертолету. И только этой осенью удалось завершить начатое, в труднейших условиях пройдя по тайге десятки километров, где, говорят, встречаются камни величиной с деревенскую избу. Сделали это председатель райспорткомитета Сергей Балагуров, директор стадиона «Колос» Артем Шемякин. В прошлом году в состав экспедиции вошел спасатель Посольского ПСП МЧС России Алексей Арсентьев, а в этом его заменил тренер школы олимпийского резерва по дзюдо, он же председатель федерации молодежи Бурятии Евгений Отто.

Мы ищем родственников

— Честно скажу, что до установки памятника мы не предпринимали усиленных попыток по поиску родственников погибших летчиков, но теперь, когда памятный знак установлен, когда мы отмечаем год 75-летия Великой Победы, это сделать просто необходимо. Необходимо увековечить память этих людей, честно выполнивших свой долг перед Родиной, узнать про них как можно больше. Надеемся, что молодое поколение подхватит наши порывы и продолжит начатое, — уверен Сергей Боровик.

Справка 

Состав экипажа отряда №29 международных воздушных авиалиний СССР: командир А.В.Яковлев, второй пилот — Владимир Иванович Лобачев, бортмеханик — Ефим Афанасьевич Борщ, радист — Василий Константинович Гуревич, штурман — Ф.Я.Яковлев.

Владимир Лобачев служил в звании капитана, старшим летчиком, был награжден двумя орденами Красного Знамени, орденом Красной Звезды, Отечественной войны II степени, служил в 821-м истребительном авиационном полку 229-й истребительной авиационной дивизии. Афанасий Борщ — уроженец Черниговской области Украины, награжден орденом Красной Звезды, медалью «За отвагу». Василий Гуревич — уроженец Ленинградской области, удостоен ордена Красной Звезды.

Читайте также:

Татьяна Никитина журналист

Я родилась и живу в Улан-Удэ – столице республики Бурятия, работаю журналистом и верю в людей, которые каждый день строят здесь наше общее будущее. Мои герои - это политики, артисты, юристы и обычные люди, достойные восхищения. Нет занятия интереснее, чем разбираться в том, что с нами происходит. Удачи всем!