blogtn.ru

Почему Бурятии не судьба построить свой Академгородок: версия строителей

На фото Т. Никитиной: так выглядит сейчас ЖСК “Академический”

Элитный поселок академиков на 2-м километре спиртзаводской трассы, всего в десяти минутах езды от центра Улан-Удэ, должен был стать в Бурятии образцом индивидуального жилищного строительства.

пециально для этого людям науки была выделена от государства бесплатная земля. Желающие воспользоваться поддержкой организовали кооператив, собрали средства, начали строительство, однако по прошествии шести лет обнаружили вместо академгородка недострой. После того как отдельные члены ЖСК «Академический» обратились в правоохранительные органы, слово попросили строители. Свои вопросы мы задали генеральному подрядчику ООО «Аквастиль» Валерию Матвееву.

Валерий Георгиевич, почему бывшее правление кооператива пригласило именно вас для строительства поселка?

— В ранних публикациях говорилось, что ООО «Аквастиль» кто-то правлению навязал. Но заключить договор генподряда было решение общего собрания, которое выбрало нас из нескольких предложений. То есть на собрание пришли несколько десятков членов ЖСК, которым был представлен на обозрение ряд проектов разных организаций. Мы представили свой проект в 3D исполнении на 108 земельных участков, который и был в итоге выбран, подчеркиваю, на общем собрании. Возможно, выбор был сделан еще и потому, что первоначально мы заключили с ЖСК «Академический» договор на водоснабжение, водоотведение, сделали часть работ, цена и качество которых всех устроили, и на общем собрании было решено доверить строительство домов нам же.

Вновь избранная ревизионная комиссия установила, что все инженерные сети имеют недоделки, отступления от проекта, грунта вы выкопали больше, чем было запланировано, не говоря уже о том, что электросетей в поселке не появилось вообще. Объясните, как при таком положении дел собрание могло устроить, как вы утверждаете, качество ваших работ?

— Если вы взглянете на документы, то увидите, что с нашей стороны договоры исполнялись в полном объеме, а вот со стороны ЖСК этого сказать не получается. Если сумма договора генподряда  всего поселка на 108 домов, без инженерных коммуникаций, составляла примерно 89 млн рублей, то ЖСК оплатил нам только 53 млн вместе с коммуникациями. Например, первый договор на водоснабжение должен был быть исполнен еще в декабре 2014 года, однако ЖСК не перечислил деньги в полном объеме, договор пришлось перезаключить, и это касается всех работ. Когда мы начали вести земляные работы  под укладку  труб, то выяснилось, что почва там — один песок, и чтобы все не осыпалось, пришлось выбирать больший объем грунта, чем предполагалось изначально, а значит, затраты на эти работы тоже увеличились. Поскольку деньги ЖСК перечислял частями, то часть работ по водоснабжению сделать не удалось, а устанавливать электрические опоры без выполнения работ, связанных с земляными работами, было невозможно. Я не понимаю, почему по качеству работ вопросы появились только сегодня, и кем производилась экспертиза. Во всяком случае, к нам ни со стороны ЖСК, ни членов кооператива  до этого  претензий не было.

В итоге работы по водоснабжению и водоотведению удалось выполнить на 70%, но «пустых» колодцев, как утверждает г-н Марков, там нет, ко всем колодцам подведены трубы. Что касается электричества, то опять же в ходе строительства выяснилось, что на землях поселка расположены опоры электросетей соседнего поселка «Импульс». Их пришлось переносить, что также вызвало удорожание проекта. На сегодня к участкам под землей подведены временные электрические сети электроснабжения, которые располагаются под землей — иначе никто не смог бы построить там свои дома, а они частично построены. Как только все работы по водоснабжению будут завершены, будут установлены и электрические опоры.

Хочу обратить внимание, что каждый этап работ проверялся правлением ЖСК «Академический». В частности, постоянно присутствовали на стройке замдиректора по общим вопросам БИП СО РАН Антон Петрович Буралов, преподаватель ВСГУТУ Галина Романовна Цырендоржиева, которые позиционировали себя специалистами в строительном деле и действительно вникали во все детали. Все документы с их одобрения подписывал председатель ЖСК Баир Гомбоев.

— В акте ревизии сказано, что за инженерные сети по договорам ЖСК перечислил вам 100 процентов, то есть более 27 млн рублей. Что помешало ООО «Аквастиль» выполнить работы до конца?  

— Наши документы говорят о неполной оплате, деньги поступали частями. Как мы поняли, далеко не все члены ЖСК оплачивали работы. Кроме того, в процессе строительства ЖСК неожиданно изменил условия стройки и собственно на этом все и затормозилось. Дело в том, что примерно в декабре 2014 года в очередном послании Федеральному Собранию Владимир Путин заявил о том, что академикам положено по 15 соток бесплатной земли, и ЖСК «Академический» опять же на общем собрании принял решение сделать новую нарезку участков уже не по 10, а по 15 соток.

