1. Фаддей Гантман с женой.
2. Фаддей Гантман с женой и сыном.
3.Фотография места, где была раньше деревня Мадзярки, снято из хутора Рудка.
4. Котлован под пристройку. Фундамент пересекает место захоронения. На месте захоронения стоят свечки. Одна – наверху, вторая -внизу. Рядом стоит муж Наталии Климко.
5.Наталия Климко у нового памятника.
6.Памятник.
7.Место захоронения до установки памятника.
8.Список безвозвратных потерь.
9.Схема погребения Кагана И.Р. и Клименко И.М.
Уважаемые читатели! Я хочу поделиться с вами впечатлениями, связанными с историей, которая началась 70 лет назад с извещения о гибели отца моей жены КАГАНА ИСААКА РАФАИЛОВИЧА, погибшего 20 июля 1944 года и похороненного с отданием воинских почестей возле деревни Мадзярки Сокальского уезда (Польша). Многие годы поисков места захоронения или перезахоронения не давали результатов. Из Польши отвечали – такого населённого пункта в Польше нет.
Уже находясь в Израиле, я написал в интернете на сайте: СОВЕТСКИЕ ВОИНСКИЕ ЗАХОРОНЕНИЯ – ПОИСК МЕСТА ЗАХОРОНЕНИЯ В ПОЛЬШЕ ВО ВРЕМЯ ВОВ:
” Прошу помочь найти место захоронения отца моей жены Гантман (Каган)
Беллы Исааковны – гв.мл.лейтенанта, командира взвода средних танков КАГАНА
ИСААКА РАФАИЛОВИЧА, погибшего 20 июля 1944 года. Похоронен с отданием
в/почестей 2 км ЗАПАДНЕЕ д. Мадзярки, Сокальского уезда (Польша), так написано в извещении.”
Первый ответ я получил от модератора форума из г.Москва: “В ЦАМО есть запись про отца Вашей жены: КАГАН ИСААК РАФАИЛОВИЧ, погиб в лощине 2 км ЮЖНЕЕ деревни Мадзярки, так записано в документах о безвозвратных потерях.”
В ЦАМО я нашёл именной список безвозвратных потерь командного состава 40-й Гвардейской танковой Чертковской Краснознамённой ордена Богдана Хмельницкого и ордена Красной звезды бригады (сокращённо 40-гвтбр) за период с 17 июля по 21 июля 1944 года и схему погребения в братской могиле командира взвода средних танков гв.мл. лейтенанта Каган И.Р. и командира взвода средних танков гв.ст.лейтенанта Клименко И.М.
Затем получил второе письмо от модератора форума из Польши, г.Гданьска:
“Отец жены погиб и первоначально был похоронен возле деревни Мадзярки. Анализ других местностей, которые в донесении ОБД-мемориал указаны: Добрачин, Борятын довольно точно определён район боевых действий 40-й Гвардейской танковой бригады в те времена. Эта территория до 1951 года принадлежала Польше, но в результате договора
от 15.02.1951 года она отошла к УССР. Таким образом, Вам нужно искать могилу
Кагана И.Р. на Украине. Расположение деревни я указал на довоенной карте
Польши”.
Затем получил третье письмо от модератора форума-мемориал из Украины, из г.Червонограда ГРЫНИВ ЮРИЯ: При сравнении этого района с довоенной картой Польши и современной картой Украины деревни Мадзярки нет. В районе бывшей сгоревшей деревни Мадзярки расположена 2-я Червоноградская шахта с насыпью-терриконом, а южнее 2 км-село (хутор) Рудка”.
Поэтому конкретного захоронения найти не удавалось. О боевых действиях в этом районе подробно написано в книге “Броня и годы”, подаренной автором А.Н.Осиповым моей жене. Вот некоторые выдержки из этой книги.
” В течение 17 июля (1944 года) 1-я батарея 399-го Гвардейского тяжёлого
самоходного артеллерийского полка вела огонь по танкам противника в районе
с.Переспа, а остальные три батареи полка во взаимодействии с 40-й Гвардейской танковой бригадой (командир – гвардии подполковник И.А.Кошелев) 11-го Гвардейского танкового корпуса вели боевые действия в районе с.Зубкув, и к 5-00 18 июля 1944 года вышли на рубеж с.Сокаль, высота 225.5, урочищеСухолемки северо-восточнее с.Боратки, где противник оказал упорное сопротивление.
В этом районе полк получил приказ при поддержке 40-й гвтбр форсировать р.Западный Буг и в дальнейшем вести боевые действия по расширению захваченного плацдарма.
