blogtn.ru

Создатели первого в республике детского технопарка столкнулись с недетскими проблемами

Фото Т. Никитиной

Не успели жители Бурятии оправиться оттого, что первый почтовый беспилотный летательный аппарат вдребезги разлетелся об стену жилого дома в 105 мкрн., выяснилось, что в самом центре Улан-Удэ нас поджидает куда более серьезное испытание. Республика вошла в число 17 регионов по созданию первых детских технопарков «Кванториум» с многомиллионным финансированием и не менее грандиозными планами. Уже этой осенью со всех концов республики в здание бывшего «БРУКК» по улице Шмидта, 21, должны съехаться 800 детей, чтобы начать творить, изобретать, конструировать по пяти направлениям – квантумам. Это роботы, беспилотные летательные объекты, IT – технологии, Hi-tec-модели, дополненная и виртуальная реальность и еще много чего, что должно приблизить Бурятию к технологическому будущему. Для приближения и стыковки с грядущим у нас есть программа, оборудование, помещение и талантливые дети. Нет только тех, кто мог бы повести этих детей за собой.

 Где вы, мастера будущего?

Как-то на одной из дискуссий, разгоревшихся на сессии Народного Хурала по поводу эффективности здешнего управления, депутат Степан Калмыков в сердцах посетовал на то, что власть не спешит вовлечь в эту сферу научное сообщество. Сообщество насчитывает несколько тысяч сотрудников, страдающих оттого, что они никак не могут «приложить» к окружающей жизни свои научные познания. Казалось бы, «Кванториум» с самым современным оборудованием призван стать тем клондайком, куда наши научные работники должны были выстроиться в очередь. Однако организаторы этого дела где-нибудь в Москве наверняка и представить не могли, что призыв создать в Улан-Удэ детский технопарк эти самые технические работники встретят гробовым молчанием так, словно речь идет не о городе с четырьмя государственными вузами и научным центром, а о какой-нибудь деревне.

Сначала на сайте Республиканского центра дополнительного образования детей «Созвездие», которое отвечает за технопарк, появилось одно объявление о приглашении педагогов в «Кванториум», потом второе, потом третье. Если для курирования работ по направлениям аэроквантум-, робо-, IT-, Дополненная и виртуальная реальность в Hi-tech цехе кого-то и удалось найти, то меньше всего повезло автоквантуму. Сюда, где предполагается знакомить детей с основами конструкции автомобиля, принципами работы двигателя и других механизмов, энтузиасты ищутся до сих пор. Желающих нет, несмотря на то, что никаких особых требований к претендентам, кроме технического образования, не предъявляется. Федеральная программа полностью берет на себя затраты на обучение в «Сколково», методическое сопровождение и первоначальное субсидирование. Все ради того, чтобы уже завтра в Бурятии полетели мультикоптеры, поехали беспилотные машины, заработали на благо улан-удэнцев IT – технологии и прочие умные проекты. Проблема состоит в том, что желающих заняться всем этим, то есть придумывать, учить и, естественно, отвечать за результат, в Бурятии не оказалось.

 От беспилотников до «WorldSkills»

Если поначалу кто-то и представлял «Кванториум» как центр технического творчества нового образца, куда требуется собрать детей и чем-то там с ними позаниматься часок – другой на уровне кружка «умелые ручки», то очень скоро стало понятно, что речь идет о другом. «Кванториум» – лишь звено в системе непрерывного образования, где дети, уже имеющие простые инженерные навыки, знающие языки программирования и прочие базовые научные методы и оборудование, будут учиться внедрять все это в жизнь.

К примеру, пришедшие в авто- квантум будут вести разработку беспилотных транспортных средств, в аэро – квантум – применять беспилотные летательные аппараты в каких-то своих, разработанных ими проектах с тем, чтобы потом с этим самым мультикоптером попробовать себя не в почтовом деле, а на международных соревнованиях уровня «WorldSkills». Условно говоря, речь идет о подготовке в Бурятии собственного космонавта, притом, что никакой базы, не говоря уже о системе многоступенчатого обучения для этого нет. Нет понимания, что любое оборудование, а высокоточное в особенности, необходимо постоянно поддерживать в рабочем состоянии, приобретать к нему дорогостоящие расходные материалы, средств на которые в местном дефицитном бюджете тоже нет. Нет денег на зарплату, ради которой педагог общеобразовательной школы готов был бы бросить все и начать «визуализировать и моделировать ситуации, максимально приближенные к реальности». Все понимают, что без поддержки заинтересованного, причем крупного, бизнеса, их интереса, подобные вещи живут ровно до тех пор, пока есть государственное финансирование.

 Главное – не квантнуться

Можно сколько угодно фотографироваться на фоне затейливых приборов, говорить умные слова, но, в конце концов, все равно нужно будет показать всем чудо- проект, способный вынести местную экономику на новый виток развития. Не должно повториться то, что произошло совсем недавно в Кяхте, где на просьбу Алексея Цыденова показать, как работает 3D – принтер, ни один из педагогов сделать этого не смог. После того, как почтовый дрон, ценой в 1,2 млн. рублей, под управлением гендиректора компании – производителя (!) вдребезги разбился о стену жилого дома, едва не прибив и гендиректора, и главу Бурятии вместе со всей его командой, стало понятно, что с цифровым будущем в отдельно взятой республике будет совсем непросто.

Достаточно вспомнить, как 11 лет назад здесь открывался первый республиканский «Бизнес – инкубатор», на реконструкцию которого из бюджетов всех уровней было потрачено около 67 млн. рублей. Инкубатор презентовали как эксклюзив, обещающий не хуже андронного коллайдера «зарядить» бурятскую экономику новой энергией. Стоя рядом с тогдашним министром экономики Татьяной Думновой, тогдашний председатель молодежной палаты при Народном Хурале, он же депутат республиканского парламента Владимир Матханов на открытии говорил о том, что при таких условиях предприниматель, «не имеющий ни стартового капитала, ни кредитной истории», легко вырастит в гиганта местной индустрии. Выросло ли хоть что-нибудь в недрах бурятского коллайдера, мы не знаем, а вот банкротство уже работающего гиганта под названием «Байкалфарм» впечатление произвело. Ощущение такое, что от бизнес – инкубатора и бизнес – ангелов, регулярно туда наведывающихся, толку оказалось мало. Как говорится в хрониках терактов, никто не взял на себя ответственности за случившееся. Удастся ли на этот раз создателям первого детского технопарка «Кванториум» найти в Бурятии таких смельчаков?

Читайте также:

Татьяна Никитина журналист

Я родилась и живу в Улан-Удэ – столице республики Бурятия, работаю журналистом и верю в людей, которые каждый день строят здесь наше общее будущее. Мои герои - это политики, артисты, юристы и обычные люди, достойные восхищения. Нет занятия интереснее, чем разбираться в том, что с нами происходит. Удачи всем!