blogtn.ru

Патриарх. К 100-летию одного из первых архитекторов Бурятии Андрея Вампилова

Автор Людмила Чеглакова, Татьяна Никитина

Фото из семейного архива Вампиловых

Он прожил неординарную жизнь, растянувшуюся почти на весь 20 век, вобравшую в себя три совершенно разные, взаимоисключающие себя эпохи. Представитель знаменитой аларской фамилии, потомок ламы Андрей Вампилов прошел через тюрьму, Великую Отечественную войну, ряды коммунистов, наконец, негласное звание патриарха бурятской архитектуры, как называли его еще при жизни коллеги. Не имея диплома архитектора, Вампилов спроектировал самые значительные здания нашего административного центра, по сути создав облик Улан-Удэ 50-60 годов, и по сей день считающегося его визитной карточкой. Он единственный из бурят, чье имя занесено в архитектурную энциклопедию.

Парадокс, но в городе, который создал Вампилов, и чьим почетным гражданином он является, нет ни одной улицы, площади или мемориальной таблички в его честь. Даже 100-летие Вампилова в этом году, в отличие от аналогичных юбилеев его ровесников Андрея Модогоева или Бидия Дандарона, прошло фактически незамеченным. Являясь потомком знаменитой фамилии, сам Андрей Вампилов так и не передал никому из родных своего мастерства. По большому счету его биография до сих пор малоизучена. Возможно, эта публикация для кого-то станет началом удивительного исследования, в которой самым невероятным образом переплелись судьбы, люди и противоречия того непростого времени.

Родившийся в один год с Петербургским дацаном

Аюша Вампилов родился в 1915 году в Петербурге в семье студента, приехавшего в сырой северный город постигать знания. У себя на родине в Алари его отец Роман Вампилов, несмотря на то, что вырос в семье, где воспитывалось 11 детей, закончил Иркутскую учительскую семинарию, затем Тифлисский политехнический институт, а после переехал в Петербург, где поступил на факультет восточных языков Санкт – Петербургского императорского университета. Не менее была известна в Алари и мать Аюши Мария Николаевна, которая закончила Иркутскую гимназию и была сестрой известного в то время бурятского деятеля Богданова. Жизнь в северной столице для молодых людей из далекой Иркутской губернии была непростой. Говорят, до женитьбы Роман Вампилов иногда ловил и ел голубей, пока не встретил Агвана Доржиева, начавшего в то время в Петербурге строительство дацана.

Традиционно считается, что проект Санкт – Петербургского дацана выполняли Агван Доржиев и Барановский. Однако последние исторические документы говорят о том, что архитектурный эскиз, по которому Барановский разработал рабочие чертежи, вместе с Доржиевым выполнял и Роман Вампилов. Не случайно, именно ему, уже имевшему техническое образование, Агван Доржиев доверил общий надзор за строительством буддийского храма. Кроме того, как переводчик Роман Владимирович сопровождал Агвана Доржиева повсюду и даже на приемах у царя Николая II. Не удивительно, что когда в год окончания строительства Санкт – Петербургского дацана у Романа родился сын, имя ему выбрал знаменитый лама.

Уже через год после рождения ребенка семья Вампиловых возвращается в родную Аларь. Роман Вампилов устраивается в знаменитую экспедицию Козлова, но болезнь вынуждает его вернуться на родину, где он создает кумысолечебницу. Он умер от чахотки, когда Аюше было всего 10 лет. Не раз Агван Доржиев предлагал в память об отце забрать одаренного, хорошо рисующего мальчика с собой в северную столицу, но, чувствуя неспокойные времена, мать не отпустила. Из тех же соображений, получая паспорт, мальчик по совету матери поменял свое имя на Андрей, с того дня навсегда став для всех Андреем Вампиловым.

