Автор текста: Ольга Сукнева, Фото из семейного архива – Георгий Васильевич Гончаров
С каждым годом все дальше уходит в историю Великая Отечественная война, все меньше остается живых свидетелей тех, кого мы называем солдатами Великой Победы, и тем дороже для нас становится каждое их воспоминание. Их воспоминания – это устная история войны, настоящая, непридуманная. Мы преклоняемся перед ратным подвигом солдат Отчизны, которые отстояли свободу и независимость нашей Родины в боях с фашизмом. С данью уважения и признательности хочу рассказать историю солдата Победы, которую он нам поведал в личной беседе.
Сегодня из воинов-желтуринцев здравствует только один ветеран Великой Отечественной войны – это Георгий Васильевич Гончаров. Его возраст приближается к 98 годам. Родился он 15 августа 1923 года в селе Желтура в большой крестьянской семье. Отец умер рано, его не стало в 1937 году, умер от кори и самый младший из детей. На иждивении матери Феоктисты Леонтьевны осталось шестеро детей.
Георгий был самым старшим в семье, старался помочь матери управляться по дому.
– Жили очень бедно, во всем была нужда, – рассказывает Георгий Васильевич, – питались одной картошкой да дикоросами. Скотины в хозяйстве не было, поэтому молока мы не видели совсем.
Дальше он вспоминает, как в июле 1942 года был призван в ряды Красной армии.
– В это время мы с бригадой колхозников заготавливали сено в Ичетуе, тут приехала посыльная Матрена Климова и сообщила, что мне пришла повестка на фронт. Верхом на коне я помчался домой, в Желтуру, и уже доехал до Гэгэтуя, вижу, навстречу идет моя мать. Сказала, что в связи с большим наводнением мы едва ли попадем домой. Решили вернуться с ней в Петропавловку. Переночевали у родственников, а утром я прибыл в военкомат. Там уже собрались человек двенадцать. Нас погрузили в машину и отправили до станции Джида. Вместе с земляками – Мироном Андреевым из Желтуры, Василием Татарниковым из Тохоя и Павлом Ивановичем Дементьевым из Петропавловки – нас направили в воинскую часть в город Читу. Затем я попал в Иркутскую автошколу, после окончания которой все курсанты были направлены на фронт. Местом назначения нашего воинского эшелона был город Воронеж, но пока поезд шел до этой станции, немцы заняли город, поэтому бойцов высадили в Харькове. Рядом, в городе Знаменка на станции Узловая, в городе Шумма, шли ожесточенные бои…».
Боевое крещение Георгий Васильевич получил на первом Украинском фронте. Свою фронтовую жизнь начал в качестве шофера отдельного разведывательного артиллерийского дивизиона, в задачу которого входило выявление огневых точек противника с последующим сообщением их координат на основной командный пункт для уничтожения, потом пришлось воевать и на втором Украинском фронте в 656-м стрелковом полку в 116-й стрелковой дивизии. Огненные фронтовые дороги привели Георгия Васильевича в Молдавию. Солдат принимал участие в освобождении от фашистов Молдавии, Польши, Румынии. Особый след в его памяти оставил румынский город Яссы, который в августе 1944 года стал ареной ожесточенных боев между наступавшей Красной армией и румынско-немецкими войсками. Он участвовал в Ясско-Кишиневской стратегической военной операции советских войск против нацистской Германии и Румынии с целью разгрома крупной немецко-румынской группировки, прикрывавшей балканское направление, освобождения Молдавии и вывода Румынии из войны. (Предложение не закончено?)
За героизм, мужество и смекалку, проявленные в ходе Ясско-Кишиневской операции Георгий Васильевич был награжден медалью «За боевые заслуги». Выписка из представления командования на награду гласит: «Гончаров Георгий Васильевич награжден за то, что он с 30 мая по 12 июня 1944 года в бою севернее города Яссы умело обеспечивал бесперебойную работу связи от командира батальона в роты. Под сильным огнем противника сумел устранить 11 порывов линии связи».
