blogtn.ru

Эрдэни Жалцанов: мне бы хотелось, чтобы каждый полюбил этих мальчишек

Автор – Светлана Чун-зу-мин, фото Т. Никитиной

В этом году жителей и гостей Улан-Удэ в сказочном ледовом городке, что на площади Советов, встречают два озорных мальчика – Бадма и Чагдар. Эти мультяшные герои режиссера Эрдэни Жалцанова популярны не только в Бурятии, но и в ряде стран Европы. А в Монголии создателю так вообще вручили Государственную награду «Медаль дружбы»! Мы встретились с этим неординарным человеком, чтобы узнать о дальнейших приключениях мальчишек и планах самого творца.

– С ходу задам немного глупый вопрос: как вы отреагировали на новость о том, что у ледяных Бадмы и Чагдара умыкнули «рыбку»?

Это просто какая-то детская шалость, видимо, омулек приглянулся, ничего криминального в этом не вижу.

– Почему именно ваши герои стали одними из символов ледового городка? Как вы об этом узнали?

– Прошлой весной ранним утром, часов в 8, мне позвонили с комитета архитектуры и градостроительства со словами: «Ваши Бадма и Чагдар стали победителями конкурса по ледовому городку». Я, конечно, был удивлен, но в то же время все будто к этому и шло. Меня пригласили ознакомиться с проектом. В плане было все подробно расчерчено, обозначены пункты путешествия мальчиков.

Я только подсказывал некоторые моменты как драматург и театральный режиссер. Концептуально посмотрел, предложил стартовой фигурой сделать «год Коровы», а финальной – «год Тигра». Свет лампочек чтобы устремлялись к елке, прокладывая себе путь. Еще какие-то нюансы добавлял, их с радостью приняли и еще пару раз звали на обсуждения. Кстати, первоначальное название «млечного пути» было «по следу крадущегося тигра». Оно мне жутко понравилось, не знаю, почему поменяли.

А для того, чтобы посмотреть, как воплотилась вся задумка, я специально сходил на площадь Советов. Ледовым городком лучше любоваться ночью, когда он весь подсвечен, мигает. Считаю, получился очень хороший подарок для гостей нашего города, самих жителей, детей – все эти катушки, елка, фигурки и квест-игра.

– Это тоже была ваша идея?

Это идея комитета по культуре администрации города. Они попросили, чтобы мы анимационно исполнили своих героев-ребятишек, которые задают тон, вопросы, условия квест-игры. Они сопровождают самих участников: когда смартфон наводится на QR-код, Бадма и Чагдар появляются на экране и либо поздравляют, либо говорят «не огорчайтесь, в следующий раз». Это забава не только детская, но и взрослым будет интересно.

– Как считается, насколько это добавило популярности Бадме и Чагдару?

– С их появления прошел только год, которого мало. Мне бы хотелось, чтобы каждый полюбил этих мальчишек, сделал их членами своей семьи. Для этого должна проявляться разноплановая, широкая деятельность, к примеру, когда используются их фразы, а сами персонажи фигурируют в комиксах, раскрасках, книжках, сувенирных продукциях. Тогда можно говорить, что они способны показать бурятский колорит. А пока они только-только «родились», потихоньку вливаются в жизнь нашего общества и, может быть, когда-то станут ее частью. Мы приложим для этого все усилия и любовь к героям.

– Почему эти озорники пришлись по душе и детям, и взрослым?

Потому что они обсуждают такие вещи, о которых взрослые сейчас не говорят: честно и не задумываясь о сказанном. То есть ведут себя по-настоящему, по-детски. И многие зрители видят в них своего ребенка, говорят: «Кого-то они мне напоминают».

Монголы очень активно все это дело восприняли, дедушки и бабушки пишут мне: «Какой здоровский мультик, мы с внуками очень любим его смотреть». Мне как автору необходимо побывать в шкуре своих героев, рассуждать как они, проникнуться.  А это тяжело, потому что у меня сложился опыт взрослого человека.

– Как вы переходите в «состояние ребенка»?

