blogtn.ru

Как судебный процесс над Баиром Жамбаловым превратился в политическое шоу

Фото Т. Никитиной

Самый громкий судебный процесс Бурятии, на наших глазах переросший в настоящее шоу, достиг своей кульминации. На минувшей неделе Прибайкальский районный суд вынес Баиру Жамбалову приговор, за которым следили не только журналисты, старательно игравшие несколько месяцев роль папарацци. Без всякого преувеличения, можно сказать, что 26 мая к радиоприемникам, где впервые транслировался в прямом эфире приговор, прильнули не только обыватели и политики, но и все местное адвокатское сообщество.

То, что они хотели услышать, свелось к одному. Суд построил свое решение исключительно на косвенных доказательствах. Ни одной улики, прямо указывающей, что за рулем машины, сбившей девушку на вечерней трассе 5 января 2020 года, сидел Баир Жамбалов, следственные органы так и не представили. Сам экс-секретарь регионального отделения партии «Единая Россия» и бывший вице-спикер Народного Хурала Баир Жамбалов вины своей до сего дня не признал.

Говорят, обнаружив на своем столе громкое дело, судья Прибайкальского района Олег Абидуев попытался получить от старших товарищей хоть какие-то консультации на этот счет. Однако ему дали понять, что вмешиваться в эту печальную историю никто не собирается. Искать истину придется полагаясь исключительно на свое внутреннее убеждение.

Как назло дело взяла под особый контроль Москва и лично председатель Следкома России Александр Бастрыкин. «Единая Россия» начала в своих дружных рядах процедуру показательных чисток. В конце концов, похожий судебный процесс над актером Михаилом Ефремовым уже состоялся. Иными словами, все сошлось в одной точке механизм запущен, останавливать его никто не собирается, да и, собственно, незачем.

Дора Хамаганова как вектор

Как можно прочитать ныне в текстовой трансляции приговора, суд не установил вины в ДТП водителя автобуса, высадившего девушку на трассе. Судья не приобщил к делу результаты экспертизы полиграфа, который проходил Пилосян. Усомнился суд также в показаниях абсолютно всех рыбаков, ехавших в тот день вместе с Баиром Жамбаловым в Улан-Удэ.

Можно понять стенания публики по поводу того, что вице-спикер не смог внятно объяснить, куда делся из машины видеорегистратор и зачем он стер в своем телефоне все СМС. Неубедительно рассказал Баир Жамбалов, как они заблудились в трех соснах, спал он или не спал, разморенный массажным креслом, в то время как возле села Батурино произошло страшное ДТП. По-человечески можно даже объяснить, как на тот момент лидер «единороссов» в республике, испугавшись, фактически оставил умирающего человека на дороге.

Невозможно понять, почему вдруг с тех самых минут как общественница Дора Хамаганова разместила на своей странице в соцсетях пост, все, включая отца погибшей, с убежденностью экстрасенсов решили, что злодеем-нарушителем ПДД в этой истории непременно был Баир Жамбалов. Почему-то с самого начала исключительно версии Доры Хамагановой придерживалось и следствие, изо всех сил стремясь изобличить во лжи Галуста Пилосяна. С некоторой задержкой официальный ход расследования поддержали и коллеги-«единороссы», задолго до вынесения приговора и уж тем более вступления его в законную силу исключившие Баира Жамбалова из партии и руководства Народного Хурала.

Почему-то из внимания абсолютно всех выпало, что в машинах, кроме Пилосяна и Жамбалова, сидели и другие рыбаки. Наверняка эти другие тоже имели водительские удостоверения, а значит, хотя бы теоретически могли находиться в тот момент за рулем.

Несмотря на то, что в это же самое время в Железнодорожном районном суде г. Улан-Удэ шел аналогичный процесс, рассматривавший ДТП, где водитель похожим образом насмерть сбил сразу двух подростков, у здания этого суда, до которого рукой подать, республиканские журналисты толпой почему-то не собирались и вообще потеряли к этому делу всякий интерес практически с самых первых дней, как все это произошло.

В условиях неочевидности

Если бы такое в условиях неочевидности ДТП произошло лет двадцать назад, когда не было видеорегистраторов, сотовых в каждом кармане, камер на дорогах и всего прочего, мы, скорее всего, вообще ничего бы о нем не узнали. Но ДТП случилось 5 января 2020 года, а значит, следствие должно было, по утверждению пресс-секретаря Следкома Бурятии Дмитрия Столярова, сделать все возможное, чтобы установить истину. По заявлению официальных лиц была проделана огромная работа, допрошены десятки свидетелей, проведено несколько следственных экспериментов, однако очевидной всем истины установить так и не получилось. Телефон Баира Жамбалова был изъят почему-то через несколько месяцев после ДТП. Технические характеристики звонков, которые сделаны из машин в тот день, были запрошены вообще через год после случившегося.

