blogtn.ru

По словам Александра Иринчеева, в прошлом году врачи-инфекционисты заняли второе место по числу уголовных дел (09.06.2022)

Фото Т. Никитиной

Кажется, только сейчас, когда ограничительные меры, вызванные новой коронавирусной инфекцией, ушли в прошлое, можно оценить роль общественных организаций в проделанной большой работе. Медицинская палата Республики Бурятия занимала в этой работе ключевые позиции, ни на один день не прекращая помогать и защищать профессиональное медицинское сообщество. Об этом и не только мы беседуем с председателем Медицинской палаты Республики Бурятия Александром Иринчеевым.

– Александр Дашиевич, если не вспоминать про ковид, про который и говорить не хочется, на чем еще в последнее время были сконцентрированы усилия ваших коллег?

– Дело в том, что не так давно Национальной медицинской палате России, в состав которой мы входим, были переданы такие отдельные государственные функции по охране здоровья граждан, как координация работы по аккредитации и формированию аккредитационных комиссий. То есть если раньше «допуск в профессию» для конкретного врача зависел от официальных органов власти, министерства здравоохранения, то сейчас часть таких полномочий и, соответственно, ответственность за их исполнение государство пытается передать общественным организациям.

К примеру, с 2016 года такая комиссия в республике аккредитует выпускников мединститута Бурятского госуниверситета по специальности «лечебное дело». С 2020 года на базе симуляционного центра мединститута начали функционировать 15 первичных специализированных подкомиссий, в которые вошли наиболее авторитетные и уважаемые врачи, члены Медицинской палаты Республики Бурятия. Специалисты, которых мы рекомендуем в аккредитационную комиссию, входят в федеральный регистр экспертов. С сентября 2021 года началась периодическая аккредитация всех практикующих врачей.

В прошлом году первичную аккредитацию прошли 107 выпускников мединститута, 51 врач, окончивший ординатуру по 11 специальностям, и 4 практикующих врача, завершившие профессиональную переподготовку. Аппарат Медицинской палаты Республики Бурятия координировал эту работу в непростых условиях двух последних лет и постоянно меняющейся нормативной базы.

Какую цель преследует государство, передавая часть своих полномочий общественникам?

– На самом деле это мировая практика, где для врача обязательно членство в профессиональных медицинских сообществах. Реформируя таким образом нашу систему здравоохранения, государство преследует цель повысить качество подготовки специалистов, активизировав в регионах работу профессиональных медицинских ассоциаций и включив их в систему соответствующих федеральных профессиональных организаций хирургов, терапевтов и др. В республике есть профессиональные медицинские сообщества, которые активно взаимодействуют с федеральными ассоциациями, но в основном это специалисты узких направлений. Иначе говоря, эту работу необходимо систематизировать.

Пять лет назад в угоду западной системе подготовки кадров для всех медицинских специальностей была отменена интернатура. Тогда мнение профессионального сообщества на этот счет разделилось, а как сейчас?

– Однозначная позиция среди медицинского сообщества – это была ошибка. Последний съезд Национальной палаты России поставил задачу добиться возобновления интернатуры в качестве необходимого периода в системе подготовки молодого специалиста. Пускать особенно в таких массовых профессиях, как участковый терапевт, педиатр, в свободное плавание сразу после выдачи диплома чревато всеми теми последствиями, которые мы сегодня имеем – врачебные ошибки, быстрое профессиональное выгорание, разочарование, недостаточное представление о том, как работает система здравоохранения в целом.

К примеру, интернатура позволяла будущему врачу проходить практику на базе и стационара, и поликлиники, понимая, как они взаимодействуют между собой. Понимание это очень важно в повседневной работе.

Если считать основной миссией Медицинской палаты Бурятии защиту прав медиков, помощь тем, в отношении кого были возбуждены уголовные дела, то насколько удается справляться с этой задачей?

– Не секрет, что в последние годы наблюдается рост числа жалоб на действия медицинских работников. Если вести речь о привлечении врачей в период их профессиональной деятельности к уголовной ответственности, то, как правило, такие дела относятся к категории одних из самых сложных. Именно таким можно назвать уголовный процесс в отношении врача реаниматолога Детской больницы на улице Модогоева, который обвиняется по ч. 2 ст. 238 УК РФ, то есть выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровью потребителей и повлекших по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью либо смерть человека.

