Фото Т. Никитиной
Статью Георгия Ковалевского “Чудо танца на берегу Байкала” можно почитать здесь
В дни Байкальского танцевального фестиваля Бурятию посетил музыкальный критик из Санкт-Петербурга, музыковед, научный сотрудник Российского института истории искусств, постоянный автор федеральных изданий «Музыкальная жизнь», «Независимая газета», «Играем с начала» Георгий Ковалевский.
Мы встретились, чтобы обменяться мыслями о том, что сегодня происходит в искусстве и культурной жизни.
– Георгий Викторович, вы не впервые в провинции, республике, хорошо знакомы с творчеством Бурятского театра оперы и балета. Какие впечатления от Байкальского танцевального фестиваля?
– Мне не очень нравятся слова «провинция» и «провинциальный», поскольку в отношении к искусству они приобрели некий уничижительный оттенок. Всегда придерживался мысли, что провинция – вопрос не географии, а сознания. И сегодня, к счастью, в регионах происходят события, ничуть не уступающие по своему уровню и значимости столичным. Например, этим летом я снова был в Екатеринбурге на музыкальном фестивале «Безумные дни», который уже восьмой раз был организован замечательной командой Свердловской филармонии. В течение трех дней на расположенных в шаговой доступности залах и площадках города при полном аншлаге прошло 120 концертов, которые в общей сложности посетило свыше 40 000 человек, часть из которых впервые открыли для себя филармонический зал. Я считаю, это выдающееся достижение.
Бурятский танцевальный фестиваль, на мой взгляд, имеет блестящие перспективы и способен стать событием федерального и даже международного масштаба. Восхищает и сама идея представить классический балет на фоне величественного и могучего Байкала, и то, как это все организовано и претворено в жизнь. Не случайно фестиваль получил такой резонанс, что за неделю до начала достать лишний билет было уже невозможно. Вот буквально сейчас я заснял фрагмент репетиции «Лебединого озера» на смартфон и отправил ролик петербургскому композитору с мировым именем Александру Кнайфелю. Он мне тут же ответил: «Немыслимо! Весь мир в этом откровении!».
Россия – удивительное пространство, которое вбирает в себя «чужие» вещи, делая их «своими», это касается и балета, который пришел к нам из Европы, а сегодня воспринимается как один из наших национальных брендов. Настоящее искусство часто возникает на стыке чего-то невозможного. Вот и здесь, с одной стороны – Чайковский, балет, академическое искусство, а с другой – Байкал, Сибирь, могучая природа.
– Если продолжить тему денег и билетов. В прошлом номере у нас вышла статья, по сути, о том, сможет ли балет на Байкале превратиться для Бурятии в экономически привлекательную «фишку». Иными словами, будут ли сюда приезжать богатые люди, они же инвесторы, раскачает ли это экономику?
– Здесь важно обозначить цели и приоритеты. На самом деле высокое академическое искусство никогда не было экономически выгодным. Опера, балет, симфонический оркестр – все это очень дорого, требует серьезных вложений. Но для того, чтобы инвесторы давали деньги, они должны обладать определенным сознанием и чувствовать перспективу. Уверен, что настоящий успех будет иметь тот проект, который не просто финансируется «сверху», но и наполнен энтузиазмом, идущим «снизу», от непосредственных организаторов и устроителей. Здесь очень важно искусство маленьких шагов. Все грандиозные проекты не возникают сами по себе, по мановению волшебной палочки, а являются обычно итогом долгого и кропотливого труда.
Директор Свердловской филармонии Александр Николаевич Колотурский на вопрос, как достичь масштабного успеха, ответил очень просто: «Начните со своего подъезда. Наведете порядок там, беритесь за дом и так далее». Другими словами, сначала мы преображаем пространство вокруг себя и затем постепенно расширяем свое влияние. Это касается и культурных проектов.
Я рад, что, несмотря на сложности, Байкальский танцевальный фестиваль поддержали несколько серьезных компаний, и надеюсь, что крупные коммерческие и промышленные организации сочтут за честь быть в числе спонсоров этого проекта в перспективе.
– Когда-то оперный театр построили на главной площади Улан-Удэ, по сути, вписав его в один ряд со всеми знаковыми учреждениями Бурятии, чтобы первые лица республики имели возможность в шаговой доступности посещать премьеры. Председатель Союза композиторов Бурятии Бау Ямпилов одно время занимал должность председателя Верховного Совета Бурятской АССР. Как вы считаете, насколько необходимо, чтобы первые лица регионов участвовали в событиях культурной жизни?
