На фото с официального сайта ЗАО “Улан-Удэстальмост”: бывший гендиректор предприятия Анатолий Суслов и замдиректора по перспективному развитию Алексей Суслов
В самый канун новогодних праздников СМИ известили о состоявшейся продаже былого гиганта республиканской промышленности ЗАО «Улан-Удэстальмост». Таким образом в год своего 45-летия единственное промышленное предприятие Бурятии, до сего дня каким-то чудом умудрявшееся сохранять республиканскую автономию, перешло к московским инвесторам, породив на этот счет массу слухов и опасений. Хотя первые сигналы о готовящейся сделке года возникли еще весной 2017 – го, а глава Бурятии Алексей Цыденов провел не одну встречу с москвичами, утрясая тонкости «перехода», полной уверенности в счастливом конце этой истории ни у кого не появилось.
26 декабря в соответствии с договоренностью прежнее руководство в лице семьи Сусловых покинуло свои должности. И хотя три дня спустя новые собственники, как и обещали, выплатили коллективу двухмесячную задолженность, а сайт ЗАО «Улан-Удэстальмост» от имени нового руководства разместил довольно оптимистичное обращение о серьезности своих намерений, немой вопрос «что ждет «Улан-Удэстальмост» так и повис в воздухе.
История успеха одной семьи
История ЗАО «Улан-Удэстальмост» невольно вызывает параллели с другим закрытым акционерным обществом, возникшим в Улан-Удэ весьма схожим образом – ЗАО «Улан-Удэнская тонкосуконная мануфактура». Все привыкли связывать процесс приватизации государственной собственности в России исключительно с Анатолием Чубайсом, однако первые пробные телодвижения в этом направлении начались еще при Михаиле Горбачеве, примером чего вполне могут послужить два выше названных улан-удэнских предприятия.
Точно также, как Улан-Удэнская тонкосуконная фабрика в 1988 году акционировалась по типу закрытого акционерного общества и превратилась в ЗАО «Улан-Удэнкая тонкосуконная мануфактура», «Завод металлических мостовых конструкций» в 1991 году становится ЗАО «Улан-Удэстальмост». Важно понимать, что одно из специализированных мостостроительных предприятий России было акционировано не путем передачи акций рабочим, а в составе собственного производственного объединения «Мостостройиндустрия»Минтрансcтроя СССР, который на тот момент стал называться ОАО «Мостостройиндустрия» корпорации «Трансстрой».
Именно акционеры «Мостостройиндустрия» спустя семь лет назначают Анатолия Суслова и.о. гендиректора. Гендиректором он становится в 1998 году путем выборов, откуда можно предположить, что именно тогда Анатолию Суслову каким-то образом удается вывести улан-удэнский завод за пределы АО «Мостостройиндустрия», то есть выкупить у собственников предприятия 100 процентов акций за счет средств самого же этого предприятия (иначе откуда у Суслова взялись такие деньги), что само по себе стало для Бурятии явлением уникальным. Доподлинно известно, что на момент продажи завода московским инвесторам в 2017 году 49 процентов акций ЗАО «Улан-Удэстальмост» принадлежали гендиректору Анатолию Суслову и 46 процентов замдиректору по перспективному развитию Алексею Суслову.
От лучшего социального предприятия до банкрота
В отличие от похожего весьма специализированного предприятия ЗАО «Улан-Удэнская тонкосуконная мануфактура», как известно, почившая в бозе лет десять назад, завод мостовых конструкций весьма уверенно стартовал в своем свободном плавании. О том, что на коммерческом поприще дела у Сусловых шли очень даже ничего, свидетельствует один только факт строительства заводом домов для своих сотрудников.
Летом 2007 года к восторгу только что прибывшего в Бурятию Вячеслава Наговицына ЗАО «Улан-Удэстальмост» открывает в пос. Зеленый целую улицу, построенную на средства предприятия. В итоге 34 благоустроенных дома – коттеджа, каждый стоимостью 2,5 млн. рублей, были переданы по трехстороннему договору лучшим работникам завода – такой социальной программой тогда не мог похвастаться в Бурятии никто. Как заявлялось руководством предприятия, возведённые им дома продавались работникам по себестоимости за счет ипотечного кредита Сбербанка. Договор оформлялся на 15 лет с ежемесячным погашением кредита в размере 15 тыс. рублей. Речь даже шла о том, чтобы частично компенсировать платежи из прибыли предприятия, однако надвигающиеся сложности заставили забыть о подобной щедрости.
