Фото: Сергей Примаков
Государственный русский драматический театр имени Бестужева открыл новый, юбилейный для себя 95 сезон. Заявленную постановку по хрестоматийному произведению Александра Пушкина «Метель» (12+) ждали практически с замиранием сердца. Взяться за классику, а тем более Пушкина после того, какую “Метель” (6+) поставили в оперном, в условиях той ситуации, что царила в самом русском театре все последнее время, это было почти как вызов, и театр с этим вызовом справился.
Это было видно по тому, как следил за действием притихший зал, как светились глаза зрителей после спектакля. И если в первой части действа еще можно было заскучать и усомниться в переменах, то с каждой следующей минутой оторваться от «Метели», пушкинского слова, пронзительных звуков русского романса уже было нельзя. Становилось понятно, что период между «левицким» и всем остальным удалось наконец миновать, и что русский драматический театр в Бурятии, кажется, обретает почву под ногами.
Несмотря на известный со школьной скамьи сюжет, спектакль получился современным в плане выразительных средств, свежим и таким, на который в отличие от поставленного здесь не так давно “Онегина” не стыдно привести школьника. Крошечная повесть, которую можно пересказать за пятнадцать минут, в руках Гульнары Галавинской превратилась в полноценный, полный смыслов драматический спектакль, уместный при определенных доработках и для повторного просмотра.
Можно сказать, 95 театральный сезон пусть и в отсутствии директора (отсутствие которого, впрочем, практически и не ощущается) открылся вполне достойно. Справился худрук Вячеслав Дьяченко, нашедший в себе силы не покинуть труппу, справилась московский режиссер Гульнара Галавинская. Ей, судя по интервью актера Леонида Иванова, пришлось в буквальном смысле добиваться такого уровня постановки, от которого в театре давно отвыкли. Справились молодые актеры, дотоле никогда в главных ролях не задействованные и как-то в этот раз обошедшиеся без “барташевичей” и “шуваловых”.
Приходится признать, что событие это состоялось не без участия супруги главы республики, без которой с некоторого времени в Бурятии вообще не обходится ни одна премьера. Вряд ли прибывшая сюда семь лет назад медик по образованию Ирина Цыденова планировала заниматься вопросами министерства культуры, однако, словно в пушкинской «Метели», сама судьба привела ее в театральное закулисье.
Выходя на поклон к зрителям, актеры вместе с московским режиссером к полному восторгу публики неожиданно бросили все подаренные цветы в зал, чего не делали никогда. Это были цветы и для Ирины Цыденовой, с помощью которой, верится, в русский драматический театр Бурятии вновь вернется творчество.