Талант Вампилова раскрылся на войне

Юного Андрея манило небо, он мечтал проектировать самолеты. После окончания Аларской семилетки пробовал поступить в Иркутский авиационный техникум, но не был принят из-за молодого возраста. Через год, когда Вампилову исполнилось положенные 16, поступить вновь не удалось, так как техникум из Иркутска перевели в Подмосковье. Вампилов поступил в строительный, но даже не закончив его, Андрей делает еще одну попытку стать авиатехником и опять неудачно. С трудом уговорив мать и приехав в Москву, он выясняет, что учеба уже началась, и вновь его мечтам не суждено сбыться.

Оказавшись в Москве без денег и образования, Вампилов встречает знакомого и едет с ним на работу в Горно-Алтайск, где получает первый опыт строительства. Там же по доносу попадает в тюрьму, однако вскоре выходит на свободу и в 1939 году призывается в армию. Когда началась война, их часть сразу отправили на фронт, а Вампилова и еще несколько человек, у которых были репрессированы родственники, как неблагонадежных в составе особого инженерного батальона направили на строительство крупных военных и промышленных объектов в Челябинскую область. В 1942 году после курсов минометчиков Вампилова отправляют на Калининский фронт в район Великих Лук командовать минометным расчетом. Сама судьба вмешивается в жизнь Вампилова. Первый раз, когда в его расчет прямой наводкой попадает снаряд, и он чудом остается жив. Второй – когда только что выписавшегося из госпиталя сержанта Вампилова отправляют чертежником 3 ударной армии в оперативный отдел, с которым он дошел до Германии.

Начальник оперативного отдела Г. Семенов так в последствии напишет о Вампилове: «Есть в штабах такие скромные должности, о которых многие не знают. Но от того, насколько умело и точно работают эти люди, зависит порой многое. Один из таких людей был у нас чертежник сержант А.Р.Вампилов… Работал Вампилов не спеша, аккуратно. В какой-то степени его спасало крепкое здоровье: иногда ему приходилось работать сутками без отдыха. Бурят атлетического сложения, отменное здоровье и необыкновенно спокоен».

В те годы из-под карандаша Вампилова выходили не просто линии, ведущие к победе. От точности этих линий зависела жизнь миллионов, штабисты работали днем и ночью, порой не имея под рукой даже линейки, но понимая всю ответственность своих действий. Родина высоко оценила труд чертежника Вампилова, награжденного высокими боевыми орденами и медалями. Эти заслуги наверняка и определили дальнейшую жизнь архитектора. Приехав в Улан-Удэ, где всю войну прожила его мать, Андрей Романович, имея только начальное строительное образование, устраивается работать инженером в отдел капитального строительства паровозовагоноремонтного завода.

Восхождение к истокам

Только через двадцать лет после войны Андрей Романович Вампилов закончил строительный факультет Технологического института. Работал в «Бурмонголпроекте», а потом главным архитектором института “Бурятгражданпроект”. Под его непосредственным руководством в Улан-Удэ проводилась массовая застройка жилых кварталов, в сотрудничестве с Людвигом Минертом оформлялся административный центр, возводились такие знаковые для столицы объекты, как стадион им. 25 – летия Бурятской АССР, административные здания Верховного Совета и Совета Министров, Геологоуправления, Дом радио, мастерских Союза художников, гостиница “Байкал”, Дворец культуры ЛВРЗ и многие – многие другие. Под его руководством выполнялись проекты новых микрорайонов в Октябрьском, Железнодорожном районах города, велась застройка улицы Борсоева, проспекта Победы. Как сказал хорошо знавший его архитектор Павел Зильберман, можно пройти по всему Улан-Удэ и через каждые сто метров встретить здания Андрея Романовича, и все они будут выделяться особой живописной архитектурной композицией.

Особенность зданий Вампилова – в отражении национального зодчества в той степени, в какой это тогда было возможно. Именно ему, видевшему знаменитый Аларский дацан, сыну человека, помогавшего проектировать Санкт – Петербургский дацан, суждено было первому в республике возродить архитектурные приемы бурятских дацанов тогда, когда от них практически ничего уже не осталось. Именно к Андрею Вампилову обратился центр духовного управления буддистов СССР для проектирования главного храма Иволгинского дацана. Архитектору удалось выполнить только эскизный проект дацана. Довести работу до конца коммунисту Вампилову запретили в обкоме партии.