– Конечно, это очень важно, чтобы губернаторы и министры чувствовали значимость культуры в регионе, где они управляют. В Бурятии, как мне кажется, власть понимает, насколько важен для республики оперный театр, уникальный во многих отношениях. Я лично видел главу республики Алексея Самбуевича Цыденова на премьере спектакля «Баргуджин Тукум» и порадовался этому.
Мы знаем, какие события происходили в стране в 90-е годы, и хочется надеяться, что сейчас идет обратный процесс. Конечно, разрушить легко, а восстанавливать гораздо труднее, но убежден, что без базовых культурных ценностей здоровое общество не построить. Это касается и элиты, которая должна осознавать, что академическое искусство не просто прихоть, а одна из важных составляющих развитой личности и что настоящая музыка, литература, театр, живопись могут быть гораздо привлекательнее коммерческого ширпотреба.
– Возвращаясь к балету на Байкале. Что, с вашей точки зрения, хотелось бы привнести для более комфортного погружения в высокое искусство?
– Прежде всего скажу, что уже сделано очень многое. Организация на диком берегу в лесу пространства для артистов и более 1000 зрителей, с раздевалками, обеденной зоной, туалетами – результат серьезных усилий, продуманной логистики и слаженной работы технического персонала. Конечно, нет пределов совершенству, и по мере дальнейшего развития проекта уверен, что будет также развиваться инфраструктура. Возможно, появятся более удобные сиденья для простых зрителей, будет организована специальная медиазона для прессы, а над сценой сооружен специальный навес на случай непогоды, но это уже все частности.
– Ремесло театрального критика не из легких. Как долго вы пишете свои статьи, часто ли ходите на спектакли?
– Есть коллеги, которые могут вечером посмотреть спектакль, а наутро отправить статью в федеральное издание, но я не из их числа. Для меня нужно некоторое время, чтобы впечатления отстоялись, а внутри сложилась некая концепция. Случаются моменты, когда словно попадаешь в некую волну и материал создается довольно легко, а иногда приходится сидеть довольно долго, тщательно подбирая формулировки, вычеркивая и заменяя целые абзацы. В любом случае для критика важен его опыт, умение анализировать, литературный дар и накопленные впечатления, благодаря которым можно сравнивать и сопоставлять.
По поводу посещения спектаклей: бывает по-разному. Иногда чуть ли не каждый день происходят события, на которых нужно присутствовать, а иногда бывают перерывы в неделю или больше. Поскольку кроме критической деятельности я занимаюсь также и научной, то стараюсь найти для себя оптимальный баланс. В своих материалах стараюсь, прежде всего, отметить положительные моменты, а если с чем-то не согласен или что-то не нравится, то обозначаю это в корректной форме. Убежден, что журналист должен обязательно соблюдать этические нормы и ни в коем случае не переходить на личности.
– Недавно в Улан-Удэ прошли большие гастроли Александринского театра и в нашей газете появилась критическая статья на спектакль «Женитьба». Речь про то, что режиссер спектакля зачем-то сделал Балтазара Балтазаровича инвалидом и усадил на тележку времен Великой Отечественной войны. Что написали по этому поводу петербургские критики?
– Спектакль Валерия Фокина, о котором вы говорите, был поставлен в январе 2008 года, и критика к нему отнеслась в целом положительно. Более того, он был удостоен двух «Золотых масок» – за лучшую работу режиссера и художника. Однако по прошествии времени, глядя на эту постановку, я вижу, что в ряде моментов она устарела, хотя не отрицаю ряд интересных режиссерских находок. Если говорить о «Женитьбе», то лично мне в свое время очень понравился спектакль Сергея Федотова, руководителя пермского театра «У моста». С одной стороны, он вполне традиционный, а с другой –наполнен интересными деталями, делающими повествование одновременно и смешным, и страшным…
В современном театре уже давно не существует жестких ограничений, и это стало как положительным, так и отрицательным фактором. Лично я убежден, что искусство всегда должно возвышать человека, даже когда показывает ему какие-то страшные и нелицеприятные явления. Вспомним Александра Пушкина: «Тьмы низких истин мне дороже нас возвышающий обман…». Искусство и есть тот самый «возвышающий обман», потому что, с одной стороны, оно построено на вымысле, но с другой – несет в себе отсвет иной правды, иной истины, которая делает человека лучше, чище, добрее и побуждает его трудиться и стремиться к настоящим идеалам.
– Пожалуй, лучше не скажешь!