На заводе, рассчитанном на выпуск 45 тонн металла в год, начался спад объемов производства, что вызвало постепенное сокращение численности работающих аж в 4 раза, с полным правом определив некогда гиганта промышленной индустрии к малым предприятиям. Достаточно сказать, что если в лучшие времена на ЗММК работали 2,4 тыс. человек, то в 2013 году штатная численность составляла уже 1431 человек, в 2015 году – 895, в 2017 году – 620.
– Ситуацию усугубило и то обстоятельство, что в надежде на крупные заказы (а предпосылки к тому были), ЗАО «Улан-Удэстальмост» разработало инвестиционную программу для покупки инновационного оборудования, для чего взяло долларовые кредиты, отдавать которые пришлось уже в рублях, – пояснил «МК» в Бурятии» первый замминистра промышленности Бурятии Алексей Унгаев. – В результате завод инвестировал в свое производство почти 500 млн. рублей, в том числе 117 млн. – из собственных средств. Не могу не сказать, что 52 млн. рублей тогда было выделено из республиканского бюджета для компенсации процентной ставки по кредиту. К сожалению, постоянное перекредитование, когда долги росли, как снежный ком, реальное падение производства и отсутствие крупных заказов привели к последней черте – долг ЗАО «Улан-Удэстальмост» превысил 2 млрд. рублей, где основным кредитором оказался Сбербанк.
Они сделали все, что смогли
Не так просто ответить на ключевой вопрос, что привело к банкротству некогда успешное промышленное предприятие Бурятии. Объективно ЗАО «Улан-Удэстальмост» оказался последним заводом республики, продолжающим барахтаться в рыночных волнах фактически в одиночку. На фоне того, что все остальные предприятия оказались включены в какие-то холдинги и корпорации (Улан-Удэнский авиазавод и Улан-Удэнское приборостроительное объединение входят в госкорпорацию «Ростех», Улан-Удэнский ЛВРЗ – в группу компаний «ЛокоТех», Селенгинский ЦКК еще недавно входил в компанию «Базовый элемент»), ЗАО «Улан-Удэстальмост» оставался сам по себе, явно не имея на то ни политических, ни прочих ресурсов.
Депутат Народного Хурала третьего и четвертого созывов Анатолий Суслов в депутаты пятого созыва не прошел. Тщательно транслируемые командой Вячеслава Наговицына надежды на Керченский мост и другие крупные заказы, способные вытянуть завод из долговой ямы, не оправдались. Депутаты Народного Хурала отказались в последний момент выделить Стальмосту обещанные 30 млн. рублей. В отчаянии Сусловы пошли на то, что разобрали по винтику один из купленных мэриейУлан-Удэ скандально известных мусорных баков и заявили, что будут делать для города точно такие же, но дешевле. Сенсационную новость показали по местному телевидению, где Александр Чепик уже поздравлял предприятие с успехом, но здесь в Улан-Удэ прибыл представитель фирмы – поставщика баков и объяснил, что Советский союз давно закончился и воровать чужие изобретения даже во благо загибающегося предприятия никто не позволит.
Вместо ЗАО – ООО
Как известно многолетние усиленные поиски инвестора привели к московскому предпринимателю Туфану Садыгову. Чего сможет в итоге сделать Туфан Садыгов, уже приславший на завод своих менеджеров и подписавший с главой Бурятии дорожную карту по выводу предприятия из кризиса? Кстати, один из пунктов этой самой карты говорит совсем не о покрытии всех 2 млрд. долгов перед кредиторами, а о банкротстве ЗАО «Улан-Удэстальмост» и переводе работников в новое предприятие ООО «Улан-Удэстальмост».
Время покажет, закончится ли все так, как на Тонкосуконной мануфактуре, куда десять лет назад также прибыл из Дагестана некто Магомед Сулейманов, или новому обществу с ограниченной ответственностью, уже создавшему новый красочный сайт под вывеской ООО, повезет больше.
В отличие от Улан-Удэнской мануфактуры завод «Улан-Удэстальмост» своей котельной отапливает не только собственные цеха, но и целый жилой поселок Матросова, а значит, вполне тянет на объект с социальной составляющей. В другом поселке Зеленый на средства завода построены 34 дома – коттеджа, кредиты за которые наверняка еще не выплачены до конца. Неизвестно много или мало получили от Туфана Садыгова за свои акции Сусловы, чтобы вот так просто уйти с предприятия навсегда. Гораздо важнее, что они боролись за него до конца и в сложившейся ситуации все-таки сумели не допустить краха, в последний момент передать «Улан-Удэстальмост» в другие руки, чтобы с полным правом сказать, что они сделали для родного предприятия все, что могли.