blogtn.ru

СМИ Бурятии отмечают юбилей известного столичного еженедельника

На фото Т. Никитиной: замгендиректора ИД “МК” Олег Воробьев с первым номером “МК” в Бурятии”

20 августа 1998 года в Бурятии вышел первый номер общественно – политического еженедельника «Московский комсомолец» в Бурятии». Случилось это буквально через пару дней после дефолта, благодаря чему на первой странице появилась соответствующая надпись.

Сказать, что газета дерзко ворвалась в дотоле патриархальный информационный мир республики, значит не сказать ничего. «МК» в Бурятии» на многие годы стал явлением, входил в «большую тройку» печатных республиканских изданий, что удавалось далеко не всем субъектам, где появились региональные вкладки. Давайте вспомним, как это было.

Валентина Дамбаин, председатель госкомитета по торговле (1994—2003 гг.):

— В 90-х в Бурятии начали появляться независимые издания, конкурентная информационная среда, и я была одной из первых членов правительства, кто начал работать с этой средой. Никаких пресс-секретарей тогда не было, и я ввела в практику собирать прямо в своем кабинете № 240 на первом этаже дома правительства цвет бурятской журналистики. Тогда печатное слово было очень значимо. Любая публикация разбиралась на площади Советов с карандашом в руках, анализировалась. Когда нужна была политическая воля в решении какого-то вопроса, я просила журналистов подготовить публикацию, потому что знала — статья обязательно попадет на стол президенту Бурятии Леониду Васильевичу Потапову.

Как-то на встречу с журналистами пришел импозантный молодой человек с хвостиком, который совершенно не был похож на редактора или бизнесмена. Так я узнала, что в Бурятии появилось региональное приложение газеты «Московский комсомолец». С Андреем Бурмакиным мы, что называется, подружились, хотя дружба, взаимоотношения, сотрудничество — это всегда улица с двусторонним движением. Я понимала, что есть вещи, которые газета со своей позицией, а «МК» был именно таким изданием, просто не могла не напечатать.

И еще один момент, который позволял нам относиться друг к другу на равных. Это было время профессионалов, и все отношения выстраивались на почве профессионализма. Прежде чем меня назначили министром торговли, я три года проработала инженером по технике безопасности хладокомбината, три года — юрисконсультом, 2,5 года — замдиректора хладокомбината, шесть лет — начальником объединения «Бурятрыба», семь  лет — начальником управления общественного питания при Совете Министров Бурятской АССР.

Имея даже такой опыт, было невероятно сложно работать, потому что бюджет того времени был абсолютно пустой. И наши вечные оппоненты — журналисты — это понимали. Я до сих пор покупаю газеты, но если раньше это было «ах и ох!», то сегодня зачастую ты просто открываешь газету и тут же ее закрываешь.

Евгений Кислов, ведущий научный сотрудник Геологического института им. Н. Л. Добрецова СО РАН:

— В отличие от других регионов, в Бурятии того периода было огромное количество независимых, бойких, дерзких газет. Причина простая. Я ездил тогда к маме в Челябинск и прекрасно помню, что в ее почтовом ящике всегда находилось несколько бесплатных газет. Одна — бесплатная газета губернатора, вторая – мэра, третья – депутата Госдумы и так далее. Конкурировать с таким количеством бесплатных новостей коммерческим изданиям чрезвычайно сложно.

Помимо того, что сам много лет сотрудничал с редакцией «Молодежь Бурятии», как тогдашний региональный координатор мониторинговых программ Московской Хельсинской группы, достаточно долгое время занимался мониторингом прессы и просматривал в том числе и «МК в Бурятии». Тогда еще не было сайтов и приходилось вручную переписывать какие-то заметки, затрагивавшие права человека, свободу слова. «МК» отличался хорошо проработанными текстами, журналисты действительно брались за очень острые темы, которые как раз и были мне нужны. Как-то я давал интервью председателю Московской Хельсинской группы Людмиле Алексеевой и прямо сказал, что благодаря таким газетам, как «МК в Бурятии», в регионе удавалось решать многие серьезные проблемы. К сожалению, сегодня я читаю газеты не так часто, зато регулярно просматриваю на компьютере новости ведущих республиканских СМИ. Сайт «МК в Бурятии» у меня на компьютере в закладке «избранное», и я только и жду среды, чтобы прочитать материалы свежего номера.

Дмитрий Родионов, журналист газеты «Номер один»:

— Пришел работать в «МК» в Бурятии» весной 2000 года. Начались «нулевые», когда экономика пошла в рост, а тема гласности еще продолжала звучать. Тогда журналисты получили больше свободы в отношении проведения журналистских расследований и могли более открыто излагать свою точку зрения и мнение.

Оглядываясь назад, можно сказать, что это было время отмены пресс-цензуры, когда создавались новые независимые издания. Это позволило нам более свободно писать о событиях и проблемах в стране, например, о войне в Чечне, коррупции в высших эшелонах власти правительства Бурятии и мэрии Улан-Удэ. Это был период, когда после наших публикаций казнокрады и откровенные проходимцы лишались должностей. Много времени мы проводили в судах, процессов было так много, что не хватало адвокатов и нам приходилось защищаться самим. Так что порой мы разбирались в юридических вопросах защиты чести и достоинства не хуже юристов.

Однако, несмотря на большую свободу слова, мы также столкнулись с новыми вызовами и сложностями, такими как постепенное нарастание экономических сложностей в республике после 2014 года, что подрывало состояние экономических субъектов. За счет рекламных платежей, которые могли обеспечивать редакции свою независимость и самостоятельность. За 15 лет моей работы в «МК» ситуация со свободой слова в стране и республике кардинально изменилась, а сейчас ее фактически нет, лишь слабое подобие того, что происходило в конце 90-х и начале «нулевых».

 

Читайте также:

Татьяна Никитина журналист

Я родилась и живу в Улан-Удэ – столице республики Бурятия, работаю журналистом и верю в людей, которые каждый день строят здесь наше общее будущее. Мои герои - это политики, артисты, юристы и обычные люди, достойные восхищения. Нет занятия интереснее, чем разбираться в том, что с нами происходит. Удачи всем!