Эта статья относится к тяжким и, соответственно, предусматривает реальные сроки, крупные штрафы, отлучение от профессии, которое по факту означает, что в наших условиях человек уже никогда не сможет заниматься любимым делом. Но есть один важный нюанс – в таких деяниях, которые характеризует ст. 238 УК РФ, должен быть доказан умысел обвиняемого.

Скажу сразу, Медицинская палата Бурятии оказывает квалифицированную юридическую помощь юриста и адвоката всем членам Палаты, кто оказался в подобных ситуациях. Наша позиция с самого начала определена президентом Нацио­нальной палаты России  Леонидом Рошалем: ни один врач не должен получить реальное наказание, проще говоря, сесть в тюрьму, тем более что повсеместно наблюдается нехватка специалистов.

А можно узнать, какие специальности чаще всего попадают в зону риска?

– Если смотреть статистику, то со времен советской власти на первом месте по количеству уголовных дел у нас шли акушеры –  гинекологи, хирурги, анестезеологи. В прошлом году второе место заняли инфекционисты, и нетрудно догадаться, почему.

В период 2018 – 2021 гг. мы приняли участие более чем в 30 судебных гражданских делах, где в качестве ответчиков выступали медицинские учреждения города Улан-Удэ и районные больницы республики.

Какой вы видите выход?

– Стратегия состоит в том, чтобы не противопоставлять врача и пациента друг другу, а добиться конструктивного диалога. Это довольно кропотливая, перманентная работа по повышению квалификации медицинских работников и юристов наших лечебных учреждений. В конечном итоге повышение квалификации юристов должно сказаться на качестве защиты интересов и прав лечебно-профилактических учреждений и работающих там медицинских работников.

Прежде всего мы говорим о процедуре медиации, пациентоориентированной направленности в медицине, на что был направлен прошедший недавно семинар под руководством профессионального медиатора Светланы Валерьевны Тоневицкой. В рамках этой работы в апреле этого года на базе Бурятского госуниверситета 25 юристов прошли обучение по направлению «Минимизация уголовно-правовых рисков руководства и работников учреждений здравоохранения» (автор курса – доктор юридических наук, профессор Юрий Гармаев).

Такая работа, проводимая на постоянной основе, приносит свои плоды. К примеру, в прошлом году, в том числе и при нашей помощи, в четырех судебных процессах стороны конфликта смогли договориться, по этим делам были заключены медиативные соглашения. Добавлю, положительные сдвиги в этой непростой работе мы видим и в том, что к нам стали прислушиваться в суде. По ряду дел удалось добиться проведения повторных экспертиз, в результате чего судебные решения либо полностью исключили гражданско-правовую ответственность учреждения или врача, либо была значительно снижена сумма компенсации морального вреда.

Кроме того, страховой компанией «Ингосстрах» начата работа по внедрению в республике страхования профессиональной ответственности врачей.

В суд передано уголовное дело в отношении бывшего главврача городской поликлиники № 6 Натальи Бухольцевой. Можете что-то сказать по этому поводу?

– Я хорошо знаю Наталью Андреевну Бухольцеву как коллегу, одного из талантливейших организаторов здравоохранения Бурятии и по совместной работе в Улан-­Удэнском горсовете, где она возглавляла комиссию по мандатам и депутатской этике.

Хочу сказать, что не верю, что Бухольцева – махровый коррупционер, каким ее пытаются выставить. Возможно, в ее действиях на посту главврача и допущены какие-то ошибки, но пусть в этом разберется суд. В печати были открытые обращения по этому поводу от пациентских организаций Бурятии, ветеранов, прикрепленных к Городской поликлинике № 6, и мы присоединяемся к их мнению.

Медицинская палата Бурятии продолжает считать Наталью Андреевну Бухольцеву членом профессионального сообщества и готова поддержать ее сторону защиты в суде.

В заключение своего интервью хочу поздравить с наступающим профессиональным праздником всех медицинских работников Республики Бурятия. Пожелать им крепкого здоровья, успехов в нелегком труде, личного счастья и всегда отличного настроения!

Спасибо!

Читайте также:

Татьяна Никитина журналист

Я родилась и живу в Улан-Удэ – столице республики Бурятия, работаю журналистом и верю в людей, которые каждый день строят здесь наше общее будущее. Мои герои - это политики, артисты, юристы и обычные люди, достойные восхищения. Нет занятия интереснее, чем разбираться в том, что с нами происходит. Удачи всем!