Фото Т. Никитиной
На исходе лета Бурятию посетила отметившая в этом году 65-летний юбилей оперная певица Любовь Казарновская. Недельный визит в республику состоял из знакомства с Тамчинским дацаном, Новоселенгинским музеем декабристов, записи песни на бурятском языке «Сэлэнгэ» и поездки на Байкал. По итогам Любовь Казарновская дала интервью местным СМИ, где сделала ряд прелюбопытных заявлений.
Когда рукой подать до ЮНЕСКО
В первых строках своей пафосной речи певица констатировала местным журналистам постулат, что «она – давний друг Бурятии», настолько здесь всем знакомый, что в дацане совершенно обычные люди подходили и говорили: «спасибо, что вы приехали, что вы слышите страну». Далее певица держала длинную речь о духовном богатстве буддизма, традициях бурятского народа и собственно исторической роли Тамчинского дацана в сохранении этих традиций.
Завершила Любовь Казарновская свою проникновенную речь призывом поддержать Тамчинский дацан, для чего вызвалась написать письмо в ЮНЕСКО. Свое видение прекрасного будущего Бурятии певица описала как паломничество в этот самый Тамчинский дацан с обустройством близлежащих юрт и организацией на этой территории духовных практик. Обозначив все это как проект, певица с супругом Робертом Росцик высказались в том ключе, что в Бурятии они намерены организовать и другие проекты.
– Мои друзья, которые приехали со мной из Ярославля, Калининграда, мы все сошлись в том, что нам надо учиться у бурят памяти рода. Посещая дацан, мы это увидели. И вы должны всей стране, всему миру говорить об этом. Не надо стоять с протянутой рукой и ждать, когда дядя положит туда копейки. Мы можем сами… Все может быть очень просто. Это могут быть юрты для паломников, которые приедут сюда. Здесь не нужна гостиница 7 звезд и даже 5. Не нужны серебряные и золотые раковины, это глупости. Все может быть очень просто, достойно, в том стиле и ключе, который мы видим в дацане. Поэтому те средства, о которых мы говорим, они должны быть адекватными, – объясняла недочеты в нынешнем буддийском хозяйстве Любовь Казарновская.
На вопросы, а сколько надо средств для развития, почему выбор пал именно на Тамчинский дацан, хотя в Бурятии полно не менее достойных буддийских святынь, а главное, чем конкретно высокие гости могут нам помочь, к примеру, не хотят ли дать в Улан-Удэ благотворительный концерт или что-то в этом роде, ответы были несколько странными. Смысл их получился таков, что деньги здесь ни при чем. Впрочем, в качестве сходного примера гости привели свой проект 1989 года, когда в помощь пострадавшим от землетрясения в Армении ими был собран 1 млн 200 тыс. долларов. Но сегодня, как было заявлено, Любовь Казарновская видит свою миссию исключительно в освещении темы Тамчинского дацана. Более того, она уверена, что посильную помощь в этом деле должно оказать как правительство Бурятии, так и правительство Российской Федерации.
– Нам вчера рассказали, как строились дацаны. Когда какая-то бабушка с пенсией, условно говоря, в 100 рублей, несла свою лепту, и в итоге дацан действительно становился народным. Сегодня, когда у нас есть такая святыня, которая охраняет дух рода, молчать об этом нельзя. Тамчинский дацан может стать местом, куда со всего мира приедут те, кто ищет духовное прибежище, – твердила заезжая знаменитость местным журналистам, которые из вежливости не смели ничего возразить в ответ.
Судя по видео, опубликованному Бурятским драмтеатром, куда певица прибыла записать песню «Сэлэнгэ», также не пытался возражать Казарновской и скромно улыбающийся художественный руководитель Саян Жамбалов. Хотя, в отличие от журналистов, уж ему-то было что ответить столичной даме, не просто полезшей со своим уставом в чужой монастырь, но еще и взявшейся учить живущих здесь испокон веков буддизму и традициям.
Что сказал бы Хамбо
Как можно было понять из транслируемого в рамках пресс-конференции и видеозаписей на личном YouTube-канале Любови Казарновской, больше напоминающих проповеди, стойкое желание шагнуть в большой мир с подножек буддийского храма возникло у оперной дивы относительно недавно, а причиной послужила пандемия во всем мире. В видео, выложенном еще до приезда в Бурятию, певица рассказывает, что за последний год она много работала над собой, в результате чего ей открылся внешний канал, который есть единственный для всех путь спасения.
Не объяснила Любовь Казарновская только одного – как быть в этой ситуации с лидером Буддийской традиционной сангхи Хамбо ламой Аюшеевым и, вообще, знает ли наш лидер, что у него под носом готовится письмо в ЮНЕСКО с просьбой о помощи Тамчинскому дацану. Как призналась сама певица, аудиенции с Хамбо перед столь важным мероприятием, как возрождение Тамчинского дацана, не было и даже не планируется, что, учитывая весь масштаб предстоящих замыслов, выглядит несколько странно.
Выходить с Тамчинским дацаном на широкую информационную площадку (а последняя запись на YouTube-канале Любови Казарновской набрала более 1 млн просмотров) без каких-либо договоренностей с духовными и светскими властями данной территории есть шаг, прямо скажем, рискованный. Одно дело – с московским апломбом заявлять о том, что правительства Бурятии и России обязаны принять участие в благотворительном проекте, хотя религия в нашей стране, как известно, все еще отделена от государства.
Совсем другое – ЮНЕСКО и международные отношения. С какими бы благими намерениями ни готовила письмо на просторы мировых сообществ Любовь Казарновская, как бы ни говорила о важности и ценностях рода, традиций и народного духа, без официальных представителей этих самых ценностей (читай Хамбо ламы) в этом деле ей будет не обойтись. А значит, придется услышать немало такого, что Любови Казарновской может прийтись не по вкусу. В конце концов и жителям Бурятии хотелось бы услышать от руководителя Буддийской традиционной Сангхи, что он думает по поводу появления в республике Любови Казарновской уже не в качестве почетного гостя, а в роли «большого друга Бурятии» и даже некого духовного лидера. Что сказал бы Хамбо, к примеру, на это изречение оперной дивы?
– То, что мы хотим сделать, это не идолопоклонство, а возвращение человека в свою матрицу, к своему человеческому существу. Когда вокруг духовных лидеров образовывались родовые общины, вдруг все начинало получаться, вдруг переставали возникать вопросы, как жить дальше, – рассказывала Любовь Казарновская.