blogtn.ru

Известное в Бурятии кафе из нарушителей превратилось в символ компромисса

Фото Т. Никитиной

Участникам прошедшего на прошлой неделе Дня открытых дверей Союза «Торгово- промышленная палата Республики Бурятия» стали известны подробности нашумевшей в свое время истории с массовым отравлением в улан-удэнском кафе «ШулэнДо».

Напомним, горожане и гости столицы, посетившие с 8 по 11 января 2018 года точку общепита на ул. Коммунистическая, 22, начали обращаться в больницы с жалобами, после чего им был подтвержден диагноз «сальмонеллез». Тогда в общей сложности пострадало 150 человек, включая маленьких детей и беременных женщин. И если до недавнего времени до общественности доводились только общие результаты расследования этого ЧП и в основном из уст Роспотребнадзора, то теперь удалось взглянуть на произошедшее и с некоторых иных позиций.

Экономия прежде всего

Как сообщила участникам Дня открытых дверей занимавшаяся этим делом юрист Светлана Тоневицкая, уникальность истории с «ШулэнДо» состоит в том, что ей с самого первого дня удалось убедить представителей известной сети общественного питания пойти по пути медиации, то есть договора с пострадавшими. В результате проведенной колоссальной работы было заключено ровно 150 мировых соглашений, по которым отведавшим салат «Цезарь» (а именно в нем был обнаружен источник сальмонеллы) выплатили в общей сложности 3,5 млн рублей.

–  Выплаты производились в зависимости от сложности заболевания, полученного лечения, сюда же включались траты на лекарства, оплата вынужденного прогула на работе и прочее. Не буду скрывать, мы даже выявили несколько человек, которые под шумок решили воспользоваться ситуацией и, так скажем, не только не болели, но и вообще не посещали «ШулэнДо» с 8 по 11 января –  были и такие. Была организована «бегушка» на телевидении, мы встречались и вникали в историю каждого переболевшего. Чтобы достойно выйти из этой ситуации, владельцам бизнеса пришлось заложить в кредит имущество, но избежать потери всего бизнеса, – рассказала Светлана Тоневицкая.

Как официально сообщили тогда в Роспотребнадзоре, в «ШулэнДо» не соблюдали температурные условия хранения сырых мясных продуктов, а также готовых изделий и салатов, что и послужило причиной распространения и размножения возбудителя сальмонеллеза. Изготовление салатов и изделий из курицы проводилось в отсутствие технической документации. Плюс ко всему пища готовилась персоналом, не прошедшим медицинский осмотр и профессиональную гигиеническую подготовку.

Однако в результате проделанной юристами работы суд по уголовному делу в отношении непосредственных собственников «ШулэнДо» длился всего один день. Не считая того, что владельцы бизнеса отделались штрафом в 40 тыс. рублей, достигнутый результат с учетом количества свидетелей и сложности процесса, связанного с медицинским документами, как заявили участникам мероприятия, стал уникальным юридическим опытом на территории СНГ. Проще говоря, дело, грозившее в рамках Закона «О защите прав потребителей» вовлечь в процесс огромное количество государственных структур, свидетелей, пострадавших, а в итоге, по сути, поставить на бизнесе в сфере общепита большой крест, прошло в Бурятии относительно легко. Дотошные юристы даже подсчитали, что в результате мирового урегулирования спора государство сэкономило на деле «ШулэнДо» более 700 тыс. рублей (из расчета Судебного департамента, что один день работы суда обходится государству в 16 тыс. рублей).

По принципу синицы в руках

Есть, однако, другая сторона медали, заключающаяся в том, что если бы пострадавшие судились самостоятельно, возможно, они бы получили куда больше, чем им предложили в рамках мирового соглашения. Кроме того, мировое соглашение есть заведомый отказ от возможных претензий пострадавших в будущем, в случае если таковые возникнут. Иначе говоря, если переболевшие сальмонеллезом граждане через какое-то время начнут чувствовать ухудшение своего здоровья и свяжут это с произошедшим в кафе в январе 2018 года, доказывать это им будет куда сложнее. В этом случае требовать компенсации с «ШулэнДо» окажется намного затруднительнее, чем если бы они изначально судились с бизнесом с исследованием всех медицинских обстоятельств этого дела.

– Как можно понять, в среднем каждый пострадавший получил от кафе компенсацию в 20–25 тыс. рублей. Учитывая, что эти люди не тратились на адвокатов, походы по инстанциям, сборы документов, что деньги им предложили почти сразу на руки, казалось бы, это замечательный исход. Однако надо понимать, что выплаты достались преимущественно тем, кто обратился за медицинской помощью и имел на руках соответствующие документы. Потом они наверняка получили бы больше, если бы были последовательными и настойчивыми, обладали средствами и временем вести самостоятельно судебный процесс. Надо понимать, что сальмонеллез – очень серьезное заболевание, последствия его могут проявиться много лет спустя. Я просто напомню, что среди отравившихся в «ШулэнДо» были маленькие дети, беременные женщины, а два человека вообще попали в реанимацию. Было госпитализировано более 80 человек. Как это все сказалось на их здоровье сейчас, по прошествии пяти лет, никто не знает. К сожалению, на тот момент у наших пострадавших не было ни средств, ни желания довести это дело до конца, что характерно для многих жителей республики, считают юристы «противоположной стороны».

Читайте также:

Татьяна Никитина журналист

Я родилась и живу в Улан-Удэ – столице республики Бурятия, работаю журналистом и верю в людей, которые каждый день строят здесь наше общее будущее. Мои герои - это политики, артисты, юристы и обычные люди, достойные восхищения. Нет занятия интереснее, чем разбираться в том, что с нами происходит. Удачи всем!