blogtn.ru

О русском театре в Бурятии: #отпустителевицкого#

Минувшая неделя привлекла внимание не только завершением театрального сезона, но и неожиданным заявлением худрука Русского драматического театра Сергея Левицкого, что он уходит из театра. «Я ухожу из театра. Довожу до ума «Сказку странствий» и все», — написал он в соцсетях 23 июня, подзабыв, что премьера уже состоялась, имела успех и никто не заявлял, что спектакль нуждается в доработке. Более того, в отличие, к примеру, от худрука оперного Даримы Линховоин, худрук Русского драмтеатра даже не удосужился отнести соответствующее заявление в минкульт (а так вообще-то принято), созвать пресс-конференцию, разместить на сайте заявление или, на худой конец, выдвинуть какие-то политические требования.

В очередной раз все теряются в догадках, чего, собственно, хотела мятущаяся личность Сергея Александровича, заикнувшаяся о своем уходе и не пожелавшая никому, включая собственный коллектив, сообщить подробностей. Однако на то он и творческий коллектив, чтобы через десять минут в тех же соцсетях поднять шум и запустить хэштег #левицкий#безтебяникак#. Дальше всех пошел актер Владимир Барташевич, который написал заявление об уходе из театра, чтобы его тут же забрать. Как утверждают очевидцы, через сутки в театр прибыл замминистра культуры Бурятии Николай Емонаков, а через два дня опять же на просторах Интернета директор театра Петр Степанов объявил, что уход отменяется. «Спешу успокоить театральную общественность: по просьбе коллектива ГРДТ Сергей Левицкий остается в театре»!» — написал Петр Степанов, то ли пытаясь восклицательным знаком выразить сожаление, то ли восхищение подобным трюком коллеги.

Поскольку более ничего и не было и «уход-приход» Левицкого народ по большому счету и не заметил, есть повод порассуждать, что это было. Возможно, в голову худрука Левицкого впервые за четыре года пришла полезная мысль выяснить, что на самом деле думает зритель о его творчестве. Согласитесь: после того, как Счетная палата Бурятии всем напоказ вывела реальные цифры посещения, все труднее делать вид, что зритель ломится в театр. К примеру, подсчитав билеты и сметы, проверяющие обнаружили, что за последние два года (2017-2018) окупаемость спектаклей в среднем получилась не выше 30%. То есть, к примеру, «Лунное чудовище» окупилось всего на 19%, распиаренный в СМИ «Ричард III» — на 22%, «Конец героя» — на 24%, «Двое на качелях» — на 58%.

Возможно, начавшийся в соцсетях плач, как нам теперь без Сергея Александровича, весьма скоро перерос бы в ропот, доколь театру жить без зрителя. Возможно, прочитав известие об уходе Левицкого, и не в соцсетях, а со страниц СМИ, те самые две трети зрителей (а это, между прочим, 70 процентов), откровенно не выдержавшие интерпретации классики в стиле а-ля Левицкий, вернутся в храм искусства. Их, в конце концов, большинство, и они тоже хотят ходить в театр.

Когда актриса Лиана Щетилина пишет в соцсетях, обращаясь к Левицкому, «ты вытащил театр из такой… ямы», возможно, под ямой она имела в виду провал спектакля «Плоды просвещения» в постановке Олега Юмова (1,3 млн рублей в ценах 2009 года) или провал не менее дорогостоящего спектакля «Три сестры» в постановке Анатолия Баскакова (1,4 млн в ценах 2012 года). Все остальные годы невозможно назвать ямой, потому что это был расцвет. По молодости лет Лиана Щетилина, конечно, не помнит, а наверняка и представить себе не может, что когда-то постановки Русского драматического театра им. Бестужева ждали с нетерпением. Что было и такое, когда в дни премьеры толпа высаживала двери, из-за нехватки мест зрители сидели в зале на ступеньках, готовые прийти на этот же самый спектакль и во второй, и в третий, и в четвертый раз.

Не будем забывать и о том, что Левицкий объявил о своем уходе сразу после премьеры «Сказки странствий», заявленной как самый дорогой спектакль в истории театра (2 млн рублей), в связи с чем заявление его странным образом стало напоминать бегство. А может, дело совсем не в деньгах, а в том, что спектакль был поставлен совместно с профессионалом Григурко в жанре, нечто среднем между пластикой, театром, цирком и кабаре? Может, Левицкий все -таки понял, что драматургия не его конек? Что, замахнувшись на Шекспира и Островского, режиссер несколько не рассчитал своих сил и его удел не театр, а цирк, шапито, народные гуляния, где всегда весело, гремит музыка, можно все смешать в кучу и не заморачиваться тонкостями человеческой души? Пока только ясно, что когда бы ни решился нас покинуть худрук Левицкий, его надо отпустить с миром и даже запустить по этому поводу соответствующий хэштег. Тот случай, когда имеет смысл вспомнить великую Фаину Раневскую, которая говорила: отпускайте идиотов и клоунов из своей жизни. Цирк должен гастролировать.

Читайте также:

Татьяна Никитина журналист

Я родилась и живу в Улан-Удэ – столице республики Бурятия, работаю журналистом и верю в людей, которые каждый день строят здесь наше общее будущее. Мои герои - это политики, артисты, юристы и обычные люди, достойные восхищения. Нет занятия интереснее, чем разбираться в том, что с нами происходит. Удачи всем!