blogtn.ru

Цыденжап Батуев: пришла пора спросить, а что Бурятия имеет от своих природных ресурсов?

Разговоры о том, каким будет для Бурятии наступающий год, что с бюджетом и на что нам всем надеяться, зазвучали на прошлой неделе с особой силой. В Народном Хурале прошли публичные слушания, посвященные проекту закона «О республиканском бюджете на 2016 год». Об особом характере этого мероприятия говорит хотя бы тот факт, что в отличие от предыдущих лет на этих публичных слушаниях были заслушаны мнения 22 выступающих, включая депутатов, членов правительства, представителей муниципальной власти, культуры, спорта, общественных организаций. Серьезность обсуждения подчеркивало и то обстоятельство, что аналогично российскому бюджету впервые за многие годы республиканский бюджет -2016 будет утвержден только на один год, и уже известно, что он будет дефицитным. Более того, все указывает на то, что в условиях резкого снижения собственных доходов, слабого роста инвестиций, ослабления рубля и прочих процессов, следующий год будет по-настоящему кризисным, однако именно это обстоятельство должно в корне изменить сам подход к проблеме распределения денег.

2016 год: в чем особенность

Основные параметры республиканского бюджета на 2016 год определены в следующих цифрах: доходы должны составить 41,3 млрд. рублей, а предварительные расходы – в пределах 43,7 млрд. рублей. Таким образом, предполагаемый дефицит составит 2,3 млрд. рублей. Почти в два раза меньше средств поступит из в следующем году из Российской Федерации. Ситуацию усугубляет то, что в следующем году в Бурятии неизбежно произойдет замедление темпов роста в жилищном строительстве, да и прочие сферы республиканской экономики будут чувствовать себя не лучшим образом.

Как известно, 80 процентов наших налоговых поступлений составляет три налога, основным из которых является налог на доходы физических лиц (НДФЛ), а с доходами, равно как и с рабочими местами в Бурятии большая проблема. Не случайно одна и тем, которую выехал обсуждать на прошлой неделе в Москве глава республики Вячеслав Наговицын касалась сложного положения на рынке труда и создания в Бурятии новых рабочих мест.

Плюс, как резонно заметил председатель Счетной палаты Бурятии Евгений Пегасов, проблема республики заключается также в том, что все последние годы мы жили в условиях постоянного существенного снижения собственных доходов и параллельного роста долговых обязательств. Таким образом за весьма короткое время государственный долг республиканского правительства вырос до 8,5 млрд. рублей, а в скором времени может достигнуть и все 12,5 млрд. рублей. Денег будет не просто мало, их будет так мало, что с особой силой поднимет вопросы, насколько эффективно тратятся в Бурятии бюджетные средства и не пора ли в этих тратах навести масштабную ревизию.

К особенному бюджету особенный подход

Вот как высказался по создавшейся ситуации председатель комитета Народного Хурала по межрегиональным связям, национальным вопросам, молодежной политике, общественным и религиозным объединениям Цыденжап Батуев:

– По данным правительства, у Бурятии сегодня 12 основных налогоплательщиков, где большинство – это инвесторы, которые зарабатывают на наших природных ресурсах. Пришла пора спросить, а что мы имеем от своих природных ресурсов, что с нашим золотом, нефритом, лесом, металлами. Почему практически ни с кем из инвесторов Бурятия сегодня не имеет допсоглашений, подобно тем, что имеют другие субъекты Российской Федерации, если на их территорию приходят крупные компании.

Нам надо серьезно разобраться, что мы имеем от наших природных ресурсов. К примеру, долго ли компания, занимающаяся Хиагдой, будет числиться в мероприятиях по разведывательным работам, тогда как там уже сдается завод по производству серной кислоты. За летописью Джидакомбината стоит великая история, но целый город Закаменск сегодня остался со своими проблемами практически один на один. Известно, что некоторые крупные налогоплательщики имеют в республике налоговые преференции и эти преференции составляют даже не десятки, а сотни миллионов рублей. А кто когда в правительстве отчитался на тему – стоит ли этим предприятиям давать такие послабления? Может, лучше дать налоговые льготы или другие комплексные меры поддержки нашим малым и средним предпринимателям, которые больше всех создают сегодня в Бурятии рабочие места, но не могут взять кредиты и получить другую помощь.