Согласно именного списка безвозвратных потерь командного состава 40 гвтбр за период с 17 июля по 21 июля 1944 года погибли в этих боях и похоронены в братских могилах 16 офицеров-командиров танковых взводов.
В 2011 году мой сын встретился в г.Червонограде с модератором форума ОБД-мемориал Грынив Юрием и с ним посетил район боевых действий в поисках места захоронения или перезахоронения. Посетили братскую могилу в д.Борятын, встречались с жителями хутора Рудка, где согласно схемы погребения Кагана И.Р. и Клименко И.М. могло находиться их место захоронения.
24 мая 2014 года я получил сообщение от жителя г.Червонограда Наталии
Климко (Пикула). Привожу выдержки из её писем.
” Здравствуйте, Фаддей! Пишу Вам по поводу розыска отца Вашей жены Кагана Исаака Рафаиловича. Мы проживаем в г.Червонограде, Львовской обл. Год назад мы купили дом в селе Рудка, расположенного приблизительно в 1 км южнее бывшей, сгоревшей д.Мадзярки. Месяц назад мы копали котлован для фундамента под пристройку к дому и
наткнулись на захоронение времён войны двух человек на глубине не более полуметра.
Старожители деревни сказали нам, что Вы приезжали и искали могилу танкистов.
10 мая 2014 года мы перезахоронили останки на кладбище возле большой братской могилы в селе Борятын, Сокальского района, к которому принадлежит село Рудка (или хутор, как его называют, потому что там мало домов) по христиански с отпеванием. Священник из местной церкви отец Михаил сам указал место. Это старая часть кладбища. Только потом пришла старенькая местная бабушка, к которой приходил мужчина и искал место захоронения танкистов, и она рассказала всё это. Её дом находится рядом с нашим домом. А дальше ещё удивительнее. Мой отец, Пикула Богдан, является головой исторической культурно-просветительской организации Мемориал в г.Червонограде, Львовской обл. Он занимается поиском пропавших людей в годы войны. Так вот, в 2011 году его вызвали в наш горисполком и передали копии документов, с которыми обращалась Белла Исааковна Гантман о розыске своего отца Кагана Исаака Рафаиловича, гв.мл.лейтенанта, командира танкового взвода, танкового батальона 40 гвтбр, который погиб 20 июля 1944 года. И вот когда мы просмотрели все документы, мы увидели, что 20 июля 1944 года погибли 2 человека, а мы нашли захоронение именно двоих людей. Мы решили искать Вас по интернету, так как есть Ваш адрес в документах. Я увидела, что Вы ещё в 2009 году искали на разных сайтах информацию о захоронении. И вот я нашла Вас на однокласниках. Меня зовут Наталия Климко (Пикула). Я просто посчитала своим долгом сообщить Вам эту информацию.
Когда мы нашли останки, мы не знали, что это за люди и узнаем ли мы кто они, найдём мы их родных, или нет. Мы просто похоронили останки по-человечески. Но человек предполагает, а Бог располагает. Вышло так, что 10 мая в субботу мы захоронили останки, а через две недели мы нашли Вас. Мы поможем Вам сделать всё, что Вы посчитаете нужным. Я не думаю, что должны возникнуть какие-то вопросы по поводу национальности и вероисповедования.У нас на кладбище в г.Червонограде очень много похоронено евреев. На всё божья воля. Так должно было случиться, чтобы останки были найдены и похоронены должным образом, а не чтобы по ним ходили.”
Таким образом благодаря модераторам форума из интернета, жителям г.Червонограда и села (хутора) Рудка (Украина), Червоноградскому Горисполкому удалось завершить поиски захоронения чере 70 лет после гибели КАГАНА ИСААКА РАФАИЛОВИЧА и КЛИМЕНКО ИВАНА МЕФОДЬЕВИЧА.
Мы заказали и уже установлен на могиле памятник с надписью:
Гв. мл. лейтенант Гв. ст. лейтенант
Каган И.Р. Клименко И.М.
1907-20.07.1944 г. 1910-20.07.1944г.
Вся наша семья выражает благодарность Наталии Климко, её отцу Пикула Богдану, модератору ОБД-Мемориал из г.Червонограда Грынив Юрию. Червоноградскому Горисполкому, жителям хутора Рудка за оказанную помощь
в розыске и увековечивании памяти отца, дедушки, прадедушки.
Н И К Т О Н Е З А Б Ы Т !!!!
Н И Ч Т О Н Е З А Б Ы Т О !!
Фаддей Гантман ( г.Назарет- Иллит, Израиль )
70 ЛЕТ СПУСТЯ
( Продолжение. Начало в № 188 от 15.08.2014 г.)
