blogtn.ru

Готовится уникальное издание об автографах, которые поэты Бурятии посвятили литературоведу Алле Паликовой

Автор Зинаида Еремеева, Татьяна Никитина

Фото из личного архива Алекиной – Паликовой/ На фото: Алла Алёкина, 1958 г. – 10 б, женская школа №2 (Улан-Удэ), 1954 г., преподаватель английского языка Винокур – Иркутский пединститут, 1954 г. – члены драматического кружка истфака Бурятского пединститута, справа руководитель Иосиф Ярневский, в центре Алла Алёкина – комсомольский ансамбль «Привет», руководитель Сергей Владимирович Каллиопи, слева – направо Лариса Матанцева, Виктор Измайлов, Валентин Самойлов, Валентина Лазарева, Алла Алёкина, Юра Дементьев, Володя Коренев, Александр Анисимов, Геннадий Шипоенко, Ариадна Гергесова, в черном примкнувший Анатолий Постников (1958 г.) – делегация комсомольцев областной комсомольской организации в гостях у моряков – подводников Тихоокеанского флота, над которыми БМАССР взяла шефство (29.07 – 07.08.1960 г.) – Обсуждение кандидатской диссертации Паликовой на кафедре советской литературы МГПИ им. Ленина – Поэт Ольга Серова на юбилее Паликовой дарит картину (1987 г.) – О.В. Серова и А.К. Паликова в вестибюле БНЦ после торжественных проводов на заслуженный отдых О.Серовой, на втором плане Н.В. Соболева и Ц.Б. Цыдендамбаев (1977 г.) – с поэтом Андреем Румянцевым – На вечере, посвященном Андрею Румянцеву в Национальной библиотеке – Карнышевские чтения (с. Кабанск) – С сыном поэта Г.Дагурова – У памятника Калашникову – Первый президент Бурятии поздравляет с вручением Алле Паликовой звания заслуженный работник культуры (2002 г).

Они называли ее милой, доброй феей русской литературы Бурятии, с нетерпением ждали выхода каждой статьи, писали письма, дарили свои новые книги с удивительными автографами. Сегодня по прошествии многих лет эти небольшие автографы больше напоминают коротенькие письма, полные благодарности той, кто всегда был рядом, поддерживал, подсказывал, внушал надежду. Едва ли не единственный литературный критик русских поэтов и писателей Бурятии 70 –80 -ых годов Алла Паликова стала для них и другом, и хранительницей таких удивительных реликвий, как автографы.

Не искавшая легких дорог

Она родилась 28 января 1937 года в семье потомственных верхнеудинцев, где по какому-то стечению обстоятельств все заботы и тяготы бытия неизменно ложились на плечи женщин. Рано умер дедушка, потом от бандитской пули погиб дядя, работник ОГПУ и надежда семьи Дмитрий Лобанов, и в доме остались одни женщины. Мама Екатерина Дмитриевна в числе первых в Верхнеудинске вступила по Ленинскому призыву 1925 года в партию, работала технологом кондитерского производства, парторгом на самых разных участках народного хозяйства, часто бывала в Москве, в числе немногих награждалась знаком «Почетный железнодорожник».

Там, на ул. Банзарова (тогда она называлась Бурятская) семья Лобановых пережила волнения гражданской войны и тяготы Великой Отечественной, когда на рынке приходилось выменивать книги на хлеб. Сколько себя помнила маленькая Алла, она все время играла в школу – с двумя старшими сестрами, куклами, друзьями. Поэтому вопроса, куда пойти после школы, не стояло – только пединститут и только на филологический. Она легко поступила в Иркутский пединститут, где на отлично закончила первый курс, но поскольку в отличие от Бурятского пединститута образование в Иркутске было платное, вынуждена была перевестись в БГПИ.

Там, на историко – филологическом факультете БГПИ в 1957 году с легкой руки студентов Юры Дементьева и Вали Самойлова состоялось знакомство с Сергеем Владимировичем Каллиопи, одного из будущих родоначальников бурятского телерадиовещания. Тогда по инициативе Советского райкома комсомола во главе с Геннадием Журавлевым при комсомоле был организован комсомольско – молодежный ансамбль «Привет», обогнавший по популярности иные профессиональные ансамбли. Под руководством Каллиопи агитбригада «приветовцев» ездила по самым дальним уголкам республики, выступала перед колхозниками, рабочими, ветеранами, да так, что слава о талантливых ребятах бежала впереди них.