К примеру, откровенное недоумение специалистов сотовой связи вызвали утверждения, что звонки друг другу Пилосян и Жамбалов делали из разных машин, соответственно, находившихся в момент ДТП в разных концах дороги от села Батурино. Основанием для этого послужило исследование антенн, посредством которых передавались эти самые телефонные сигналы. Все хорошо, но технический персонал, в должностные обязанности которого входит наблюдение за этими самыми антеннами, убежден, что утверждать подобное можно только тогда, когда обследование антенн проводится по горячим следам. Во всяком случае через год после происшествия сказать подобное достоверно уже не получится, потому что за год местоположение антенны может измениться неоднократно.

Отличие маленькой Бурятии от большого мегаполиса заключается в том, что правду здесь, если очень захотеть, можно узнать не имея камер на дорогах и последних достижений криминалистики. Если с самых первых дней буквально все пришли к выводу, что Пилосян не был за рулем «Лэнд Крузера», то осознание того, что за рулем не был и Жамбалов, появилось гораздо позже. Очевидных доказательств вины Жамбалова так и не появилось. Нужно было во что бы то ни стало искать правду, но она оказалась никому не нужна.

Можно предположить, что предприниматель Пилосян согласился взять вину на себя, будучи абсолютно уверенным, что рядом с ним всегда будет надежная рука замспикера (он же секретарь регионального отделения «Единой России») Баира Жамбалова. В этом случае можно было надеяться, что все проблемы в итоге решатся, как неоднократно решались они для строителя Пилосяна в бытность Баира Жамбалова главой Хоринского района.

Никто и предположить не мог, что именно в этот самый момент наверху задуют совсем иные ветра. Лидером местных партийцев займутся прямо в Москве, решением президиума генсовета партии «Единая Россия» снимут с должности и лишат всех регалий уже через две недели после ДТП. После такого товарищи из регионального отделения просто вынуждены были начать сбор подписей за отставку замспикера. Ко всему прочему, в Москве случилось похожее ДТП с артистом Ефремовым, где тоже были дорогие внедорожники, известные адвокаты и немалые суммы денег. Первоначальная надежда на то, что всех, в конце концов, устроит версия с Пилосяном, дело в суде развалится, а если нет, то завершится условным наказанием, стала таять на глазах.

Шоу маст гоу

В отличие от приговора популярного актера Михаила Ефремова, совершившего не только смертельное ДТП, но и устроившего на всю страну потрясающий по цинизму спектакль, вердикт для Баира Жамбалова вышел помягче, но вполне адекватным собранным доказательствам. Если собравшаяся в день вынесения приговора перед зданием московского суда толпа скандировала в адрес Михаила Ефремова: «Невиновен!», 26 мая на крыльце Прибайкальского суда можно было заметить все тех же журналистов, из-за дождя уже не столь резво гоняющихся за Жамбаловым.

Если в Москве глава МВД России Владимир Колокольцев лично прокомментировал решение суда в отношении Ефремова в духе того, что справедливость восторжествовала, в Бурятии делать выводы прямо у судебных ворот взялся пресс-секретарь Следкома Дмитрий Столяров. Он это сделал лучше Колокольцева, принеся извинения семье и заверив, что все свидетели, давшие ложные показания, будут осуждены. Было бы логично, если бы Дмитрий Столяров пояснил, что в данном случае семья погибшей имеет право подать гражданский иск к Баиру Жамбалову на возмещение морального вреда. Хорошо бы было прокомментировать, какие суммы на сегодня уже получила эта семья в качестве помощи и на какие рассчитывает еще, учитывая, что в рамках процесса уже подавался иск на 10 млн рублей.

По странному стечению обстоятельств, незадолго до страшного ДТП на прибайкальской трассе Баир Жамбалов присутствовал на церемонии по поводу прибытия бюста Екатерины Великой в Бурятию. Излишне говорить, что с императрицей Бурятию, хоринцев, а значит, яркого представителя Хоринского района Баира Жамбалова связывают особые отношения. Интересно, что в день оглашения приговора, 26 мая, в столице Бурятии открылась выставка «Дни Эрмитажа в Улан-Удэ», посвященная Екатерине Великой. Из Анинского дацана в музей был доставлен и тот самый бюст, перед ликом которого стоял накануне трагедии Баир Жамбалов.

Если учесть, что Михаил Ефремов, несмотря на раскаяние, уплаченные суммы и толпы поклонников, получил в итоге семь с половиной лет колонии общего режима, наша история может иметь блистательное продолжение. К примеру, на потребу публики Верховный суд Бурятии может изменить для Баира Жамбалова вердикт на более суровый. Шоу должно продолжаться.

Читайте также:

Татьяна Никитина журналист

Я родилась и живу в Улан-Удэ – столице республики Бурятия, работаю журналистом и верю в людей, которые каждый день строят здесь наше общее будущее. Мои герои - это политики, артисты, юристы и обычные люди, достойные восхищения. Нет занятия интереснее, чем разбираться в том, что с нами происходит. Удачи всем!