blogtn.ru

Как живут буряты в республике Татарстан

Фото Т. Никитиной

Во второй половине августа в Казани состоится большое событие – чемпионат мира по профессиональному мастерству WorldSkills International (WSI). На соревнования съедутся 1 600 конкурсантов из 69 стран мира, для которых будут созданы все условия, включая молельные комнаты основных религиозных конфессий. Интересно, что организовать одну из таких комнат поручено Национально-культурной автономии бурят г. Казани. Побывав случаем в Казани, мы заглянули на ул. Павлюхина, где располагается Дом дружбы народов Татарстана, чтобы собственными глазами убедиться, как чувствуют себя здесь земляки.

Буряты в Казани    

После небольшого Дома Дружбы народов в Улан-Удэ пятиэтажное здание посреди Казани с аналогичной вывеской на фасаде кажется дворцом. Первое, что встречает здесь посетителей, – стеллаж с куклами в национальных костюмах. У каждой диаспоры – свой кабинет с соответствующей табличкой на дверях, где есть новая мебель, компьютер с интернетом, канцелярские принадлежности. Также к услугам диаспор хореографический и концертный залы, конференц-залы и переговорные, условия для проведения занятий Многонациональной воскресной школы, где представлены отделения по изучению родного языка и культуры каждой национальности, в том числе и бурятское, загородные лагеря для детей, телепередача «Национальные вопросы – ответы», толстый журнал «Наш дом – Татарстан». И все это – бесплатно.

– Как этническое объединение мы заявились в Казани в начале 2016 года, когда провели в Национальном музее республики Татарстан Сагаалган, – рассказывает председатель национально-культурной автономии бурят г. Казани Сэсэгма Бубеева. – Было нас тогда двадцать человек. Приехавший погостить к дочери в Казань художник Ширап Доржиев представил впервые свои картины широкой публике. Певица Татарского театра оперы и балета Венера Протасова исполнила песни. Где -то нашли парочку костюмов, хадаки, постряпали буузы, и с этого момента всем стало понятно, что в Казани появились буряты.

На стене фотографии в рамках – самые памятные события бурятской диаспоры. На одной Сэсэгма Бубеева делает селфи с главой Бурятии Алексеем Цыденовым, на другой – стоит рядом с автором знаменитой «Чаши» Даши Намдаковым, его бывшим помощником, четыре месяца отработавшим в правительстве республики Татарстан Мункожапом Бадмаевым, нынешним президентом республики Рустамом Миннихановым и мэром Казани Ильсуром Метшиным. Как утверждают очевидцы, после очередного фотографирования мэр Казани подписал бумагу, гарантирующую национально – культурной автономии бурят г. Казани выделение земельного участка под строительство дацана. Землю на самом деле выделили в нескольких местах, но пока не совсем подходящие для месторасположения будущего дацана, и пока этот вопрос несколько затянулся.

Адская Чаша как визитка Казани

Центр семьи «Казан», или Дворец бракосочетания бурятского скульптора и архитектора Даши Намдакова, несмотря на неоднозначную реакцию местных творческих деятелей, без всяких сомнений стал визитной карточкой города. Рассказывают, что проект пришелся по душе президенту, и вопрос был решен. Подойдя к окну своей резиденции, которая находится прямо в Казанском Кремле, Рустам Минниханов ткнул пальцем на противоположный берег реки Казанки. Через полтора года там выросла «Чаша».

Огромное круглое здание высотой с восьмиэтажный дом выполнено в национальном стиле и напоминает казан (по-татарски котел), тот самый, в котором по легенде много веков назад закипела вода и на этом месте решено было основать город. Дворец бракосочетания – это и традиционный загс, и музей, и место посещения туристов, для которых на высоте в 32 метра оборудована смотровая площадка.