– Я могу это сделать, потому что рядом бегают мои дети. Янжиме, которая озвучивает Бадму и Чагдара, 9 лет. Казалось бы, взрослый ребенок, но порой она думает как 4-летка. И это мне нравится. Когда мы с ней разговариваем, я автоматически снимаю с себя весь возраст и тоже становлюсь мальчуганом. Уже 5 месяцев второй нашей малышке. Поэтому я все время нахожусь в состоянии ребенка. По большому счету я ставлю спектакли для детей, и чтобы работа получилась удачной, нужно понимать их психологию.

– Вы выкладываете серии мультфильма в YouТube и Facebook. Не планировали транслировать его на местных телеканалах?

– А почему бы и нет? Надо бы. К примеру, в Монголии во время интервью со мной частенько демонстрируют серии. Но мы не стараемся сделать на всем этом деньги, больших сумм не заработали. Зато получили признание зрителей, плюс ко всему в министерстве культуры Бурятии нам солидно помогли с приобретением техники – мы купили новый мощный компьютер, планшет. Хотя многие предприимчивые люди твердят: «Вы бы давно разбогатели на этом». Но мы, честно говоря, не умеем этого делать.

– Что вам помимо всеобщего одобрения дал этот проект?

– Сами герои открыли для нас массу возможностей для создания новых продуктов, реализации идей в разных направлениях. Так, мы фантазировали о создании компьютерной игры-аркады, где герои бегают и выполняют всякие задания. Не знаю, дойдем ли до этого. Также у меня есть задумка написать детские обучающие книги на бурятском, и чтобы Бадма и Чагдар были помощниками в этом деле. Примерно знаем, как это воплотить.

– Многие зрители интересуются, подрастут ли герои. Это произойдет?

– У нас уже спрашивали, и мы постоянно отвечаем: «Они навечно останутся маленькими детьми». Если они начнут расти, то будут постепенно терять обаяние. Вот чего я боюсь.

– Можно небольшой спойлер, что ждет нас в новых сериях?

– Бадма и Чагдар никуда не исчезли, они будут жить долго. Герои какое-то время не появлялись (последняя серия вышла летом, осенью было затишье), потому что у меня родилась дочурка, соответственно, было не до мультика. А сейчас появилась возможность для созидания. Теперь мы будем раз в месяц выпускать новые серии. Герои должны постоянно напоминать о себе, чтобы у зрителей сложилось ощущение стабильности.

Мы придумали ряд интересных эпизодов, где у Чагдара появляется сестренка. И герои будут ее нянчить, заботиться. Также они как альпинисты взберутся на Мунку-Сардык – самую высокую вершину Бурятии, передадут оттуда всем зрителям приветы. Мальчишки будут путешествовать по районам республики, познакомятся с культурой разных народов: семейских, казаков, эвенков. В Баргузинским заповеднике нас очень просят, чтобы Бадма и Чагдар походили по их территории, подружились с соболем. Меня это очень забавляет, уже представляю, как все будет происходить.

– Есть ли еще творческие задумки, которые рвутся наружу и ждут своего часа?

– Хочется сделать что-то вроде туристического гида (мультипликационная анимация), где любознательная девочка будет бегать по историческим местам города и рассказывать о достопримечательностях. И аудитория сможет благодаря этой девочке узнать больше об Улан-Удэ. Эскизы и наметки у меня уже есть. Еще кино хочу снять. Недавно была встреча с одним замечательным человеком, у него вышла новая книга. И я, прочитав рассказ, понял, что это стопроцентный киносценарий, вполне реализуемая вещь. Материал близок мне и по духу, и по природе. Вот такие планы.

– И всегда все идет по плану?

– Я не знаю такого человека, у которого все идет по плану. Жизнь всегда диктует какие-то свои правки. Даже если брать наши реалии, связанные с пандемией, сколько планов ушло в небытие, сдвинулось. Просто нужно ставить перед собой цели на ближайшие дни и в перспективе, которые действительно сможешь достигнуть. А не замахиваться, потому что падать больно. Вот потихонечку что-то сделал и радуешься, и сегодняшний день кажется таким прекрасным. И после уже думаешь, что бы учудить завтра.

– Спасибо за беседу, удачи!

Читайте также:

Татьяна Никитина журналист

Я родилась и живу в Улан-Удэ – столице республики Бурятия, работаю журналистом и верю в людей, которые каждый день строят здесь наше общее будущее. Мои герои - это политики, артисты, юристы и обычные люди, достойные восхищения. Нет занятия интереснее, чем разбираться в том, что с нами происходит. Удачи всем!