blogtn.ru

Дмитрий Столяров: устами пресс-секретарей говорит государство

Если вчера пресс-секретарь в нашей стране мог быть только у президента или мэра, то сегодня без пресс-службы не обходится ни одно министерство, ведомство и даже коммерческая фирма. Незаметно профессия пресс-секретаря надежно вошла в нашу жизнь, породив время «говорящих голов». Среди «голов» появились свои звезды, к числу коих многие в Бурятии причисляют победителя конкурса «Хрустальный валенок», помощника руководителя Следственного комитета СК РФ по Бурятии Дмитрия Столярова. Наш сегодняшний разговор – о том, с какими сложностями сталкиваются работники пресс-служб, какие задачи они на самом деле выполняют и о прочих секретах профессии.

– Дмитрий Александрович, насколько известно, и в прошлом, и в позапрошлом году вы становились победителем известного конкурса среди пресс-секретарей, набрав равное количество голосов с пресс-секретарем агентства лесного хозяйства Александрой Егоровой. Как вы считаете, почему именно вас назвали лучшими? Что изменилось в вашей работе после конкурса? И если вы первый пресс-секретарь в Бурятии, то кто второй?

– О том, что я стал победителем конкурса «Хрустальный валенок», я узнал только тогда, когда неожиданно получил приглашение на церемонию награждения, где мне и моей коллеге из пресс-службы Республиканского агентства лесного хозяйства Александре Егоровой торжественно вручили дипломы победителей вместе с подарками и статуэтками. Когда на следующий год я из рук уважаемого заведующего кафедры «Связь с общественностью» ВСГУТУ Андрея Кузьмина вновь получил диплом и статуэтку «Хрустальный валенок -2016», это было еще более неожиданным. Не считаю, что моя работа чем-то выгодно отличается от работы сотрудников других пресс-служб. Но, насколько мне известно, победителей конкурса «Хрустальный валенок» определяет не организатор и даже не жюри, а непосредственно представители СМИ, с которыми мы работаем ежедневно, и это приятно. После таких конкурсов начинаешь лучше анализировать свою работу, работу других. Когда, например, ты идешь в кителе по улице и сидящие там алкоголики кричат: «эй, Столяров, иди, обнимемся!», такое признание тоже дорогого стоит.

Трудно сказать, кто работает более профессионально, хотя за последние годы многие наши пресс-службы очень сильно прибавили. Считаю, прекрасно работает пресс-служба ГИБДД, которая не просто дает информацию о событиях, а устраивает профилактические мероприятия с привлечением детей, общественности. Вообще каких-то шаблонных оценок работы пресс-секретарей различных органов и ведомств нет по той причине, что они слишком разные. В одних приоритетным считается полная открытость и нацеленность на PR-компании, в других существуют строгие инструкции и ведомственные правовые акты, регламентирующие порядок предоставления в СМИ сведений. Например, в правоохранительных органах в силу различных причин большинство служебной информации просто не может быть обнародовано, многие моменты, включая различные случаи героизма сотрудников, сведения об их успехах и заслугах не выходят за стены ведомства и остаются, что называется, «за кадром».

С одной стороны, чтобы не навредить проводимому расследованию, необходимо сохранить в тайне определенные сведения, касающиеся уголовного дела. С другой – нужно показать населению работу следователя, объяснить, что правовое государство, в котором нет беспредела и незаконного насилия, строится на принципах эффективной работы следственно-судебной системы. Сложная задача. Я работаю в пресс-службе Следственного комитета уже более 5 лет и признаюсь, что до сих пор не выработал какого-то определенного алгоритма своей работы. Пытаюсь учитывать замечания журналистов, слежу за работой коллег из других следственных управлений.

– На вашей странице в Фэйсбуке есть портрет, где вы вообще не похожи на себя –  с удочкой и рот до ушей. Глядя, к примеру, на вашего старшего коллегу Владимира Маркина, трудно сказать, что он работает под гнетом инструкций и приказов. То оскорбляет журналистов, то извиняется перед ними. Маркин позволяет себе участвовать в праймериз, делать откровенно политические заявления, давать чуть ли не личную оценку событиям, вообще не относящимся к Следственному комитету. Недавно в своей передаче на Общественном телевидении России «Следствие по делу» назвал приговор в отношении какого –то маньяка нелепым и абсурдным. Возьмем другого вашего коллегу, пресс-секретаря Приморского следственного комитета подполковника юстиции Аврору Римскую, занявшую недавно 7 место в ТОП-20 самых красивых женщин России. Все это оттого, что специалист по связям с общественностью – довольно молодая специальность, роль которой каждый понимает по -своему. В частности, этот самый вопрос – каким должен быть пресс-секретарь, что ему позволено или не позволено, как-то обсуждался в вашем ведомстве?

– Портрет в Фэйсбуке – это веселый шарж, который подарила мне супруга на день рождения. Это специально заказывалось в Перми (у нас такое не делают), поэтому-то и озеро Байкал там с лужицу, есть и некоторые другие вещи. Что касается Владимира Маркина мне сложно давать оценку его работе, которая осуществляется на более высоком, государственном уровне. Преимущество Маркина в том, что он как никто сочетал в себе всё лучшее от профессии журналиста и юриста. Его комментарии – четкие, лаконичные, юридически выверенные и в то же время доступные и понятные для любых граждан. Надо сказать, что Следственный комитет – достаточно молодое ведомство, где с нуля создавался весь внутренний правовой фундамент, на котором строится работа всего большого организма. Организация работы управления взаимодействия со СМИ практически полностью легла на плечи Владимира Маркина. Если спустя всего несколько лет «индекс положительности», «индекс цитируемости» и другие показатели СК России находятся на верхних строках рейтингов силовых ведомств страны, это говорит о том, что проделана очень большая работа.