Многое наталкивалось на стену непонимания коллег по цеху, откровенные обвинения в национализме и просто жизненные неудачи. Не удалось Вампилову воплотить в жизнь и образ кинотеатра «Прогресс», в котором он видел изюминку всей площади Советов. Хотя попытка вдохнуть в культурное здание дух самобытности не удалась, Вампилов с характерным ему спокойствием раз за разом вновь и вновь пробует протянуть буддийские каноны через знаковые городские сооружения. Таким сооружением много лет был для Улан-Удэ стадион 25-летия Октября, где буддийские мотивы были сосредоточены в козырьке главной трибуны.

Он работал до самого последнего дня, уже вконец ослепший, с безошибочной точностью продолжавший рисовать карандашом чертежи и схемы. Говорят, он ушел так, как уходят настоящие буддисты, почти незаметно, без положенного фронтовикам оркестра, громких речей и статей в газетах, решив однажды, что миссию на этой земле он выполнил до конца.

 

Бронислав Михайлов, архитектор:

– С Андреем Романовичем мы познакомились в 1992 году, когда я приехал в Бурятию. Он был уже очень известным, много сделавшим для города и республики. Многие наши коллеги из «Союза архитекторов» называли его патриархом бурятской архитектуры, и я с ними согласен. Вместе с архитектором Людвигом Карловичем Минертом Вампилов очень грамотно сформировал нынешнюю городскую среду, особенно его центральной части, и к сожалению, проектировать так, как делал это он, сегодня мало кто сможет. Но особенно хотелось бы отметить стремление Андрея Романовича отразить в своих архитектурных работах национальные элементы и мотивы, и делал это он очень тактично и вдумчиво. Сохранились его карандашные и акварельные зарисовки бурятских узоров и орнаментов, которые он после творческой переработки применял в декоративном оформлении проектируемых им зданий. Можно утверждать, что Андрей Романович стал основоположником современной бурятской архитектуры, стоял у его истоков.

К концу 90-х годов мы очень часто общались. Тогда он уже не работал, начал плохо видеть и слышать, но при этом сохранил уникальную память. Мог часами цитировать стихи, любимого Пушкина, иногда сочинял сам. До последних дней своей жизни анализировал все, что появлялось в городе нового, подмечал положительные и отрицательные стороны зданий. Это был его город, и он не мог спокойно смотреть на то, что с ним происходит.

Роман Владимирович Вампилов на учебе в Тифлисе

Роман Владимирович Вампилов, 1913 г.

Мария Николаевна Вампилова – Богданова, 1912 – 1913 гг.

Аюше 6 лет

С родственниками, Аюше 13 лет, стоит слева

5-й выпуск Аларской бурятской школы 7-летки, 1929-30 гг., Аюша в верхнем ряду 5-й слева, учителя в среднем ряду русские

3 марта 1941 года

8 апреля 1941 года

За рисованием карты

В Германии после войны

Старший сержант Андрей Романович Вампилов

Музицирование

Фото на память от генерала сержанту

За работой на работе

За работой дома

С любимой внучкой 1980 год

Счастливая пара на отдыхе

Все из рода Вампиловых, Андрей Романович стоит 2-ой справа

Семья в полном составе 1990 г.

Для доски почета, 1983 г.

Правнук Андрюша 2001 г.

Читайте также:

Татьяна Никитина журналист

Я родилась и живу в Улан-Удэ – столице республики Бурятия, работаю журналистом и верю в людей, которые каждый день строят здесь наше общее будущее. Мои герои - это политики, артисты, юристы и обычные люди, достойные восхищения. Нет занятия интереснее, чем разбираться в том, что с нами происходит. Удачи всем!