Фото С. Примаков
Бурятия входит в число регионов – лидеров по количеству просроченных кредитов на душу населения, и, по всем прогнозам, надеяться на лучшее нам не приходится. Словно зная об этом, на досках объявлений, в Интернете, автобусах и просто на заборах появилось множество объявлений так называемых антиколлекторов, обещающих навсегда избавить вас от кредитов, штрафов, банков, коллекторов и заодно и всех прочих проблем. О сути старого явления (коллекторы) и специфики нового (антиколлекторы) мы беседуем с директором Республиканской общественной организации «Союз потребителей» Александрой Васильевой.
– Александра Васильевна, официальные сводки утверждают, что скоро просроченные долги россиян достигнут гигантской цифры в 1 трлн. 300 млрд. рублей, что по факту можно считать давно состоявшимся событием, так как банки регулярно продают свои долги и тем занижают статистику. Купившие долги коллекторы звонят должникам, расписывают подъезды, угрожают, а есть случаи, что и применяют насилие. Что делать?
– Не платить ни рубля, требовать судебного разбирательства, потому что только так можно убрать все штрафы, пени, проценты, неустойки и оставить основной долг, рассчитываться по которому вы можете годами и даже десятилетиями без ущерба для своего бюджета. Чтобы понять, кто стучится в вашу дверь и что скрывается под вывеской «коллектор», нужно понимать, что на сегодня нет закона о коллекторской деятельности. На вопрос «имеет ли право коллектор взыскивать с вас долги», пленум Верховного суда РФ четко определил: организация, которой передают долг, для его взыскания должна обладать теми же полномочиям, что и сам обладатель долга. Иными словами, ходить в суд по долгам банка может только тот, у кого есть банковская лицензия. Почему в наших суд нет коллекторских агентств? Потому что у них нет банковских полномочий, нет банковской лицензии, получить которую очень дорого и хлопотно.
По данным агентства Bloomberg, объем невозвратных кредитов в стране составил 588 млрд. руб, что составляет почти 5,5% от общего объема потребительских ссуд. Если у банка есть просроченные долги, он вносит в резервный фонд Центробанка двойную сумму, поэтому любой банк стремится избавиться от долгов. Как можно избавиться от долгов, которые вернуть невозможно? Только продать их за бесценок. Банки продают коллекторам свои долги за ничтожные 1,5 – 2% от суммы долга, сразу убивая двух зайцев: получая в итоге хоть какой -то доход при нулевых затратах и одновременно улучшая свою финансовую отчетность.
– Зачем коллекторы покупают долги, на которые банки фактически махнули рукой?
– Это бизнес. Покупая, к примеру, многомиллионный долг за 100 тыс. рублей, коллекторское агентство знает, что всегда найдутся люди, готовые платить – банку, коллектору, антиколлектору, кому угодно. Поэтому если вместо потраченного 1% на покупку долга, коллекторам удастся вернуть 2%, то можно считать, что этот бизнес принес 100% прибыль. В этом плане антиколлекторы – это не бизнес, а инородное тело в нашей жизни, потому что они требуют деньги за то, к чему не имеют никакого отношения, долгов они у банка не покупали.
– Получается, антиколлекторам можно вообще не платить?
– Ни антиколлекторам, ни даже коллекторам. Коллекторское агентство призывает оплатить все сполна, накручивая на банковские суммы свои собственные. Поэтому в интересах должника ничего никому просто так не платить, а требовать судебного разбирательства, настаивать на этом и уже в суде разобраться – сколько, чего и кому. Коллекторы в суды не обращаются, потому что прекрасно знают: с них спишут все проценты, штрафы, накрутки, что им совершенно невыгодно. Получается, что в нынешней правовой ситуации коллекторское агентство – это просто колл-центр, где сидят люди, которые еще позавчера предлагали по телефону БАДы, вчера – лекарства для пенсионеров, а сегодня сообщают вам о долгах.
Причем крупные банки, как Сбербанк, Росбанк, работают в основном с крупными коллекторскими агентствами, которым нарушать закон нет никакого смысла. Практически все объявившиеся в Бурятии коллекторские агентства находятся в Москве, их деятельность осуществляется только по телефону. Боятся их не надо. Получается, московские банки продают долги московским коллекторам, а избавить вас от долгов грозят тоже московские антиколлекторы. Не факт, что все они в Москве сидят в одном здании и в одном кафе пьют по утрам кофе.
– Кого тогда стоит опасаться?
– Небольшие микрофинансовые организации продают свои долги местным коллекторам, которые живут здесь и как местные могут и волосы должнику отрезать, и в квартиру вломиться, и весь подъезд исписать неприличными надписями. Все, что в деятельности коллектора выходит за пределы колл- центра, то есть угрозы, насилие, вторжение в личную жизнь, все это незаконно. Если в пределах некой самообороны человек причинит коллектору вред, то должник может рассчитывать, что суд освободит его от ответственности. Обратите внимание на череду скандалов, которая преследует самих освободителей от «финансового рабства», сообщение об уголовных делах, обысках в офисах. Ощущение такое, что от таких антиколлекторов надо держаться подальше, потому что в этом плане антиколлекторы хуже коллекторов.
– Не так давно житель Новосибирска Евгений Пятковский разработал программу «Антиколлектор – Россия», полностью блокирующую звонки и смс- сообщения от любых коллекторских агентств. В базу уже внесены несколько тысяч телефонных номеров взыскателей долгов, так что достаточно установить программу в своем телефоне, и коллекторы дозвониться до вас просто не смогут.
– Значит, коллекторы теперь лишены даже возможности сообщать по телефону, что готовы до 90% уменьшить размер штрафов и пени, до 40 % уменьшить основную сумму долга, снизить одновременные платежи до 10% от официального дохода и так далее. Вот почему, чутко реагируя на изменившуюся ситуацию, на арене дня появились многочисленные антиколлекторские агентства, что есть сугубо российское изобретение. Антиколлекторы якобы борются с коллекторами, берутся за деньги оказать услугу, которую оказать в принципе нельзя. В ситуации, когда за кредит можно платить или не платить, и человек уже не платит, его нельзя от этого освободить насовсем и без каких-либо для него последствий.
– С 1 июля 2015 года в стране начнет действовать долгожданный закон «О банкротстве физических лиц». Насколько этот закон повлияет на ситуацию с должниками?
– Закон о банкротстве физических лиц позволяет объявить себя банкротом и начать жизнь с чистого листа, может быть, и без имущества, но и без долгов. Ваш долг должен составлять не менее 500 тыс. рублей, а размер просрочки не менее 3 месяцев. В настоящее время многие люди в Бурятии взяли такое количество кредитов, что сами не в состоянии от этих долгов тем или иным образом избавиться. Особенно это касается тех, кто связался с потребительскими кредитами и микрофинансовыми организациями, взяв деньги под безумно высокие проценты. Закон о банкротстве физических лиц хорош для бабушки, которая никогда больше кредитов брать не будет. Но работоспособному человеку надо понимать, что так называемое банкротство поставит на тебе большой жирный крест и вернуться в исходное состояние будет уже нельзя.