Фото: Т. Никитиной
Человек живет настоящим. Мы не просто быстро привыкаем к хорошему, нам кажется, что так было всегда. Лишь листая подшивки старых газет, информационно- статистических сборников да разглядывая фотографии, можно воочию убедиться в том, как много изменилось в столице Бурятии за последние четверть века. Возможно, для города, который в следующем году отметит свою 359 годовщину, четверть века не такой большой срок, но только не для его жителей, которые каждый день вносили частичку своей души в эти дома и улицы, предприятия и организации.
Если верить статистике, в далеком 1998 году в Улан – Удэ проживало почти 395 тысяч населения, в 2006 -м – 377 тысяч, в 2011 –м – 405,8 тысячи, а на 1 января 2024 года этот показатель вышел на 435,8 тысяч человек. Хотя если считать всю городскую агломерацию, включающую Иволгинский, Тарбагатайский, Заиграевский районы, всех, кто каждый день пользуется дорогами, поликлиниками, улан-удэнской инфраструктурой, реальная численность населения в нашем городе намного больше. Но и эти цифры говорят о том, как наш город вырос и стал городом. В нем, к примеру, наряду с поселками Сокол и Заречный, уже не учитывается сельское население (а в 1998 году учитывалось), потому что мы все давно ощущаем себя горожанами.
Чем жил город трудовой доблести
В 1998 году в нашем городе в отраслях промышленности было занято более 2/3 трудоспособного населения. По изданным тогда комитетом по экономике Улан-Удэ сборникам легко проследить, какие непростые периоды переживало наше материальное производство. К примеру, в том же 1998 году на Улан-Удэнском локомотивовагоноремонтном заводе было отремонтировано только 107 электровозов, в 2002-м уже 205, в 2014 –м – 486, в 2017 -м – 871, а в 2023 –м – уже 955. Постепенно, путем планового технического перевооружения основных мощностей, развития инвестпрограмм флагману улан-удэнской промышленности удалось выйти на стабильные объемы производства.
В 1998 году выпуск стальных металлических конструкций в нашем городе достигал 13,9 тыс. тонн (в 2001 г. – 18,8 тыс. тонн, в 2002 – 15,3 тыс. тонн). Шерстяных тканей мы выпустили тогда 1786 тыс кв м, а в 2002 году уже 2791 тыс кв м. Производили электрические двигатели переменного тока мощностью свыше 100 квт, правда, каждый год их число снижалось. Снижалось и число производимого строительного кирпича (с 14,3 млн штук в 1998 году до 8,9 млн штук в 2022 году), но недолго. В 2006 году появился национальный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», благодаря которому строительный рынок в Улан-Удэ удалось двинуть вверх.
С позиции сегодняшнего дня, с его мастер – планом и многомиллиардными стройками немного смешно читать о том, как в 2006 году Улан-Удэ при плане ввода жилья в эксплуатацию 110,5 тыс. кв. м. фактически удалось ввести в строй жилья почти на 10 процентов больше, то есть 121,3 тыс. кв. м или 1647 квартир. Но тогда это был невероятный прорыв, движение вперед, которое удалось сохранить. Судите сами, в 2007 году было построено и введено в экспуатацию 158,1 тыс. кв. м., в 2008 году – 188,2 тыс. кв. м.
Такие новости, как введение в эксплуатацию долгожданного пристроя к школе 44, воспринимались не иначе как победа. Это сегодня сверкающие всеми цветами радуги новенькие школы и детские сады стали в Бурятии обыденным явлением и почти что нормой, все давно забыли о третьей смене и фантастических очередях в детский сад. А тогда каждый отремонтированный детский сад казался невероятным событием.
По артериям жизни
История городского пассажирского транспорта Улан-Удэ и всего, что с ним было связано, без всякой иронии достойна пера талантливого романиста. Если учесть, что долгие годы эта важнейшая сфера жизни была целиком возложена на плечи частных извозчиков, каких только сюжетов здесь ни происходило. Было время, когда «маршрутки» на городских улицах останавливались не на остановках, а на любом участке трассы по требованию пассажира. Только в 2002 году администрацией Улан-Удэ была начата практика заключения договоров с частными перевозчиками, которые обеспечивали 65 процентов (!) всех перевозок в городе. К примеру, если в МУП «Городские маршруты» в 2006 году работали только 94 автобуса (в 2011 году – 67 автобусов), то у частников пассажирские перевозки выполняли 296 автобусов большей и средней вместимости и 2 151 автобус малой вместимости, прозванных в народе микриками.
Приобретение городом в том же 2006 году всего лишь двух автобусов марки «ЛиАЗ – 5256» и 6 трамвайных вагонов под лозунгом обновления подвижного состава муниципальных транспортных предприятий сегодня, когда МУП «Городские маршруты» за четыре последних года получил 209 современных автобусов, звучит как капля в море, но тогда было почти глотком свежего воздуха.
О характере проводимой тогда городом работы свидетельствует такой факт – только за период с 2009 по 2011 годы в Улан-Удэ в рамках оптимизации было почти в два сокращено маршрутов (с 84 до 43), что воспринималось населением далеко не однозначно.
На пути к туристической Мекке
Современный Улан-Удэ все увереннее завоевывает позиции увлекательного туристического города, полного гастрономических изысков и эксклюзивных достопримечательностей. Через сколько всего пришлось пройти, прежде чем город Улан-Удэ превратился в столицу, располагающую целой сетью современных гостиниц, кафе, ресторанов, где готовы предоставить услуги самым взыскательным гостям.
Но так было далеко не всегда. На 1 января 2007 года в Улан-Удэ насчитывалось 42 из 50 лицензированных турфирм, всего 23 гостиницы (включая 5 крупных) с общим охватом в 1400 мест размещения. Именно тогда начали функционировать малые гостиницы класса «люкс», в числе которых оказались «Сибирь» (40 мест), «Два кита» (14 мест), «Аян – Отель» (54 места), а также эконом –класса – «Селенга» (20 мест), «Икирес» (9 мест), «Бамбук» (12 мест). В 2007 году была введена в эксплуатацию новая гостиница «Сагаан-Морин» и после реконструкции «Байкал».
Тогда, в преддверии наступающего 2012 года первые световые деревья, установленные в количестве 78 штук на улицах Терешковой, Борсоева, Аэропорт, Кабанская, Гастелло, проспект 50-летия Октября, светодиодные светильники – «капли» (3,4 тысячи штук) казались чудом и живой сказкой. Сегодня ночной Улан-Удэ, где сверкают разноцветной подсветкой все основные административные и культурные здания, можно с полным правом назвать отдельным туристическим направлением. Улан-Удэ становится таким, каким о нем поют в гимне столицы, моей Бурятии звезда.
По данным комитета социальной и молодежной политики администрации Улан-Удэ, на 1 января 2024 г. почти треть населения Улан-Удэ составляли молодые люди в возрасте от 14-ти до 35-ти лет. Собственно для них разгорается сегодня звезда под названием Улан-Удэ, в самом центре которой благодаря мастер – плану вырастут Национальный музей Бурятии, здание театра «Байкал», международный студенческий кампус, современная жилая застройка с комфортной инфраструктурой и всеми благами цивилизации.
По данным того же комитета, в столице Бурятии давно и дружно живут множества национальностей. В числе самые многочисленных – татары (1253), узбеки (933), армяне (949), тувинцы (972), украинцы (898), азербайджанцы (766) и киргизы (748). Образно говоря, вся страна собралась в столице республики у Байкала, чтобы построить здесь такую жизнь, которую захочется передать своим детям.