blogtn.ru

Цыденов и «Сюрреалия». В Улан-Удэ открылся Центр современного искусства «Залуу»

Фото Т. Никитиной

В историческом сердце города, на Коммунистической, 19, появилась новая точка творческого преломления реальности. Вряд ли стоит считать случайностью, что Центр современного искусства «Залуу», что переводится как молодость, открылся в двух шагах от площади Революции, с лихвой оправдывающей свое название.

1150 квадратных метров четырехэтажного пространства «Залуу» сложно назвать уютными, да это и неважно. Главное, что в здешних полупустых залах планируется собрать весь местный неформат, что порой не только танцует, поет и разрисовывает стены граффити, но и порой выходит на митинги, чего-то требуя от власти.

Власть реагирует. Побывавший на открытии «Залуу» глава республики Алексей Цыденов заявил, что Центр создан специально для тех, кто не вмещается в привычные рамки, и именно для таких здесь всегда открыты двери, причем бесплатно. Глава сам внимательно осмотрел все инсталляции, побеседовал с авторами, заснял кое-что на телефон, однако поучаствовать в предложенном перформансе наотрез отказался.

Перформанс как жизнь

Алексей Цыденов признался, что оказался не совсем готов к тому, что увидел. Вряд ли политика поразила отдельно стоящая кровать с персональным приглашением полежать или переходящий в сцену мрачноватый зал, так напоминающий Молодежный театр на Димитрова. Но все это вместе столь точно отразило происходящее сегодня на площади Советов, что угадать параллели было несложно.

Современное искусство создавалось не для того, чтобы ублажать, а будоражить и вытаскивать из закромов подсознания то, что вытаскивать очень не хочется. Когда в метре от тебя бегают разной комплекции, разрисованные и полуобнаженные девушки в неком подобии купальников, всякий раз норовя заглянуть в лицо, приятного на самом деле мало. В «Поэтической комнате» руководителю республики предложили посмотреть на деревянного мальчика с птицей на голове, в «Проекционной комнате» –  почувствовать себя космонавтом. Пройдя через «Коридор памяти», убедиться в том, что память – вещь избирательная и весьма ненадежная.

Но даже после «Коридора памяти» Алексей Самбуевич наверняка не мог не узнать встретившую его на пороге Центра современного искусства в качестве директора этого культурного заведения Аюну Цыбикдоржиеву. Несмотря на то, что та была в маске, не восстановить в памяти события двухлетней давности глава не мог. Напомним, тогда Аюна Цыбикдоржиева возглавляла в качестве директора Бурятский оперный театр.

Новому министру культуры из «Команды Бурятии» пришлось уволить Аюну Цыбикдоржиеву. Перформанс, который преподнесли Алексею Цыденову заслуженные артисты во главе с опальным директором, оно же так называемое собрание коллектива, тогда произвел неизгладимое впечатление не только на главу республики. В афишах такой спектакль не значился, вход был свободным, поэтому получить удовольствие от выступлений – заявлений актеров мог каждый.

Вернуть в искусство

Без всяких сомнений, первый спектакль в оперном, устроенный персонально для Алексея Самбуевича, удался. Дело дошло до того, что к свободному микрофону вышли такие живые легенды оперной сцены, как Дарима Линховоин, Валентина Цыдыпова и Галина Шойдагбаева, начав выдвигать почти политические лозунги.

Многие открыто заявили, что в случае, если Цыденов не вернет Цыбикдоржиеву, они демонстративно уйдут из театра. В ответ глава республики пытался объяснить, что решение принято, в театре были финансовые нарушения, на сей счет есть материалы Счетной палаты Бурятии и,  если надо, обещал лично раздать каждому в руки «компромат». Получили ли артисты обещанное, неизвестно, зато известно, что практически никто, кто публично заявлял, что уйдет из театра, так никуда и не ушел. В результате ушел худрук балета Морихиро Ивата, который как раз никаких лозунгов не выдвигал.

Неудивительно ли, что знакомство с местной классикой у главы выдалось таким, что надолго отбило охоту вообще сюда приходить. Судя по официальной хронике, первое посещение Алексея Цыденова оперного театра в качестве зрителя состоялось только 16 января этого года. Вместе с женой глава республики насладился оперой «Травиата».

«Знойная степь»

Наверное, в центре современного искусства, где непонятно откуда что появляется и куда исчезает, так и должно быть. Никто не позаботился о том, чтобы представить собравшейся на открытии «Залуу» публике  нового директора Аюну Цыбикдоржиеву,  куратора Центра Надежду Абзаеву, художественного руководителя Олега Юмова.