Ясный и пытливый ум, цепкая память отличают Георгия Васильевича и в его преклонные годы. Вот как вспоминает ветеран отдельные эпизоды войны: «В Румынии, в городе Яссы, была самая настоящая мясорубка. Там мы попали в окружение. Несколько раз бойцы нашей роты пытались пойти в наступление, но немецкие танки отбрасывали назад. Так несколько раз мы пытались прорвать оборону, но без толку. Потери у нас были большие, соседний батальон погиб полностью. Потом в нашу роту подошло подкрепление из Винницы, и с их помощью мы пошли в наступление. Здесь, в Яссах, много народу погибло. И я чуть было не сложил там свою голову. Один лейтенант меня спас от пули, заставил вовремя пригнуться, солдат, бежавший в шаге от меня, был убит немецким снайпером. И все же осколком разорвавшегося снаряда я получил серьезное ранение в предплечье левой руки, повезло, что кость была не задета».
На вопрос, страшно ли было на войне, Георгий Васильевич ответил без всякой бравады: «Страшно было во время бомбежки, немец как начнет молотить из всех своих орудий, все внутри словно отрывается, ходишь потом чумной, словно после контузии. Во время артобстрелов отсиживались в траншеях да в воронках от снарядов. Как-то раз мы, человек пять, в воронку залегли, спрятались от обстрела, а один боец по неосторожности чуть голову приподнял, в это время маленький осколок от снаряда попал ему между глаз. Небольшая струйка крови всего появилась, и человек упал замертво. Однажды с боем подошли к украинскому селу. Вдруг, откуда ни возьмись, в небе появился немецкий разведывательный самолет – «рама». Тут фашистские танки стали бить прямой наводкой по нашим позициям. А у нас из орудий только одна пушка. В это время в бой ввязались наши истребители, это нас и спасло. Много таких случаев было, все не упомнишь, одному Богу известно, сколько всего пришлось испытать на войне. Но Бог миловал меня, пришел домой с войны живым и здоровым. Победу я встретил в Германии в городе Лигниц».
За ратный труд Георгий Васильевич был награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией».
После победы фронтовиков призывного возраста сразу не демобилизовали, они должны были отслужить действительную службу в армии. Георгия Васильевича направили в Киргизию, началась его служба в городе Фрунзе, затем продолжилась в Ташкенте и Самарканде, а закончил службу в городе Ашхабаде. После службы в 1947 году вернулся в родную деревню, трудился в колхозе, где и проработал до пенсии.
В послевоенное время вокруг царила нищета и голод. Но постепенно жизнь налаживалась. В 1949 году Георгий Васильевич женился на односельчанке Анне Ивановне Андреевой. Через год в семье родилась дочь, которая умерла в младенчестве, в 1951 году родился сын. Но судьба и дальше продолжала испытывать ветерана на прочность. Тяжело заболела жена и долгое время была прикована к постели. Георгий Васильевич изо всех сил старался облегчить страдания супруги, был рядом с ней до конца ее жизни.
Когда по состоянию здоровья жены стало сложно обходиться без поддержки родных, Георгий Васильевич с супругой переехали к сыну в Петропавловку. Через два года Анна Ивановна умерла. И тут новый удар. Скоропостижно скончался сын. Вот такая нелегкая доля досталась Георгию Васильевичу. Сегодня фронтовика радуют внуки. В жизни ветерана было не так много радости, но он остался оптимистом и по сей день. В свои годы он выглядит вполне бодрым и активным.
Низкий поклон и благодарность Георгию Васильевичу и всем фронтовикам, кто на своих плечах вынес лишения военного лихолетья, всем, кто поднял страну из руин, кто всей своей жизнью показал, каким должно быть поколение победителей.
На фото: Георгий Васильевич Гончаров – в наши дни
В годы войны