Посмотрите, по количеству торговых центров на количество населения Улан-Удэ едва ли не в лидерах Сибирского региона, что означает, деньги у населения есть, другой вопрос, где они их героически зарабатывают. Проблема в другом – наши крупные торговые центры выводят деньги из республики, они не работают на развитие экономики республики. Приятно слышать, что Наговицын выступает за создание рабочих мест в Бурятии, но начинать, наверное, надо с того, как выполнялись антикризисные мероприятия в Бурятии в уходящем году, что конкретно сделано по решению проблем, по увеличению доходов и уменьшению расходов. Сегодня все говорят, что 2016 год будет особенный год, но в чем его особенность?

Его особенность будет в том, что как никогда актуальной в Бурятии стала проблема грамотной реализации расходов, способных снизить долговую нагрузку. Очевидно, что предстоит большая работа по оптимизации отдельных направлений расходов, рассмотреть целесообразность трат по каждой статье, а для этого необходима консолидация усилий всех органов власти. К примеру, на совершенствование госуправления в бюджете запланированы три госпрограммы с объемом финансирования на 2016 год в 4,6 млрд. рублей. На обеспечение и организацию деятельности главы и правительства Бурятии предусмотрено 488 млн. рублей. Все это можно растолковать так, что администрация правительства стала у нас суперведомством по количеству замов, отделов и прочих расходов. Может, расходы и нужные, но соответствуют ли они результатам работы? Кто когда сопоставил эти два показателя, провел анализ?

Битва за бюджет – на что потратить деньги

Основные расходы бюджета в 43 млрд. рублей пойдут на исполнение 19 госпрограмм, где только на развитие социальной сферы будет направлено 8 госпрограмм с объемом финансирования в 30 млрд. рублей. 1 млрд. потратят на соцподдержку пожилых людей. 6 госпрограмм – на развитие экономики с объемом финансирования 2,4 млрд. рублей. На развитие инфраструктуры планируется направить 2 госпрограммы с объемом финансирования в 4,9 млрд. рублей.

Цифры хоть и внушительные, но как показали публичные слушания, слишком небольшие, чтобы решить даже самые насущные проблемы в этих областях. По данным председателя комитета Народного Хурала по социальной политике Александра Стопичева, к примеру, 30 фельдшерско – акушерских пунктов в Бурятии сегодня не имеют фельдшеров, то есть попросту не работают. 2700 детей – сирот стоит в очереди на жилье, и очередь эта не сокращается. 72 школьных автобусов, каждый день осуществляющих подвоз детей в селах, имеют срок службы больше 10 лет, а это значит, что если в течение 2016 года их не отремонтировать, возить детей в школу будет не на чем уже завтра. Горячее питание для детей, обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях, составляет сегодня 10 рублей на человека, и этот показатель не менялся уже много лет. Летний отдых школьников из-за нехватки средств давно сокращен с 21 до 18 дней, а поскольку с изменением демографической ситуации количество детей значительно увеличилось, а средства – нет, то это может означать только то, что число отдохнувших детей неизбежно будет сокращаться. В поселении «Гурульбинское», где проживает 1,5 тысячи детей разного возраста, на сегодня нет ни одного детского сада, школа работает в 4 смены, а чтобы попасть в фельдшерский пункт нужно простоять двухчасовую очередь, причем не в помещении, которое крайне маленькое, а прямо на улице.

– Все предложения и замечания участников публичных слушаний будут зафиксированы и обсуждаться на заседаниях рабочей группы, куда вошли представители министерств и ведомств, члены правительства и депутаты Народного Хурала со всех комитетов, – подвел итоги председатель Народного Хурала Цырен- Даши Доржиев. – По итогам публичных слушаний рабочая группа разработает окончательный вариант рекомендаций, которые либо найдут отражение в бюджете к его второму чтению, либо будут решены уже в ходе исполнения бюджета 2016 года.

Читайте также:

Татьяна Никитина журналист

Я родилась и живу в Улан-Удэ – столице республики Бурятия, работаю журналистом и верю в людей, которые каждый день строят здесь наше общее будущее. Мои герои - это политики, артисты, юристы и обычные люди, достойные восхищения. Нет занятия интереснее, чем разбираться в том, что с нами происходит. Удачи всем!