blogtn.ru

Ожидаемого снятия кандидатов в депутаты Госдумы в Бурятии уже не будет

Выборная кампания кандидатов в депутаты ГосДумы незаметно приближается к финишу, оставляя после себя стойкое чувство недоумения на предмет того «что это было». Не то чтобы наши кандидаты все это время были незаметны или малоактивны. Не то чтобы их баннеры – листовки – лозунги и все, что в таких случаях полагается, чем-то отличались от всегдашних мер агитации. Все было так, как всегда, кроме главного – борьбы, той самой, которая и делает любые выборы выборами. Даже пресс-конференция, анонсированная на прошлой неделе Михаилом Слипенчуком не иначе как окончательное разоблачение конкурента от партии власти Алдара Дамдинова, на поверку вышла сплошным разочарованием. Сбежавшаяся в предвкушении сенсаций журналистская братия вместо «убийственных» фактов и громких заявлений могла наблюдать лишь публичное признание вчерашних лидеров в собственном бессилии.

 Что общего между Михаилом Слипенчуком и молодым Баиром Цыреновым

Самой, наверное, главной новостью прошедшей в «Бурятском деловом центре» оппозиционной пресс-конференции стал странный, пусть и ситуационный союз действующего депутата ГосДумы Михаила Слипенчука и Баира Цыренова, выдвинутого коммунистами по тому же самому одномандатному округу. Что странно, Баиру Цыренову дали выступить сразу за Михаилом Викторовичем. К коммунистам в лице Баира Цыренова Слипенчук неоднократно обращался в ходе разгоревшейся дискуссии. При всем при этом сидящих рядом и говорящих в унисон могучего олигарха и субтильного пролетария – коммуниста было видеть непривычно хотя бы потому, что буквально накануне Баир Цыренов со страниц своего буклета горячо призывал и отнять у олигархов народное достояние, и заставить их раскошелиться путем прогрессивного налога на доходы физических лиц.

 Все было понятно, когда год назад в Иркутске тогдашний кандидат на кресло губернатора Сергей Левченко похожим образом протянул руку большому бизнесу. Условия этих договоренностей стали понятны, как только кончились выборы. Никто даже не удивился, когда пришедший к власти Сергей Левченко ушел от этой власти, разделив функции губернатора и главы правительства, отведя сам себе роль свадебного генерала, а затем фактически отдав правительство в аренду тому самому бизнесу, с которым до выборов заключил сделку. О чем договаривались Левченко и нынешний глава иркутского правительства Александр Битаров, понятно. На чем держится нынешний ситуационный союз Михаила Слипенчука и коммунистов – есть вопрос.

 Возможно, все дело в том, что коммунисты с самого начала избирательной кампании неожиданно выставили своим лидером заведомо слабую кандидатуру, явно не подходящую для такого рода масштабное мероприятие. Уже имея действующего депутата ГосДумы Юрия Тармаева, поработавшего в Москве, обладающего опытом, связями и, что характерно, собственными ресурсами, коммунисты почему-то выдвигают слишком молодого и заведомо слабого для этих дел Баира Цыренова. Когда на заседании членов бюро Бурятского рескома КПРФ за Тармаева проголосовали из 14 только 5 человек (включая самого Тармаева и его верного помощника Владимира Сажина), стало понятно, что все происходящее – дело рук Вячеслава Мархаева.

