blogtn.ru

Дополнительный не значит вторичный. В Народном Хурале обсудили доступность дополнительного образования

Фото Т. Никитиной

Комитет по социальной политике Народного Хурала провел на прошлой неделе круглый стол на тему исполнения закона «Об образовании в республике Бурятия». Комитет пригласил республиканских педагогов обсудить вопросы дополнительного образования, в частности, насколько Бурятия готова выполнить майские указы президента и довести охват школьников дополнительным образованием к 2020 году до 75 процентов.

Чтобы иметь полное представление о том, что происходит в этой сфере, депутаты пригласили представителей трех профильных ведомств – министерства образования и науки, минкультуры и минспорта, а также начальников муниципальных отделов образования и директоров крупнейших домов творчества. Как всегда, представленные в парламент отчеты выглядели совсем неплохо, а где-то даже очень хорошо до той самой поры, пока депутаты не начали задавать выступающим вопросы о методике распределения средств этой сферы образования

Хитрые проценты

Несмотря на то, что демографическая программа в стране и республике показала отличные результаты, а материальная база допобразования улучшилась ненамного, Бурятия увеличила охват детей дополнительным образованием с 55 процентов в 2014 году до 69,2 процента в 2017 – м. Однако в разрезе районов охват этот оказался весьма разношерстным, где-то подскакивая до 92,5 процента (Муйский район), а где-то падая до 32 – 33 процентов (Тарбагатайский, Мухоршибирский, Селенгинский районы), что вызвало вполне понятные вопросы у присутствующих.

– В Кяхтинском районе охват составляет 81 процент при наличии 6 преподавателей дополнительного образования, а в Селенгинском 33 процента при работающих 52 педагогах, притом, что количество детей примерно одно и то же. Как так? – обратился Александр Стопичев к замминистра образования и науки Бурятии Валерию Позднякову. – Здесь либо Кяхта завышает, либо Селенгинский район занижает. Если мы разделим детей на педагогов, то получим, что один педагог охватывает 200 детей, а в Иволгинском районе вообще 500 ребятишек, что просто нереально. Если эти данные вам дают сами муниципалитеты, то их кто-нибудь проверяет? Как вы принимаете эти данные за чистую монету, если на основании таких цифр выделяете муниципалитетам субсидии. Наконец, почему до сих пор на уровне республики не приняты нормативы для системы допобразования, которые позволяли бы избежать многих проблем. Сколько было разговоров о принятии нормативов в сфере профессионального образования, но ведь приняли же, и все стало понятно. Пока нет четко установленных нормативов, у чиновника всегда будет желание забрать у одного и добавить другому.

От лего до 3D принтера

На самом деле охват детей дополнительным образованием в Тарбагатайском районе не 32,5 процента, а 76,1 процент, сообщила начальник управления образования Тарбагатайского района Татьяна Номоконова. Сложности с отчетностью она объяснила тем, что, по меньшей мере, 800 детей, зарегистрированных в районе, на самом деле там не проживают и соответственно не обучаются, и такая картина не только в этом районе. С другой стороны, если учитывать всех детей, занятых в школе, дворовых объединениях и других формах досуга, то охват будет составлять все 76,1 процента, но отразить эти данные в отчете, по словам выступающих, не представляется возможным. Не получилось и ввести в Тарбагатае в новый детский центр, специально отремонтированный для этих целей – министерство образования и науки Бурятии не профинансировало дополнительные ставки педагогов.

Не лучше обстоят дела с материальной базой и в других муниципалитетах, где учреждения дополнительного образования нуждаются в срочном капитальном ремонте, новом оборудовании, не говоря уже о самых элементарных бытовых удобствах. По словам директора Городского дворца детского (юношеского) творчества Улан-Удэ Ольги Пихеевой, современные дети не хотят просто собирать лего, вышивать крестиком или делать поделки из папье-маше, им интересны такие высокозатратные направления, как робототехника и IT – технологии, освоение которых связано сегодня с массой проблем.

Директор Центра дополнительного образования детей «Подлеморье» в Баргузинском районе Ульяна Иванова призналась, что полученное по гранту уникальное IT – оборудование, требующее высокоскоростного интернета, фактически не может работать по назначению, потому что такого интернета в районе нет. В результате, когда ребята садятся за компьютеры, их учителя не могут проверить даже собственную почту. Минимальная стоимость программного обеспечения на один компьютер начинается с 15 тысяч рублей, которых в бюджете образовательного учреждения нет и никогда не было. По этой причине на всех машинах центра установлены нелицензионные программы, о чем директор совершенно не боится говорить открыто. Но даже если бы центры допобразования и могли где-то взять деньги на программы, встает вопрос, кто будет на них работать. Зачастую дорогостоящее оборудование мирно лежит где-то в углу, потому что обучить специалиста работе на нем стоит немалых денег. В недавней поездке Алексея Цыденова по Кяхтинскому району педагог дополнительного образования не смог ответить на вопрос главы, как работает 3D – принтер – его этому никто не учил.

На пути к 75 процентам

Мысль о том, что в понятии «дополнительное образование» ударение надо делать на втором слове, не раз звучала в рамках круглого стола. Председатель комитета Народного Хурала по межрегиональным связям, национальным вопросам, молодежной политике общественным и религиозным объединениям Цыденжап Батуев напомнил присутствующим, что для многих детей сегодня дополнительное образование есть единственная возможность к самореализации, профориентации и доступа к социальному лифту. В отличие от тех же музыкальных школ, где за обучение всегда необходимо было платить, дополнительное образование в большинстве случаев работает сегодня для детей бесплатно, отвлекая ребят от улицы, социальных проблем внутри семьи, настраивая на успех и веру в себя. В этих условиях, отметили депутаты, поставленные задачи по повышению охвата детей дополнительным образованием к 2020 году на уровне 75 процентов не должны привести к росту этих показателей за счет снижения качества, реализации более «дешевых» программ, меньшей продолжительности, с привлечением менее квалифицированных кадров, с большей наполняемостью групп, с меньшими расходами на оборудование и инвентарь. Возможно, дополнительное образование нуждается сегодня даже в большем внимании, чем какое-либо другое.

Читайте также:

Татьяна Никитина журналист

Я родилась и живу в Улан-Удэ – столице республики Бурятия, работаю журналистом и верю в людей, которые каждый день строят здесь наше общее будущее. Мои герои - это политики, артисты, юристы и обычные люди, достойные восхищения. Нет занятия интереснее, чем разбираться в том, что с нами происходит. Удачи всем!