Пока статья о поиске захоронения готовилась к печати, я решил продолжить поиски детей или родственников КЛИМЕНКО И.М., которые не знают, что поиски закончились результативно. Возможно они тоже искали место захоронения отца, но не смогли найти.
В документах ЦАМО (Центральный архив Министерства обороны) указано следующее:
” Клименко Иван Мефодьевич, призывался Улан-Удэнским ГВК. Извещение о гибели было послано жене Клименко Пелагее Ивановне по адресу г.Улан-Удэ, ул. Лесная 4/3.
Я написал письма в г. Улан-Удэ. Одно по адресу проживания семьи до ВОВ с надеждой, что кто-нибудь ответит. Второе письмо – Военкому Республики Бурятия с просьбой помочь найти детей или родственников Клименко И.М. Через несколько дней на городском сайте г.Улан-Удэ появилось обращение военкомата к жителям
г. Улан-Удэ:
“В Бурятии разыскивают родственников одного бойца Великой Отечественной войны.
Место его захоронения обнаружил житель Израиля, когда вёл поиски могилы отца своей супруги. Как рассказал в своём письме Фаддей Гантман, в извещении о гибели была указана Польская деревня Мадзярки, территория которой теперь принадлежит Украине, и на современной карте не указана. Однако жители хутора Рудка, расположенного в этом районе, случайно при рытье котлована для фундамента под пристройку к дому обнаружили братскую могилу двух офицеров-танкистов. Один из них Исаак Каган. А другой–призванный Улан-Удэнским горвоенкоматом гвардии старший лейтенант Иван Мефодьевич Клименко, 1910 г.рождения, уроженец села Буды, Ободовского района, Винницкой области, погибший 20 июля 1944 года. Он служил командиром взвода средних танков 40-й Гвардейской танковой Чертковской Краснознамённой ордена Богдана Хмельницкого и ордена Красной звезды бригады. До войны в Улан-Удэ проживал по адресу: ул.Лесная 4/3. Жена- Клименко Пелагея Ивановна. Просим откликнуться родственников Ивана Мефодьевича Клименко, позвонив по телефону редакции 21-39-90.”
Одновременно я нашёл в интернете в “Однокласниках”, что в г.Улан-Удэ проживают более 40 человек по фамилии Клименко. Я всем написал следующее сообщение:
“Разыскиваю детей или родственников Клименко Ивана Мефодьевича, погибшего 20.07.1944 г. И похороненного в братской могиле возле д. Мадзярки (Польша), сейчас Украина, возле г.Червонограда, Львовской области.”
На моё сообщение ответили только 5 человек. Все -однофамильцы, не родственники.
Более полнее отозвалась Клименко Тамара (Наумова): “Моя фамилия по мужу. Я постараюсь узнать, кто по этому адресу проживает и Вам напишу. Схожу по адресу.”
После посещения написала: “Нет такого дома, старых соседей тоже нет. Постараюсь что-нибудь узнать в горотделе полиции.”
Письмо, отправленное по адресу проживания, вернулось с отметкой: “Адресат выбыл.”
Затем пришёл ответ от военного комиссара Республики Бурятия. Привожу его дословно:
“Уважаемый Фаддей Ильич! Ваше обращение в военный комиссариат Республики Бурятия мною рассмотрено. Позвольте выразить Вам мою признательность за работу по увековечиванию памяти граждан, погибших в годы Великой Отечественной войны. Ваше обращение вручено дочери старшего лейтенанта Клименко Ивана Мефодьевича, Ицкович Елене Ивановне. Адрес её проживания такой-то.”
А потом получил письмо от дочери Клименко И.М. – Ицкович Елены Ивановны.
“Здравствуйте, уважаемый Фаддей Ильич. Вам пишет дочь Клименко Ивана Мефодьевича. Я очень благодарна Вам и земной Вам поклон за Ваш поиск, который дал такой результат. В своё время, я тоже писала, искала могилу своего отца, но мне ответили, что могила не сохранилась. Очень сожалею, что моя мама не дожила до этого дня. Я надеюсь, что обязательно съезжу на могилу отца поклониться и положить цветы. С большим уважением, благодарностью, желаю Вам здоровья, всего самого наилучшего за Ваш поиск. Низкий Вам поклон.”
Я отправил Елене Ивановне экземпляр газеты “Индекс” со статьёй “ОДНАЖДЫ 70 ЛЕТ СПУСТЯ” и копии документов из ЦАМО. В 2015 году жена с сыном собираются посетить место захоронения отца, дедушки, прадедушки. Думаю, сумеем договориться с дочерью Клименко И.М. о совместном посещении братской могилы