Мы предупреждали об опасности этой затеи, потому что существующие правила застройки землепользования в Улан-Удэ, утвержденные решением городского совета депутатов от 25 марта 2008 года №817-82, устанавливают предельные  размеры участков для вновь регистрируемой собственности от 400 до 1000 квадратных метров. Регистрировать участки больше или меньше разрешалось только в том случае, если это был ранее учтенный объект, то есть люди там уже давно жили. Кроме того, на тот момент часть водовода была уже проведена, и новое межевание требовало переделки всего построенного, то есть опять речь шла об удорожании, но общее собрание настаивало на своем. В итоге по решению ЖСК нам пришлось за 616 тысяч рублей заказать новый проект поселка уже на 72 участка, где каждый участок был размером в 15 соток. Однако и этот проект выполнить не удалось.

Что помешало на этот раз?

— Истечение в 2017 году срока договора на предоставление академикам федерального участка в бессрочное пользование, который ЖСК пролонгировать почему-то не удалось. Наши договоры закончились в 2018 году, и все застопорилось. Сложность состояла еще и в том, что программа требовала, чтобы академики построили целый поселок всего за четыре года, а в наших условиях это было нереально. Насколько можно судить, даже первоначальный взнос сдали не все.

Плюс федеральное ведомство, которое этим занималось, за это время четыре раза поменяло свое название. К примеру, первоначально оно называлось «Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства». Баир Гомбоев как председатель правления ЖСК ездил в Москву решать вопрос с землей, говорил, что получил устное одобрение, но и только. Не имея основополагающего документа на землю, мы в свою очередь не могли продолжить строительство и письменно уведомили об этом правление ЖСК. Не имея поступлений, мы не могли больше нести затраты на охрану объекта и оставшихся стройматериалов. Скажу только, что мы трижды приглашали кадастрового инженера, чтобы установить межевые знаки, потому что они каждый раз таинственным образом исчезали. Сейчас члены ЖСК возмущаются тем, что даже не знают границ своего участка.

Ну, к примеру, Маркова больше всего возмущает то, что он сдал 700 тысяч рублей, из которых 450 должны были пойти на инженерные коммуникации, остальное — на строительство дома. В результате на участке Маркова нет ни сетей в том виде, в каком они должны быть, ни даже забора. Действительно, как объяснить, что, получив от ЖСК достаточно средств, чтобы построить в первую очередь сети, вы этого не делаете, а почему-то принимаетесь за дома, не завершив в результате ни того, ни другого?

— Генеральный подряд предусматривал не строительство домов под ключ, как многие думают, а возведение только фундамента, капитальных стен и крыши. В среднем для каждого участника кооператива такое строительство вместе с инженерными сетями должно было обойтись примерно в 1,2 млн рублей, из них 450 тыс. — на инженерные сети. Учитывая бесплатную землю, это было выгодное предложение, но, как мы поняли, даже эти 450 тысяч сдали не все. В итоге опять же на общем собрании кооператоры решили, что строить будут только тем, кто сдал деньги. Приходили представители правления  и говорили — сегодня строим это, потому что на это сдали деньги, завтра мы строим другое.

Соответственно мы закрывали работы не по конкретному участку, а по видам выполненных работ — по земляным работам, фундаментам, количеству положенного кирпича и так далее. Изначально проект поселка делался на типовые деревянные домики от 56 до 100 квадратов, чтобы все было одинаково и красиво, но потом началась разноголосица. Кому-то не понравилось, кто-то захотел кирпичный дом, кто-то заказал свой проект, у кого-то деньги закончились, кто-то решил строить сам, как Галина Романовна. Антону Найданову, который сейчас исполняет обязанности председателя кооператива по доверенности, дом строили уже мы. Всего мы построили в ЖСК более десяти домов. Опять же какой кому участок выделен мы узнали только совсем недавно. Во время строительства приходили из правления ЖСК и говорили — сегодня строим дом на участке с таким номером, потому что этот человек сдал деньги. Сколько сдал средств этот человек, такой информацией мы не располагали.

Например, однажды к нам пришел Марков и попросил, чтобы мы показали ему его участок под таким-то номером. Мы показали, что к этому участку были подведены вода и канализация . Мы посоветовали ему пойти в правление и задать там все вопросы, которые его интересуют. Когда в конце прошлого года в ЖСК выбрали новое правление, новую контрольно-ревизионную группу, мы также участвовали в акте ревизии, предоставили все документы, однако в ответ получили одни обвинения.

Как давно вы работаете на рынке, сотрудничали ли с кооперативами и верно ли, что в отношении вас существует дело о банкротстве?

— Мы работаем на рынке сантехнических работ с 1999 года, сотрудничество с ЖСК «Академический» — это наш первый опыт. Никакого дела о банкротстве в отношении ООО «Аквастиль» не существует, и это легко проверить. Есть задолженность перед налоговой, но она будет погашена.

Больше вопросов пока нет.

Читайте также:

Татьяна Никитина журналист

Я родилась и живу в Улан-Удэ – столице республики Бурятия, работаю журналистом и верю в людей, которые каждый день строят здесь наше общее будущее. Мои герои - это политики, артисты, юристы и обычные люди, достойные восхищения. Нет занятия интереснее, чем разбираться в том, что с нами происходит. Удачи всем!