blogtn.ru

Как маски поспособствовали мелким хищениям в торговых центрах Улан-Удэ (21.10.2020)

Фото Т. Никитиной

На прошлой неделе в Госдуме вновь вспомнили о малообеспеченных слоях населения и заговорили о продовольственных карточках для них. В период пандемии такие карточки за счет государства могли бы поддержать потерявших работу, прежние доходы и просто нуждающихся. А пока политики обсуждают, каким образом и кого именно бюджет мог бы снабжать бесплатными продуктами, продуктовый ритейл делает то же самое, пусть и не по своей воле.

 

Поскольку официальной статистики на тему мелкого хищения в торговых сетях не ведется, невозможно сказать, насколько ухудшилась ситуация в этом плане в Бурятии. По сути вот уже десять лет страна живет в условиях легализации подобных шалостей, сначала увеличив лимит мелкого хищения со 100 рублей до 1000, а потом до 2,5 тысячи рублей. Другими словами, воровать у нас в этих пределах разрешается и максимум, чем может грозить воришкам хищение товара, так это административным наказанием.

Саsh and Саггу как соблазн

Говорят, в начале «нулевых» при открытии в столице Бурятии первого магазина «Абсолют» формата Саsh and Саггу торговые работники боялись только одного — что толпа, впервые увидев товар в свободном доступе, сметет все с прилавков и выскочит наружу, минуя кассы. К счастью, опасения не оправдались, но присущее многим желание прихватить с собой шоколадку, жвачку или лосьон, пока никто тебя не видит, в человеке неистребимо. Особенно данный эффект заметен с молодыми людьми, приезжающими в Улан-Удэ из сельской местности, где формат Саsh and Саггу встречается не так часто, а потому один только вид лежащего в открытом доступе товара рождает запретные желания практически на автомате.

Есть среди них те, кто гордо называет себя шоплифтерами, придумывает для своих проделок сомнительную философию, основываясь даже на экономических расчетах. К сожалению, случившаяся пандемия тоже внесла свою лепту в происходящее. Незанятые ничем подростки Улан-Удэ устремились туда, где всегда открыты двери, адреналин, реальная опасность и, что уж там, возможность на все сто проявить смекалку, хитрость, тактику и прочие свои способности. Бывалый контингент также знает — при задержании ребенка охранник обязан вызвать сотрудника отдела по делам несовершеннолетних, за чем следуют часы ожидания и разбирательств. У большинства охранников просто нет на это времени, да и желания, а потому попавшихся воришек они предпочитают отпустить с миром.

На прошедшем недавно общественном совете при МВД по Бурятии проблему мелкого хищения среди подростков назвали настоящим бичом современных торговых сетей. По словам начальника отдела по делам несовершеннолетних УМВД по г. Улан-Удэ Анжелики Ташлановой, на ситуацию повлияла как отмена в этом году из-за коронавируса летнего отдыха, так и тот факт, что подростки зачастую предоставлены сами себе и воспринимают все происходящее, как игру. Более того, среди иных молодых людей стащить что-нибудь под дулами видеокамер или даже на глазах охранников считается ныне нечто вроде подвига. Самое печальное, что, натянув на голову бейсболку и надев маску, такой «герой» может быть уверен, что даже если камеры его и запечатлеют, опознать в случае чего будет невозможно.

Они забыли оплатить товар

По данным отдела по делам несовершеннолетних УМВД по г. Улан-Удэ, не проходит и дня, чтобы в каком-нибудь крупном торговом центре Улан-Удэ, особенно там, где нет охраны, что-нибудь не утащили. Понятно, что там, где охраны нет совсем, а работают только продавцы, таких случаев больше. Где за происходящим в торговых залах следят в оба глаза, да еще и установлена система видеонаблюдения, — случаев меньше.

Согласно официальной статистике МВД по Бурятии, с начала года в торговых сетях Бурятии было зафиксировано 538 краж путем свободного доступа к товару. Среди виновников происшествия есть как студенты, так и женщины бальзаковского возраста. Впрочем, знатоки утверждают, что указанные цифры — только вершина айсберга, потому что показывают только учтенные случаи происшествий. В разы больше тех, кого задержали на кассе, поймали за руку, отследили через видеокамеры и просто попросили выложить «случайно закатившееся в карман». Забывчивому предлагают либо оставить товар, либо его оплатить. Ни в какие статистики они не попадают. Максимум, что им грозит, — оказаться героем доски позора под заголовком «они забыли оплатить товар», которые существуют в некоторых магазинах, но далеко не во всех. Как утверждают специалисты, гораздо больше тех, кого так и не удается задержать и деяния которых становятся известны только после подсчета пропавшего в неизвестном направлении товара.