Когда в прошлом году я проходил стажировку в аппарате Следственного комитета, обратил внимание на то, что Маркин в своем аккаунте в twitter высказался по поводу событий, происходивших на Украине, и даже дает оценку действиям и поступкам Порошенко. Компетенция Следственного комитета не распространяется на все вышеперечисленное, и я спросил сотрудников управления, как они это все оценивают. Мне ответили, что Маркин, как истинный служитель закона, как истинный офицер, болеет за Родину, ему не безразличны трагичные события, происходящие в некогда братской стране, и он считает своим долгом выражать свое публичное негативное к ним отношение.

– Не будем сбрасывать со счетов и то, что государственный советник юстиции и генерал Владимир Маркин по базовому своему образованию есть журналист и телеведущий. А как вы считаете, пресс-секретарем даже в таком ведомстве, как СК, должен работать юрист или человек с профессией «паблик релейшн»? Как вы стали пресс-секретарем и насколько легко получилось овладеть этой профессией?

– Вообще я мечтал стать военным, готовился поступить в престижное военное училище, но перед вступительными экзаменами сломал ногу. Отец услышал от знакомых, что в прокуратуре проводится отбор выпускников школ для поступления в ведомственные учебные заведения и уговорил меня попробовать. Я прошел необходимые тесты, получил направление и сдал вступительные экзамены в Уральскую государственную юридическую академию. Как все мечтал о расследовании громких уголовных дел, после академии работал следователем прокуратуры, помощником прокурора, а когда образовался Следственный комитет – замруководителя следственного отдела и инспектором отдела процессуального контроля в аппарате следственного управления.

В 2011 году руководство посчитало, что я смогу справиться с новыми обязанностями, и меня назначили на должность старшего помощника руководителя следственного управления по взаимодействию со СМИ. То, что я был далек от журналистики, не был профессиональным пресс-секретарем, очень беспокоило меня первое время. Безумно боялся съемок, подолгу заучивал тексты, но понемногу страх прошел, рассказывать приходилось о том, что я досконально знал – о следственной работе. Со временем руководство приобрело для меня полупрофессиональную камеру, я стал записывать сам себя, а потом рассылать материал по телеканалам, что для пресс-службы очень удобно и здорово экономит время. На самом деле работа пресс-секретаря – это только часть моих обязанностей, которую я совмещаю с работой по специальности. Но если ставить вопрос – лучше ли для пресс-секретаря иметь диплом специалиста по связям с общественностью, то считаю, что это лучше. К примеру, старший помощник руководителя управления по взаимодействию со СМИ Свердловской области Александр Шульга не только дает комментарии, но и снимает документальные фильмы о работе следствия.

– Как юрист, которому приходится заниматься еще и пиаром собственной службы, с чем пришлось столкнуться? Какие «удивительные» открытия вы для себя сделали?

– Например, что расчлененный труп по сравнению с обычным вызывает среди журналистов повышенный интерес. Им сразу нужны подробности, а моя задача – показать работу следствия, значит дать информацию уже тогда, когда дело возбуждено, злодей задержан, справедливость торжествует. При этом до решения суда не распространить персональные данные, соблюсти презумпцию невиновности.

– Громкое дело о пяти полицейских, задержанных в связи с гибелью проживавшего на Аршане подростка, было связано также и с тем, что Следственный комитет распространил имена и фамилии задержанных, что возмутило родственников. Как вы это объясните?

– На тот момент это дело было передано в центральный аппарат Следственного комитета, подразделение которого находится в Новосибирске, информация была озвучена их специалистами, поэтому за них я ничего сказать не могу.

– Работу пресс-секретаря многие воспринимают как достаточно интересную, необременительную и надежную, можно сказать, на всю жизнь, но пример известного журналиста и бывшего депутата ГосДумы Александры Буратаевой в этом плане весьма поучительный. Если вспомним, после Первого канала и ГосДумы она становится пресс-секретарем главы РЖД Якунина, но быстро уходит оттуда, продает в Москве недвижимость и уезжает жить в Грузию, где занимается непонятно чем.

– Любая работа сложна, особенна та, что всегда на виду и связана с имиджевыми вещами. Любой специалист по связям с общественностью – это лицо государственной структуры. Когда Владимир Иванович Маркин делает свои заявления, все понимают, что он выражает волю своего руководства, объясняет государственную политику, делает ее понятной простому населению, и в этом я вижу главную задачу своей профессии.

Читайте также:

Татьяна Никитина журналист

Я родилась и живу в Улан-Удэ – столице республики Бурятия, работаю журналистом и верю в людей, которые каждый день строят здесь наше общее будущее. Мои герои - это политики, артисты, юристы и обычные люди, достойные восхищения. Нет занятия интереснее, чем разбираться в том, что с нами происходит. Удачи всем!