Фото – скриншот с видео следкома по Иркутской области
Задержание замначальника следственного управления МВД России по Бурятии Андрея Бардаханова в другом городе с демонстрацией видеосъемки сопровождения по коридорам следкома по Иркутской области, пожалуй, первое событие последних лет, к которому наше, привыкшее ко всему народонаселение было явно не готово.
Шокированы были не столько силовики, сослуживцы, коллеги, много лет знавшие Андрея Викторовича, причем далеко не с самой плохой стороны. Шокированы были выходцы из Усть-Орды, откуда, говорят, родом высокопоставленный полицейский, родственники, соседи и просто знакомые, в голове которых в один день произошел сдвиг по фазе.
Было невозможно поверить, что мужчина в маске, спокойно идущий в наручниках по коридорам, а потом дающий показания следователю, и есть Андрей Бардаханов, деликатный собеседник, опытный следователь, тонкий ценитель юмора и, в конце концов, негласный кумир местных дам в погонах. Впрочем, произошедшим были шокированы не только они.
Откровенно скудные по сравнению с иными скандальными постами комментарии в соцсетях — еще одно доказательство того, что в Бурятии случилось что-то из ряда вон выходящее, которое еще предстоит осмыслить. Если Андрей Бардаханов выступил в роли местного Захарченко, читай — самого крутого коррупционера-силовика, а взятка в 15 млн рублей и есть самая крупная сумма, которая когда-либо здесь звучала, то впору вести речь о новом явлении.
Бардаханов и Сюсюра
Громом среди ясного неба для всех стал 12 лет назад арест министра МВД по Бурятии Виктора Сюсюры. Спецоперация в улан-удэнской квартире министра в условиях абсолютной секретности сопровождалась обыском служебного кабинета и этапированием Сюсюры спецрейсом в СИЗО «Лефортово» с применением всех прочих мер предосторожности в виде, к примеру, усиленной охраны. Никаких видеоматериалов задержания высокопоставленного полицейского тогда следком по Бурятии на собственном сайте не выкладывал, а если бы выложил, то никаких «мирных» допросов мы бы там точно не увидели.
Как писали в то время федеральные СМИ, генерал Сюсюра с арестом и последующими обвинениями был категорически не согласен. К примеру, в знак протеста в Лефортово он объявил голодовку и, уж бог знает, что еще мог бы сделать в пылу негодования, если бы увидел, что на него направлена видеокамера. В ходе обысков в его служебном кабинете было найдено 45 тыс. рублей, а в кабинете и. о. начальника отдела по налоговым преступлениям МВД Бурятии Андрея Шурупова, которому также предъявили обвинение, – 69 тысяч. Была также информация, что на квартире Виктора Сюсюры следователи изъяли еще 3,2 млн рублей.
Однако, сколько бы ни нашли у приезжего генерала наличности, как бы ни комментировали тогда возмущенные жители Бурятии произошедшее, заезжий генерал по фамилии Сюсюра не идет ни в какое сравнение с Андреем Бардахановым, пусть и не генералом и даже не министром, но зато своим в доску и потому совершенно не подпадающим под общепринятые стандарты матерого коррупционера.
Иркутск как место взяткодательства
Как и Виктор Сюсюра, Андрей Бардаханов был задержан в нерабочее время, а если говорить точнее, то во время отпуска, что называется, на исторической родине. Как сообщил тамошний следственный комитет, его задержание состоялось в одной из гостиниц Иркутска, куда прибыл адвокат некоего лица, кому следствие под руководством Андрея Бардаханова предъявило обвинения в мошенничестве и причинении имущественного ущерба. Якобы ранее между сторонами была достигнута договоренность о прекращении уголовных дел, расследованием которых занимается МВД по Бурятии в случае если обвиняемый передаст за это 15 млн рублей.
Обвиняемый якобы согласился с суммой, однако посчитал, что она слишком завышена, и обратился в спецслужбы. Интересно, что в истории ранее осужденного в Улан-Удэ адвоката Раисы Гавриловой прослеживается до боли похожий сценарий. Когда та предложила осужденному дать взятку судьям за якобы положительный вердикт, однако, когда сумма была оговорена, обвиняемый посчитал, что она завышена. Процесс передачи денег также проходил в Иркутске.
Как и адвоката Гаврилову, Андрея Викторовича задержали на месте преступления, и, судя по внешнему виду, он даже не сопротивлялся. Руководство МВД по Республике Бурятия, для которого, как и с Сюсюрой, все стало полной неожиданностью, поспешило сообщить, что по данному факту назначена служебная проверка, направленная на установление всех обстоятельств произошедшего.
В случае установления вины полковника Андрея Бардаханова он будет уволен из органов внутренних дел по отрицательным мотивам и понесет ответственность в соответствии с законодательством, заверили в пресс-службе ведомства.
Между тем в различных пабликах уже высказывают версии, что «деньги бурятский полицейский брал не для себя». Виной всему выборы и очередная установка сверху ловить коррупционеров. Действительно, не далее как 20 июля за взятки в особо крупном размере в Ставрополье были арестованы 7 человек, включая начальника УГИБДД Ставропольского края, полковника полиции Алексея Сафонова. Дома у ставропольского полковника нашли золотые унитазы и прочие неподобающие для его статуса предметы роскоши. Интересно, что найдут в квартире у Андрея Бардаханова и как он сам объяснит всю эту историю с 15 млн, если дело все-таки дойдет до суда и будет освещаться так же широко, как освещается до сей поры дело бывшего замспикера Народного Хурала Баира Жамбалова.
Бардаханов и «БайкалБанк»
Между тем следствие ничего не сообщает, признал ли вину обвиняемый, сохраняющий олимпийское спокойствие, а самое главное, предъявлено ли обвинение адвокату, доставившему в гостиничный номер 15 млн рублей. Как бы ни продолжалось далее расследование уголовного дела, а в процессе взяткодательства одинаково наказуемы оба фигуранта – и тот, кто берет взятку, и тот, кто ее дает. Кто этот адвокат, а самое главное, кто его доверитель, кто готов был выложить такую сумму за собственную свободу, пока официально не сообщается.
Впрочем, в производстве следственного управления — следственной части по расследованию организованной преступной деятельности МВД России по Бурятии не так много дел, связанных с мошенничеством и причинением имущественного вреда. Еще меньше таких дел, чьи фигуранты в состоянии заплатить за свой крепкий сон миллионы. В качестве такого примера могло рассматриваться хотя бы дело «БайкалБанка». Два года назад в отношении бывшего председателя правления «БайкалБанка» Виталия Авдеева и его четырех сотрудников был вынесен обвинительный приговор. Как сообщалось, за покушение на хищение денежных средств, золота и недвижимости почти на 900 млн рублей фигуранты получили от четырех до семи лет колонии. По иску АСВ суд также наложил арест на имущество осужденных для взыскания ущерба в размере 6 млрд рублей, однако окончательная точка во всей этой истории еще не поставлена.