По словам торговых работников Бурятии, таких, кто приходит в торговые сети с четкими целями унести непортящиеся орешки, пакетики, иные малогабаритные упаковки с тем, чтобы, покинув пределы магазина, потом это где-то суметь продать, немного. Эти подходят к делу с твердым расчетом, обращают внимание на ценники и четко знают, на какую сумму наносят ущерб. Но большая часть воришек не задумывается о последствиях, не приценивается, на какую сумму товар прячется в карманах, а просто берет все, что кажется легкодоступным.

— Мы составили даже рейтинг магазинов, в которых регулярно совершаются мелкие хищения. Чаще всего это происходит там, где вообще нет никакой охраны, а только продавцы. Мы даже выходили на владельцев сети, которые находятся в Москве, чтобы они предприняли какие-либо меры, но успеха это не имело. Обращались в торговые сети с предложением проводить работу по профилактике правонарушений среди подростков, то есть размещать в помещениях плакаты, ролики, листовки, предупреждающие об административной и уголовной ответственности вследствие противоправных действий, однако это также не получило развития, — рассказала начальник отдела по делам несовершеннолетних УМВД по г. Улан-Удэ Анжелика Ташланова.

Маска, я тебя не знаю

Шесть лет назад, когда законодатель внес поправки в ст. 3.5 и 7.27 КоАП РФ и увеличил лимит мелкого хищения с 1 до 2,5 тысячи рублей, были и такие, кто заявлял, что в магазины теперь можно ходить и без денег. Большинство опрошенных нами представителей охранных агентств затруднились ответить, больше ли стало у них в последние годы мелких хищений. Когда в 2014 году председатель Верховного суда России Вячеслав Лебедев предлагал повысить эту планку до 3 тысяч рублей, основной мотив был в том, чтобы разгрузить федеральные суды, утопающие в подобного рода делах.

Как удалось выяснить, теперь такими делами завалены уже не федеральные, а мировые суды, рассматривающие дела об административных правонарушениях. Проблема заключается еще и в том, что при оценке похищенного дознаватели считают не ту сумму, которая значится на ценнике, а ту, что идет по закупочной стоимости. Иными словами, даже тот, кто прихватил спиртное на 3 тыс. рублей, после подсчета ущерба опять же в случае, если будет замечен, может легко отделаться административным наказанием, потому что закупочная цена будет намного ниже.

— Что больше всего берут воришки? Если раньше это был алкоголь, шоколад, жевательная резинка, то сегодня неизменным спросом пользуются сырокопченая колбаса, сыры, станки для бритья. Вообще несут все, что небольших размеров и удобно прятать —не чураются абсолютно ничем. Носки, трусы, зубочистки… Среди покупателей распространен миф, что никакого ущерба предприятию на самом деле нет, потому что все «потери» уже заведомо заложены в стоимость, которая априори завышена. Так вот, скажу, что в нашей сети такого нет. Никаких подобного рода расходов в стоимость товара не закладывается. Воришки наносят сетям колоссальный ущерб, а бороться с ними не так и просто, тем более сейчас, когда лица покупателей скрыты под масками, — поделился начальник отдела внутренней безопасности ТГ «Титан» Алексей Громов.

Также в большинстве торговых сетей заявили, что готовы распространять в торговых залах ролики, листовки и прочую информацию в целях профилактики правонарушений, предупреждения подростков о противоправности деяний, если им предоставят уже готовые ролики, баннеры и листовки, изготовленные в соответствии со всеми требованиями законодательства.

Читайте также:

Татьяна Никитина журналист

Я родилась и живу в Улан-Удэ – столице республики Бурятия, работаю журналистом и верю в людей, которые каждый день строят здесь наше общее будущее. Мои герои - это политики, артисты, юристы и обычные люди, достойные восхищения. Нет занятия интереснее, чем разбираться в том, что с нами происходит. Удачи всем!