blogtn.ru

Что жителей Бурятии не устраивает в работе сельских клубов

Фото: Александр Сафронов 

Живой отклик вызвала недавняя публикация в газете Кабанского района «Байкальские огни» под названием «Горячее время для домов культуры». В ней автор размышляет над тем, почему сегодня сельские работники культуры должны измениться, и приводит мнение жителей села Оймур. Мы попросили одного из представителей данной сферы, профессионального музыканта Александра Сафронова пояснить, в чем, собственно, проблема.

– Александр Анатольевич, вы профессиональный музыкант, руководили в свое время народным оркестром, знакомы со многими творческими коллективами, что лично вас не устраивает в работе нынешних сельских клубов?

– Прежде всего, формальный характер этой работы. Не буду говорить за всех, но за последние десятилетия дома культуры в большинстве своем ограничиваются исключительно развлекательными функциями, периодически собирая жителей на главные праздники. Да, в остальное время в клубах работают кружки, возможно, проводятся сходы, но кружки, мы знаем, посещают единицы, в остальное же время клуб закрыт на замок, а ведь на сегодня, по сути, это единственное учреждение на селе, которое способно сплотить людей вокруг себя.

Возможно, еще вчера развлекательная работа сельских клубов и устраивала всех, включая органы власти, однако в условиях специальной военной операции это просто неприемлемо. Сегодня мало провести концерт или поздравить со сцены сельчан с праздником, необходима идеологическая канва мероприятия. Мы видим, как идеология понемногу возвращается в наше законодательство, образовательные учебные заведения, должна она вернуться и в клубы.

– Что вы имеете в виду? Можете привести какие-то примеры?

– Недавно в Кяхте открыли бюст погибшему в спецоперации Герою России Дмитрию Фаршиневу, спасшему ценой своей жизни в апреле прошлого года целый взвод. Когда с монумента начали снимать ткань, зазвучал не гимн России, а аудиотрек из известной американской компьютерной игры. Казус попал в ленту многих федеральных новостных каналов и наверняка послужил еще одним поводом для злопыхателей позлорадствовать над происходящим в республике.

Другой пример, которому сам стал свидетелем. 9 Мая в Улан-Удэ на площади Революции во время открытия праздничной концертной программы прозвучали модные фанфары из рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда», может, и красивые, но никак не подходящие для мероприятия такого плана. Мы понимаем, что звукорежиссер, скорее всего, хотел, как лучше, и рядом с ним не оказалось опытного наставника, который мог бы подсказать, что такая музыка здесь неуместна.

Еще один пример – 9 мая, центр села Тарбагатай Тарбагатайского района. Устраивая праздничные декорации для митинга организаторы перекрыли баннер герою, погибшему в ходе специальной военной операции. Ведь можно же было разместить эти стенды каким-то иным образом, но опять кто-то формально подошел к важному мероприятию, не подумал, как будет все это выглядеть со стороны.

Фото: волонтерская группа в вайбере  

Эти примеры свидетельствуют, что вопрос требует к себе внимания. Если такое происходит в наших городах, где есть соответствующие кадры, то что говорить про небольшие сельские поселки, деревни. Вряд ли в данном случае может идти речь о культурной диверсии или иных специально подготовленных акциях. Скорее всего, мы говорим о формальном отношении к делу тех, кто отвечает сегодня за вопросы культуры, а вопросы эти стали принципиально важными.

Люди хотят понимать, что происходит в стране, республике, и им важно, чтобы эта информация звучала не из соцсетей или телевизора, а на сцене их поселения, от представителя местного самоуправления, которого они знают «как облупленного». Готовы ли заведующие домами культуры уйти от трафаретных лозунгов и объединить сегодня вокруг себя массы, возглавить ту же волонтерскую работу по обеспечению участников СВО всем необходимым?

– У вас есть конкретные примеры?

– Справедливости ради надо сказать, что за прошедший год работа сельских клубов существенно изменилась. Теперь волонтеры имеют возможность плести там сети, изготавливать окопные свечи и делать другие важные вещи для поддержки участников СВО. Происходит это таким образом, что волонтерам дают ключи от клуба, предоставляют помещения, и это замечательно, учитывая, сколько средств вложено в последние годы в сельские учреждения культуры, сколько отремонтировано зданий, закуплено реквизита и оборудования. Все дома культуры отапливаются, освещаются, благоустраиваются.

Но мы говорим сегодня о том, что государство не просто вкладывает немалые средства в дома культуры, оно ждет от работников должной отдачи, в том числе и неформальной, не прописанной в приказах. Мы говорим о том, что работники культуры не должны быть сторонними наблюдателями, им необходимо самим инициировать какие-то акции, увлечь людей, заразить собственным примером. Не просто прийти и фотографировать деятельность волонтеров, а потом размещать фотографии в своих отчетах, а сами должны встать во главе этой деятельности, потому что в данной ситуации они просто не могут оставаться в стороне.

Прошедший праздник 9 мая показал, что все праздничные парады в стране прошли под одному сценарию, а вот торжественные мероприятия по –прежнему вышли такими, как у работников культуры получилось их организовать. Иногда получилось не очень, а значит стоит вести речь о необходимости ввести единый сценарий для таких мероприятий. Впрочем, очень хотелось бы услышать, что думают по этому поводу сами деятели культуры, руководители домов культуры, администрация районов и, конечно, жители, ради которых работают эти учреждения.

– Готовы предоставить площадку для всех, кто пожелает высказаться по данному вопросу.

 

 

Читайте также:

Татьяна Никитина журналист

Я родилась и живу в Улан-Удэ – столице республики Бурятия, работаю журналистом и верю в людей, которые каждый день строят здесь наше общее будущее. Мои герои - это политики, артисты, юристы и обычные люди, достойные восхищения. Нет занятия интереснее, чем разбираться в том, что с нами происходит. Удачи всем!