Когда в Бурятии появилось телевидение, многие «приветовцы» вслед за Каллиопи связали свою судьбу с журналистикой. В отличие от Владимира Коренева, Юры Дементьева, Вали Самойлова, Валентины Пагадаевой, Виктора Измайлова, для которых «Привет» стал счастливым пропуском на всесильное телевидение, Алла Паликова никогда не выбирала для себя легких дорог. Так уж воспитали сестер в семье Лобановых, что вопрос карьеры никогда не был здесь основным. Сама отказалась заведывать кафедрой в институте, сознательно не вступила в партию, не стремилась к должностям и регалиям, хотя поначалу для Аллы Паликовой все складывалось именно таким образом.

Бывший секретарь комсомола Борис Хараев, с которым Алла работала в институте, предложил ее кандидатуру в горком комсомола, где она была избрана вторым секретарем. Потом было участие в 1960 году в знаменитой поездке бурятских комсомольцев на Тихоокеанский флот, над которым республика взяла в те годы шефство. Однако судьба уготовила Паликовой другую стезю – педагогическую, и другую любовь – любовь к литературе Бурятии, подарившей нам в 70-ые годы целую плеяду талантливейших писателей и поэтов.

Добрая фея русской литературы Бурятии    

Она пришла работать на кафедру русской литературы Бурятского пединститута в октябре 1962 года к своим любимым педагогам, у которых училась. За год до этого директора всех вузов начали именоваться ректорами, а возглавлял пединститут в то время кандидат исторических наук Николай Шулунов. 46 лет своей жизни посвятила Паликова одной-единственной кафедре литературы, позднее разделенную на русскую и зарубежную. Автор курса «античная литература», всегда подтянутая и строгая, с неизменной «химией» на голове, классической шеей, словно сошедшая с античных фресок, Алла Константиновна с самого начала настраивала первокурсников на серьезную работу и полную самоотдачу, такую, какую всегда требовала от себя самой.

Казалось бы, зачем преподавателю зарубежной литературы, почти в одиночку читающему в институте такие курсы, как античная литература, литература средних веков, 17,18 веков, имеющему колоссальную нагрузку по основному месту работы, зачем ей современные бурятские поэты и писатели, которых порой и всерьез-то мало кто воспринимал? Как вспоминает сама Алла Паликова, все получилось случайно. Однажды замечательный филолог Василий Цыренович Найдаков, работавший в бурятском научном центре, пригласил к себе молодых коллег. Разговор зашел о том, что в республике, несмотря на плодотворное развитие литературы, по сути, нет собственной литературной критики. Найдаков предложил каждому филологу «взять себе автора» и наладить постоянное сотрудничество с журналом «Байкал».

Вскоре Найдаков умер. Понемногу все, кого собрал в тот раз ученый, от литературной критики отошли, а Паликова осталась. Просто не смогла бросить Володю Липатова, кого, по ее собственным словам, «боженька погладил по голове», дочь революционера и поэтессу Ольгу Серову, уроженку Бичуры, большую часть прожившую на Урале Елену Хоринскую. Даже если поэты по каким-то причинам уезжали из Бурятии, она долгие годы переписывалась с ними, следила за творчеством, бывая в том же городе, встречалась, не теряя связи, ни на один день не прекращая вести летопись их творчества.

Она не просто писала предисловия к книгам Раисы Белоглазовой, Константина Карнышева, рецензии на сборники работающего ныне в Москве Андрея Румянцева, Михаила Шиханова или фронтовика, поэта Геннадия Дагурова, может быть, иной раз с излишней мягкостью к их недочетам. Своими статьями и заметками Паликова поддерживала как начинающих авторов, так и тех, кто сгорал от водки или выносил тяготы болезни, зная, что кроме нее, этого не сделает больше никто.

Они платили ей тем же, вручая книги с собственными автографами – рецензиями теперь уже на ее творчество. Она хранит их все до одной. Изданный в Москве в 1983 году сборник «Белый месяц» с дарственной надписью народного поэта Бурятии Галины Раднаевой, книги прозаика Цэрэна Галанова, замечательного фольклориста – гэсэроведа, поэта Алексея Уланова и многие другие. Их автографы как хранители их общей судьбы дышат искренней признательностью, проницательностью и каким-то жгущим душу живым словом. Читая их, можно действительно поверить, что откровение поэта, уместившееся в нескольких фразах, порой способно рассказать о человеке больше, чем целая книга…

 

Читайте также:

Татьяна Никитина журналист

Я родилась и живу в Улан-Удэ – столице республики Бурятия, работаю журналистом и верю в людей, которые каждый день строят здесь наше общее будущее. Мои герои - это политики, артисты, юристы и обычные люди, достойные восхищения. Нет занятия интереснее, чем разбираться в том, что с нами происходит. Удачи всем!