blogtn.ru

К 100-летию Бурятии на сцене оперного будет исполнен концерт для фортепиано с оркестром

Фото Т. Никитиной

1 октября, в Международный день музыки, музыкальный и творческий мир Бурятии ждет значимое событие. На сцене оперного театра в программе «Улан-удэнские премьеры» впервые прозвучит новый концерт для фортепиано с оркестром – «Романтический», написанный Виктором Усовичем. По сложившейся традиции «премьер» на данном мероприятии представляют только не звучавшие ранее сочинения бурятских композиторов-профессионалов.

К примеру, в этот раз симфонический оркестр театра оперы и балета исполнит увертюру «Гэсэр» и симфоническую картину «Рождение Гэсэра» Ларисы Санжиевой, симфоническую поэму Пурбо Дамиранова «Посвящение Селенгинскому казачьему полку», вторую часть симфонии Ларисы Халтановой и ряд других произведений. Однако концерт «Романтический» стоит в этом ряду особняком и по уровню мастерства, и по глубинному наполнению, поскольку навеян приближающимся 100-летием республики, а значит, это сочинение можно рассматривать гораздо шире, чем просто музыкальное произведение.

Знаменательно, что партию фортепиано в концерте исполнит уроженец Улан-Удэ, а ныне студент второго курса Санкт-Петербургского музыкального училища имени Мусоргского Тумэн Дашеев. Для этого он специально приедет в столицу Бурятии на несколько дней. Блестяще справиться с фактурными сложностями «Романтического» концерта ему помогла педагог музучилища Елена Михайловна Серова. Свою лепту в организацию концерта внесло министерство культуры Бурятии, которое помогло приобрести авиабилеты для пианиста.

Знакомые с музыкальным миром утверждают, что появление концерта «Романтический» именно в симфонической транскрипции есть значимое событие для республики. Попытки создать фортепианный концерт на бурятские темы предпринимались Виктором Усовичем неоднократно. Первый такой концерт для фортепиано с оркестром был написан им еще в 70-х годах прошлого века. Премьера состоялась в 1977 году на сцене Бурятского театра оперы и балета в исполнении Иркутского симфонического оркестра под управлением Э.  Гульбиса (солистка – Людмила Бадмаева). Говорят, исполнение было успешным, однако упрочить и развить его не получилось, сочинение забыли.

Второй концерт для фортепиано с оркестром этого же автора, к сожалению, тоже прошел не замеченным компетентными слушателями. Он написан в совершенно ином, современном стиле, воспринять который в то время оказались не готовы ни публика, ни критики. Концерт исполнил Камерный оркестр Леонида Гантимурова, солировала пианистка Лариса Реутова.

Далее появилась на свет Фантазия для фортепиано с оркестром Виктора Усовича, содержащая знаменитую цитату бурятской народной песни «На берегу Онона». Первое исполнение этого известного музыкального произведения состоялось в Концертном зале Бурятской филармонии. Оркестром дирижировал В. Раевский, а солировала известная пианистка Валентина Обунеева. Затем последовали успешные премьеры в Москве, Санкт-Петербурге, Липецке, Иркутске и с молодыми, и с прославленными солистами-исполнителями.

Третий по счету концерт Виктора Усовича «Романтический» был создан автором несколько лет назад и посвящен сестре композитора Виктории Усович – пианистке, педагогу, концертмейстеру, безвременно ушедшей из жизни в расцвете сил и таланта. Виктория Алексеевна успела сыграть «Романтический» на одном из юбилеев ГТРК «Бурятия» с оркестром бурятских народных инструментов имени Ч. Павлова (дирижер Валерий Галсанов). С тех пор это произведение, наполненное ароматом бурятского фольклора (хотя в нем нет прямых цитат национального мелоса), не звучало публично, поскольку его концепция, фактура, исполнительская традиция требовали симфонического сопровождения.

Как стало известно, профессор Виктор Усович доверил разработать оркестровую версию и инструментовать сочинение своей ученице – студентке пятого курса композиторского отделения Восточно-Сибирского государственного института культуры Татьяне Андриевской. По мнению дирижера Валерия Волченецкого, который взялся исполнить партитуру, Татьяна со своей задачей справилась отлично.

Музыкальные критики и немногие музыковеды, знакомые с партитурой концерта, не без основания считают, что исполнение этого произведения должно явиться событием в культурной жизни республики, которая готовится отметить свой 100-летний юбилей. Он очень точно отражает дух народа, населяющего Бурятию, и может встать в один ряд с такими произведения, как опера М. Фролова «Энхэ-Булат батор» или балет Б. Ямпилова «Красавица Ангара». В нем есть для этого все: яркий мелодизм, стройная форма, эффектные пассажи, безудержная динамика, заражающая оптимизмом и жизнелюбием.

Сегодня вряд ли можно достоверно установить, кому из руководителей нашей страны пришла в голову идея исполнить на Олимпиаде в Токио вместо отвергнутого Олимпийским комитетом Гимна России фрагмент Первого концерта для фортепиано с оркестром П. И. Чайковского. Вполне возможно, что эта блестящая идея была предложена Владимиром Путиным, который недавно публично назвал фортепианный концерт Чайковского своим любимым музыкальным произведением.

Кто знает, возможно, в Бурятии концерту для фортепиано с оркестром «Романтический» уготована схожая участь и когда-нибудь именно этому произведению суждено стать визитной карточкой республики на самых серьезных мероприятиях, в том числе и федерального уровня.

Читайте также:

Татьяна Никитина журналист

Я родилась и живу в Улан-Удэ – столице республики Бурятия, работаю журналистом и верю в людей, которые каждый день строят здесь наше общее будущее. Мои герои - это политики, артисты, юристы и обычные люди, достойные восхищения. Нет занятия интереснее, чем разбираться в том, что с нами происходит. Удачи всем!