blogtn.ru

На юрфаке БГУ презентовали технологию работы с трудными детьми

20 ноября в России и во всем мире отмечают День прав ребенка. Как правило в эти дни речь не идет о детях с девиантным поведением, трудных подростках, совершивших правонарушения и даже преступления. С целью привлечь внимание общественности к этой серьезнейшей проблеме на прошлой неделе юридический факультет БГУ провел круглый стол с участием некоммерческой организации «Иркутский молодежный фонд правозащитников «Ювента». Свои вопросы мы адресовали руководителю фонда Марианне Садовниковой.

– Марианна Николаевна, зная, что вы прежде всего юрист, автор изданной еще в 2012 году брошюры для судей и специалистов судов общей юрисдикции о медиации, можно понять, что вы занимаетесь ювенальной юстицией, правосудием в отношении несовершеннолетних. Элементы такой юстиции внедрялись в Улан-Удэ на базе Октябрьского районного суда, где была создана психологическая комната, в процессах над несовершеннолетними подключались психологи, социальные работники. Однако продолжения все это у нас не получило. Как обстоит с этим в Иркутской области?

– В 2006 году мы были инициатором открытия так называемого ювенального суда в Ангарске, потому что считаем, судья не может выносить решение, если у нее не будет целостной картинки относительно подростка. Для этого создается паспорт социального сопровождения, приглашаются разные структуры, которые могут дать характеристику подростку. На основании этого и в рамках законодательства судья может вынести решении обязать ребенка пройти программу реабилитации, психокоррекции. Такие суды не называют ювенальными, сейчас мы говорим о дружественном к ребенку правосудии. У нас в Иркутской области на сегодня есть13 судов, в которых, может, и нет ювенальной юстиции, но работают социальные работники и психологи.

– Каким образом вы взаимодействуете с похожими организациями, работающими в Бурятии?

– Наша организация работает уже 16 лет, мы активно взаимодействуем с органами опеки и попечительства, уполномоченным по правам ребенка, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, работаем как с должностными лицами, так и с самими детьми, даже с теми, кто находится в специализированных учреждениях. Однако если раньше мы работали с самой системой, старались там что-то изменить, то теперь делаем акцент непосредственно на технологиях, образно говоря, инструментах, овладев которыми специалист, который может и не являться психологом, будет успешнее достигать поставленных перед ним задач. Вообще мы считаем, что такими знаниями должен обладать каждый, кто работает с детьми, и совсем не обязательно, чтобы это были трудные дети.

Что касается Бурятии, то мы достаточно давно сотрудничаем с вашими специалистами, которые проходили обучение в нашем центре. Мы работаем с подопечными Ангарской воспитательной колонии, где находятся в том числе и ваши мальчишки. Мы пересекаемся на уровне СИЗО, и задача у нас на самом деле одна – начинать работать с семьей, с детьми как можно раньше.

– Каким образом вы предлагаете работать над тем, над чем трудятся несколько госструктур?

– Всего насчитывается 18 субъектов системы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних. Не могу сказать, что это поверхностная работа, но к сожалению, должного эффекта она не дает по многим причинам. Одна из них – отчетность для всех стала гораздо важнее, чем дети. Мы предлагаем основанную на глубокой психотерапии методику собственного изобретения, которая называется «Лестница в будущее». Это игра, в которую можно играть с ребенком начиная с 11 лет, но чтобы игра работала, необходимо пройти курс подготовки. Игра дает возможность осознать, что происходило с Вами в прошлом, посмотреть на некоторые события “свежим взглядом”. Мы не можем изменить прошлое, но можем изменить отношение к нему. Мы способны вернуться к значимому событию нашей жизни и изменить эмоцию по отношению к нему, чтобы двигаться дальше. Игра дает возможность сформулировать запрос на собственное будущее и оценить свои ресурсы, которые имеются, чтобы понять, достижимо ли Ваше желание, и над чем следует поработать.

«Лестница в будущее» апробирована на родителях подростках, на подростках, находящихся в СИЗО, других спецучреждениях. Если в двух словах, это игра на изменение поведения. Обучиться ей можно в течение 5 дней, по завершению которых обучающиеся получают сертификаты. На сегодня этой игре обучились 25 человек, в том числе трое из Бурятии.

Читайте также:

Татьяна Никитина журналист

Я родилась и живу в Улан-Удэ – столице республики Бурятия, работаю журналистом и верю в людей, которые каждый день строят здесь наше общее будущее. Мои герои - это политики, артисты, юристы и обычные люди, достойные восхищения. Нет занятия интереснее, чем разбираться в том, что с нами происходит. Удачи всем!