Фото Евгения Кислова –
В Геологическом институте СО РАН в Улан-Удэ — важная новость. Здесь начаты исследования образования хромовой руды, значимость которой для отечественной промышленности сложно переоценить. Хромиты — единственный источник хрома, без которого в металлургии не обойтись. С его помощью сталь становится антикоррозийной и сверхпрочной.
В таблице Менделеева этот химический элемент значится под номером 24. Несмотря на то, что с каждым годом России требуется все больше хрома, разведанных запасов хромовой руды в стране все меньше, а потому импорт растет и составляет на сегодня 70%. За последние четверть века импорт такой руды, к примеру, из Казахстана и Турции вырос почти в три раза. В корне изменить ситуацию намерены бурятские ученые во главе с заведующим лабораторией геохимии и рудообразующих процессов Геологического института СО РАН Евгением Кисловым.
Под современным углом
— Мой проект по теме «Геолого-генетическая модель формирования стратиформных хромититов с попутной платинометальной минерализацией» получил поддержку российского фонда фундаментальных исследований. Цель этого трехлетнего исследования — найти ответ на вопрос, как образовались хромиты и соответственно какие залежи этой редкой руды могут располагаться на нашей территории, — рассказал Евгений Кислов.
На сегодня основной объект нашего изучения — хромиты главного Сарановского месторождения в Пермском крае, где добывается больше всего хромовых руд в России. Несмотря на то, что сарановские месторождения были открыты еще в 30-х годах XIX века, им посвящены книги, происхождение хромитов здесь остается малоизученным. Кстати, коллектив исследователей, взявшихся за эту работу, состоит как из опытных специалистов Геологического института, Байкальского института природопользования СО РАН, так и магистрантов, студентов бакалавриата Бурятского государственного университета имени Доржи Банзарова. Также большой вклад в проект Евгения Кислова внес ученый Вадим Каменецкий, долгое время работавший в Тасманийском университете (Хобарт, Австралия).
— Если говорить точнее, то ученые, изучавшие Сарановское месторождение последние тридцать лет, сосредотачивали свое внимание в основном на жильных и приповерхностных минералах. Минералогию самих хромовых руд современными методами никто не изучал, и мы решили устранить этот пробел, в котором, как нам кажется, таятся огромные перспективы. Проще говоря, если удастся в результате пересмотреть теорию образования хромитов, мы смогли бы открыть новые залежи этой руды и избавиться от импортной иглы, — считает Евгений Кислов.
Пропавшая экспедиция
Логичен вопрос, есть ли хромиты в Бурятии, где сосредоточена вся таблица Менделеева? Ответ положителен и даже связан с некоторой загадкой. Как выяснилось, в далекие 1960-е годы сюда с целью найти столь необходимую для металлургической промышленности хромовую руду были организованы экспедиции. Странность заключается в том, что на этом все и закончилось. Более того, хромитами в Бурятии никто из ученого мира с той поры вообще не интересовался — если их изучали, то в поисках попутного оруденения, например, платины.
Евгений Кислов считает, что отчасти это связано с труднодоступностью таких руд, которые, достоверно установлено, располагаются в Северобайкальском, Окинском и Муйском районах. Кстати, проект ученых начался в 2019 году именно с объектов севера Бурятии. В прошлом году бурятские ученые предприняли экспедицию на Кивельевскую сопку. Ее массив хотя и находится на берегу Байкала, до сих пор плохо изучен, поскольку труднодоступен и покрыт лесом. Тем не менее ученые отобрали там 26 образцов, которые показали наличие крупных кристаллов хромитов. Уже установлено, что разнообразие их состава и происхождения отличаются от классического толкования, а значит, самое интересное нас ждет впереди.