 Зачем Вячеславу Мархаеву понадобился заведомо «слабый» кандидат

Возможно, все дело в нестабильной ситуации в Иркутске, где, судя по тамошней прессе, градус народного недоверия к недавно избранному губернатору растет не по дням, а учитывая печальный опыт всех его предшественников, в любой момент может закончиться отставкой Левченко. По закону отставка губернатора автоматом влечет за собой и отставку сенатора от Иркутской области Вячеслава Мархаева. Если это произойдет, а это на самом деле может произойти в любую минуту, мандат депутата ГосДумы для нынешнего лидера бурятских коммунистов окажется как нельзя кстати. Получается, что Мархаеву сильный депутат ГосДумы в данной ситуации не нужен, и только этим можно объяснить и выдвижение одномандатником Баира Цыренова, и весьма слабая избирательная кампания в его честь. Не странно ли, что в республике так и не появилось баннеров, на которых был бы изображен один Баир Цыренов. Еще более интересно, что усаживаясь рядом со Слипенчуком на пресс-конференции, Баир Цыренов фактически заявил о том, что коммунисты уже не претендуют в этой гонке на знаковое второе место, о чем говорил еще недавно его коллега и другой кандидат по спискам Виктор Малышенко. Фактически все произошедшее на прошлой неделе в «Бурятском деловом центре» можно трактовать как заведомый отказ от борьбы и согласие на третье – четвертое или какое-то еще место, уже не имеющее в данной ситуации особого значения.

 Михаил Слипенчук как претендент на главу республики

Собрав оппозиционную пресс-конференцию и пригласив туда других участников выборов, лидер партии «Роста» Михаил Слипенчук, а вернее его команда допустили стратегическую ошибку. Если до этого момента действующий депутат ГосДумы Михаил Слипенчук большинством в Бурятии воспринимался как безусловный политический лидер, обладающий возможностями, московскими связями, некими тайными рычагами и который сможет предпринять в ходе выборной борьбы нечто такое, что безусловно приведет его к победе, то после вышеозначенного мероприятия так называемая аура власти Михаила Слипенчука весьма сильно поблекла.

 Нежданно выяснилось, что ничем таким особенным тяжеловес Слипенчук не обладает, поскольку никакой заявленной бомбы народу так и не показали. Записи голоса, похожего на голос Петра Носкова, бумаги, похожие на документы чиновника из Прибайкальского района, как выяснилось, своей юридической оценки так нигде и не получили. Никаких серьезных претензий Алдару Дамдинову ни Слипенчук, ни коммунисты представить так и не смогли. Это означает, что если у кого-то еще и оставалась какая надежда на то, что представителя партии власти в ходе выборной гонки удастся-таки снять, то надежды эти окончательно рухнули.

 Вместо активных действий и бряцания оружием пресс-конференция оппозиции фактически свелась к жалобам и демонстрации собственного бессилия, что, можно предположить, не лучшим образом скажется на образе Михаила Слипенчука. Впрочем, если даже предположить, что Слипенчук не станет победителем этой гонки, возникает еще более интересная конфигурация, с которой Михаил Викторович должен будет определиться уже в самом ближайшем будущем. В отличие от олигарха Виталия Малкина, ничего не успевшего в Бурятии приобрести и потому весьма спокойно отсюда уехавшего (кстати, без обещания вернуться), Михаил Слипенчук за все эти годы приобрел столько, что бросить все это вот так разом вряд ли получится. Имея аэропорт, БДЦ и месторождения, нуждающиеся в поддержке, олигарх вынужден будет начать искать новые пути своего политического присутствия в Бурятии. Очевидно, что эти поиски вполне могут совпасть с грядущими в следующем году выборами главы республики, присутствие на которых такого нового лица как Михаил Слипенчук грозит здесь все как минимум усложнить.

 Это значит, вряд ли здесь в следующем году повторится то, что мы видели летом 2007 года, когда в республику, ни с кем не советуясь, в бронированном вагоне прямиком из Томска был прислан Вячеслав Наговицын. Местная знать даже не пыталась высказать никаких претензий и малейших поползновений занять место уходящего в отставку Леонида Потапова. Все были уверены, что назначенец в дотационный регион и есть тот единственный вариант, который должен разом осчастливить всех. Поскольку счастья не получилось, а надежды окончательно рассеялись, совершенно точно, что в 2017 году такой ситуации повториться не должно. Должен найтись тот, что по доброй или недоброй воле взвалит на себя эту ношу.

Читайте также:

Татьяна Никитина журналист

Я родилась и живу в Улан-Удэ – столице республики Бурятия, работаю журналистом и верю в людей, которые каждый день строят здесь наше общее будущее. Мои герои - это политики, артисты, юристы и обычные люди, достойные восхищения. Нет занятия интереснее, чем разбираться в том, что с нами происходит. Удачи всем!