С четырех сторон «Чаши» установлены хранители семейных ценностей, города и республики – мифические крылатые драконы мужского и женского типа под условным названием «Он и Она». Рептилии напоминают другую скульптуру знаменитого бурятского мастера «Хранительница», символизирующую крылатого барса с герба Татарстана, созданную специально для древнего города Болгар. Однако религиозные деятели республики не приняли художественную трактовку образа, скульптура так и не была установлена.

Впрочем, по прошествии времени вряд ли кто будет возражать, что «Чаша» и охраняющие ее драконы заняли свое достойное место в коллекции достопримечательностей Казани. Пусть местные женатые жители, памятуя о порой разгорающихся в семьях страстях, в шутку называют Чашу адской. Более точного образа тысячелетнего города – котла как символа смешения народов и архитектурных стилей в Казани, пожалуй, нет.

К «Чаше» приезжают не только заключать браки, но и фотографироваться, гулять, устраивать пикники и просто отдыхать. Без намдаковской «Чаши» и любимых им драконов не обходится сегодня ни один календарь, магнит или альбом о Казани. А для немногочисленной бурятской диаспоры это еще и повод напомнить тем, кто забыл – когда-то здешних жителей называли совсем не татарами, а монголами.

Дело в шапке

– Помню, Даши Намдаков спросил меня, сколько бурят живет в Казани? Тогда нас было всего 20. Он и говорит: я тебе еще десять привез, это он имел в виду драконов и их малышей у «Чаши». Сейчас нас уже около ста (если считать тех, кто связался снами и принимает активное участие в жизни диаспоры), возможно нас гораздо больше – рассказывает Сэсэгма Бубеева. –На территории Поволжья Национально-культурная автономия бурят есть только в Казани, поэтому на праздники сюда приезжают буряты из Набережных Челнов, там их живет всего трое, все врачи. Приезжают из Башкортостана, Нижнего Новгорода, Марий Эла. Встречаем гостей – артистов, культурных деятелей, туристов. Устраиваем выставки, концерты, соревнования по разбиванию хребтовой кости hээр шаалган (в этом году на Сагаалгане так никто и не разбил). Хочу поблагодарить президента федерации этноспорта Бурятии Алексей Гыргенов и главу СП “Улюнское” Николай Баглаева за предоставления хребтовых костей. В рамках воскресной школы преподаю бурятский язык детям всех народностей. Езжу в Москву, даю уроки бурятского языка студентам театрального училища им.Б. Щукина, обучающимся по договору от Бурятского театра драмы. Женский костюм, в котором я представляю Бурятию на официальных мероприятия Татарстана, нам выделило министерство культуры Бурятии, большое им спасибо, и лично хочу поблагодарить Архинчеева Жаргалма Анзановна директора “Республиканского центра народного творчества” за пошив данного костюма. Приложила немало усилий, чтобы достать ещё пару женских костюмов. Только вот мужских халатов и бурятских шапок нет – вот что плохо. Вы уж там напишите, может, получится найти бурятские женские шапки с рогами. Как-то была в Бурятии, специально поехала к Хамбо – ламе Аюшееву – говорю, нужен в Казани хотя бы один лама. Он помог. Так у нас появился Гармажап лама – официальный представитель Буддийской Традиционной Сангхи России на территории Татарстана, врач тибетской медицины, кандидат наук буддийской философии. С ним – то мы и будем устраивать молельную комнату на соревнованиях WorldSkills International (WSI), которые пройдут 22-27 августа 2019 года. Приедут молодые люди из Вьетнама, Гонконга, Индии, Китая. Японии, Малайзия, Монголии, Республики Корея и других стран – всего 5504 человека буддийского вероисповедания. Дело очень ответственное, важное, потому что все они увидят, прежде всего, Бурятию.

Читайте также:

Татьяна Никитина журналист

Я родилась и живу в Улан-Удэ – столице республики Бурятия, работаю журналистом и верю в людей, которые каждый день строят здесь наше общее будущее. Мои герои - это политики, артисты, юристы и обычные люди, достойные восхищения. Нет занятия интереснее, чем разбираться в том, что с нами происходит. Удачи всем!