Никто с высокой трибуны не сказал элементарное «спасибо» председателю Региональной общественной организации «Азербайджанский культурный центр Республики Бурятия» Юсифу Гасан-оглы Джафарову, без которого, собственно, ничего и не было бы. Выяснилось, именно он предоставил молодым талантам в самом центре города помещение и даже сделал в нем ремонт.

Что уж говорить, что на устроенном здесь же концерте в честь открытия, где организаторы не обошлись без классических номеров, никто не трудился объявлять их, что уже воспринималось как само собой разумеющееся явление. Вот почему иные авторы  из области живописи, графики, инсталляции, скульптуры, а где-то и на грани всего этого нашли необходимым изложить свои идеи на бумаге. Амгалан Ринчинэ, к примеру, подвесивший к потолку гигантский кокон из овечьей шерсти, лично объяснил Алексею Цыденову, что он имел в  виду.

– Работа называется «Знойная степь». Шерсть, поролон, металл. Кратко. Это про мой народ, которому предстоит родиться нацией. А пока мы находимся в вегетативном состоянии. Кокон – уникальное природное изобретение, поэтому так. В этой стадии у животных происходят кардинальные изменения, поэтому кокон стал аллегорией. Почему знойная степь? Прикоснитесь или обнимите его, и все станет ясно, – кратко изложил суть произведения Амгалан Ринчинэ.

Ни прикасаться, ни обнимать «Знойную степь» Алексей Цыденов не стал. Было заметно, что было ему что возразить и про «вегетативное состояние» целого народа, которым он, кстати, руководит вот уже четыре года (а как можно руководить коконом), но спорить не стал. Внимание Алексея Цыденова приковала размещенная рядом интерактивная инсталляция «Сюрреалия» художницы Юмжаны Сюй, рассказавшей, что на данный момент это есть кульминация ее творчества.

Сюрреализм Алексея Цыденова

Происходящее сегодня на площади Советов также можно обозначить относительной кульминацией партийной жизни в преддверии грядущих выборов в Госдуму. Ровно год назад решением XXX местной партийной конференции «Единой России» Алексей Цыденов был избран секретарем регионального отделения партии.

Выступая тогда перед коллегами, новый руководитель сказал буквально следующее: «Работы было мало, теперь станет много. Как у нас было? О партии вспоминали тогда, когда начинались очередные выборы. Партия должна работать постоянно. Вообще, наступают веселые времена – когда только вместе и сообща можно противостоять вызовам времени. Работать будем напряженно. Так что сами избрали, сами теперь и терпите, – заключил Алексей Цыденов.

Сейчас по истечении года, отмечать который, похоже, никто не торопится, потому как и отмечать, по сути, нечего, можно констатировать, что работать «весело, вместе и сообща» не получилось. Работы, может, и стало много, да работать некому. Куда пропала бодро шагавшая на выборы Народного Хурала «Команда Бурятии», почему в январе этого года надо было срочно распускать правительство – объяснить все это иначе, чем «сюрреалией», не получается.

Сначала председатель экономического комитета Народного Хурала Анатолий Кушнарев показал вопиющий жест неподчинения партийной дисциплине, за что попал в опалу, но так и не был исключен из членов «Единой России». Затем выпал из обоймы экс-секретарь регионального отделения Баир Жамбалов, неожиданно превратившись из светоча партии власти в источник скандальных новостей. Руководитель общественной приемной партии «Единая Россия» Зоригто Цыбикмитов безвременно пал жертвой коронавируса, руководитель фракции в Народном Хурале Лариса Крутиян находится на продолжительном больничном. Публично изгнанный из столицы Бурятии экс-мэр Улан-Удэ Александр Голков стартовал в соцсетях с собственной программой, цели которой туманны и для Алексея Цыденова не сулят ничего хорошего.

В сухом остатке можно констатировать, что большинство из тех, на кого опирался и рассчитывал Алексей Цыденов в своем желании построить здесь суперреспублику, один за другим сошли со сцены, оставив главу Бурятии в свете прожекторов совершенно одного. Возможно, в следующий момент из окружающих сумерек покажутся новые персонажи, но будут ли они лучше ушедших?

Читайте также:

Татьяна Никитина журналист

Я родилась и живу в Улан-Удэ – столице республики Бурятия, работаю журналистом и верю в людей, которые каждый день строят здесь наше общее будущее. Мои герои - это политики, артисты, юристы и обычные люди, достойные восхищения. Нет занятия интереснее, чем разбираться в том, что с нами происходит. Удачи всем!